3.5. Стратегические аспекты технологий в сельском хозяйстве. Планирования освоения достижений научно -технического прогресса

Решение главной проблемы АПК Украины - повышение конкурентоспособности его продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынках - невозможно без освоения передовых технологий.
Понятие «технология» охватывает следующие элементы:
для чего делать (идея, цель)?
что делать (количественные и качественные параметры объекта)?
как делать?
для кого делать (потребители)?
с какими затратами (ресурсы)?
где делать (место)?
когда делать (время)?
кому делать (исполнители)?
что это дает (экономический, социальный, экологический и другие виды эффекта)?
Конечно, технология не во всех отраслях играет одинаковую роль. Так, технологически интенсивные, наукоемких отрасли и производства (фармацевтическая, химическая, электронная), где именно технология выступает как движущая сила, определяющая стратегическое будущее предприятия. Вместе с тем есть области технологически неинтенсивные - деревообрабатывающая, цементная. Очевидно, что большинство отраслей находятся между этими крайними позициями.
Для определения роли технологии в эволюции сельского хозяйства и пищевой промышленности рассмотрим три возможных уровня изменчивости технологий (рис. 3.14). Верхний график касается стабильной технологии, которая в основном остается неизменной на протяжении всего жизненного цикла спроса. На участке ускоренного роста П1 продукция, предлагаемая различными конкурентами, остается в основном неизменной. Конкуренция происходит по линии качества изделий и цини.
Второй график иллюстрирует понятие «плодотворная технология». Основная технология сохраняется длительный период, но на ее основе разрабатывается поколения продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения, меняет друг друга. Это касается таких отраслей, как современная вычислительная техника и фармация.
На третьем графике показано случай переменной технологии, когда в период жизненного цикла спроса наряду с новыми изделиями появляются новые базовые технологии, сменяющих друг одну.
Сельское хозяйство с его сравнительно стабильным ассортиментом продукции, безусловно, относится к отраслям с меняющейся технологией. Например, при жизни одного поколения аграриев состоялись коренные изменения в технологии выращивания сахарной свеклы (одноросткове семян, пунктирный посев, пестициды, свеклоуборочная техника), обусловили, в частности, снижение в 5-6 раз затрат труда в расчете на 1 га посева при одновременном повышении урожайности и улучшение условий праци.
В сельском хозяйстве изменение технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции. Неумение менеджерами предприятий своевременно осознать необходимость изменения технологии может привести к значительным потерям в позиции на рынке или заставить фирму прекратить свою деятельность в ранее прибыльной для нее сфере бизнеса. В то же время технология способна служить основным и мощным инструментом, с помощью которого фирма может завоевать и сохранить преимущество в конкурентной борьбе, процвитати.
Особенно значительное отставание в уровнях технологий и, как следствие, в показателях эффективности производства и конкурентоспособности на рынке по сравнению с передовыми странами с рыночной экономикой наблюдается у нас в отраслях животноводства, в частности в молочном скотоводстве. Сравнительная характеристика основных технологических процессов производства молока в Украине и странах ЕС (табл. 3.8) показывает, что каждый из них в Украине более трудо-, энерго-и капиталоемкий, с худшими условиями труда, худшими условиями содержания тварин.
Переход к новой технологии на предприятии является сложным не только с финансовой стороны, но и с психологической, так существенно меняет в научно-технического персонала и руководителей схему действий, которая сложилась, для достижения успехов. Кроме того, новая технология угрожает их позициям власти и влияния на пидприемстви.
На предприятиях нередко существует разрыв между общим руководством и специалистами в нескольких направлениях:
- Информационный разрыв. Возникает из-за того, что руководители недостаточно осведомлены о перспективах, риска, последействия и стоимости технологий;
- Семантический разрыв (семантика - смысловая сторона языка, т.е. слов, словосочетаний). Возникает из-за различия в языке, концепциях и понимании факторов успеха между общим руководством и специалистами;
- Разрыв цели - расходы. Целью общего руководства фирмы является получение оптимального дохода на ресурсы, затрачиваемые. Технология - одно из средств достижения этой цели - не имеет самостоятельной ценности и не рассматривается как самоцель. Более того, если руководитель не является специалистом, то он избегает сложностей и запутанности технологии. Интерес к оригинальных технических или технологических решений для него не имеет ценности. Зато, моральное удовлетворение, связанное с открытием, оригинальностью решений и профессиональный престиж часто является самоцелью для исследователя и специалиста. В то же время проблема конечной окупаемости и прибыльности инвестиций становится для них негативным фактором, потому что мешает работе над интересной проблемою.
Таким образом, общему руководству предприятия следует принимать активное и компетентное участие в принятии стратегических решений, касающихся вопросов технологии. При этом они должны сами (или с помощью специалистов, консультантов) четко представить сложность, перспективность, риск и стоимость технологий. Нужно ликвидировать информационный, семантический и стоимостной разрывы. Для достижения этого можно рекомендовать следующие действия
- Осознание руководством опасности, связанной с такими разрывами;
- Обучение специалистов-технологов приемам и методам стратегического управления, а руководителей - технологии (курсы повышения квалификации);
- Привлечение технологов к разработке стратегии предприятия;
- Развитие у руководства способности использовать экспертов, умения оценивать предложения специалистов, они должны поощрять творческий риск, вознаграждать предприимчивость и быть снисходительными к временным неудачам;
- Включение технологических показателей в число стратегических целей предприятия. Например, для спецгоспах по откорму крупного рогатого скота освоение технологии выращивания скота мясных порид.
Всего же предприятию следует быть организацией, постоянно учится и пристосовуеться.
В годовом плане экономического и социального развития сельскохозяйственного предприятия указанные вопросы решаются при планировании внедрения достижений научно-технического прогресса (НТП), которое включает следующие основные этапы: обоснование направлений и объемов освоения, определения их эффективности и системы стимулирования работников в процессе освоения достижений НТП. Эти этапы взаимосвязаны, поскольку небрежное разработка хотя бы одного из них может свести на нет всю работу. В годовом плане хозяйства по собственной инициативе предусматривают те достижения науки, техники и передового опыта, которые обеспечат им значительный экономический и социальный эффект и для освоения которых у них есть необходимые технические, организационные и финансовые передумови.
Планируя направления НТП, нужно, прежде всего, учитывать их группировки, например, по влиянию на производство. К первой группе направлений относятся те из них, которые обеспечивают рост производительности труда. Практически на этот показатель влияет большинство направлений НТП. Но главная роль принадлежит механизации и автоматизации производства, новым формам и методам его организации.
Ко второй группе следует отнести направления, обеспечивающих сохранение и повышение плодородия земли: внесение органических и минеральных удобрений, средств химической мелиорации земель. К этой же группе относятся и мелиорация земель (осушение, орошение, обводнение), прогрессивные приемы мелиоративного строительства, полезащитные и противоэрозионные насаждения, почвозащитные методы возделывания земли тощо.
Третья группа включает направления: повышение биологического потенциала урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности скота и птицы, их устойчивости против неблагоприятных производственных условий, заболеваний тощо.
Четвертую группу составляют направления, комплексно влияют на развитие интенсификации и повышения эффективности сельскохозяйственного производства, в том числе освоение современных методов и подходов в управлении и планировании производства, новых технологий в растениеводстве и животноводстве, прогрессивных форм материального стимулирования и ин.
При обосновании направлений и объемов освоения достижений НТП в хозяйствах особое внимание целесообразно уделить тем из них, которые наряду с ростом объемов производства обеспечивают снижение себестоимости продукции.
Для повышения действенности НТП следует предусмотреть премирование за разработку и освоение в производстве достижений науки, техники и передового опыта. Плановый размер премии по каждому мероприятию устанавливают в зависимости от годового экономического эффекта, который хозяйство предполагает получить в результате выполнения соответствующих мероприятий, а также согласно принятым Положением об оплате праци.
Обязательным условием действенности плана НТП является тесное узгоджуванисть показателей этого раздела плана предприятия с другими его разделами и отражение в соответствующих формах: их включают в технологических карт с растениеводства и животноводства, учитывают при планировании общехозяйственных расходов, себестоимости продукции и рентабельности производства. В Положении об оплате труда хозяйства обязательно должен быть раздел о стимулировании работников за освоение НТП.
К сожалению, в разработке показателей плана освоения достижений НТП есть значительные недостатки. В частности, во многих хозяйствах работа над этим разделом носит формальный характер, показатели не согласуются с другими разделами плана. Нередко этот раздел разрабатывают после того, как уже определены основные показатели плана производства и реализации продукции, капитальных вложений, эффективности производства. В отдельных хозяйствах не рассчитывают экономическую эффективность от освоения научно-технических достижений. Причиной этого является прежде всего недостатки в стимулировании освоения достижений НТП на сельскохозяйственных предприятиях.
3.4. Обоснование рыночной стратегии предприятия , обеспечения его конкурентоспособности ГЛАВА 4. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ