7.6.2. Планирование объемов производства и ассортимента продукции

Планирование каждого промышленного производства имеет свою специфику. Вместе с тем всем им присуще то, что у них одинаковые основные этапы планирования работы: обоснование производственной программы (объемов производства, ассортимента изделий, материально-технического снабжения), планирования затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции, планирование реализации продукции и ее рентабельности. Методику планирования работы промышленных производств рассмотрим на примере консервного цеха КСП «Труд» Менского района Черниговской области.
В годовых планах экономического и социального развития сельскохозяйственных предприятий показывают только сводные данные по продукции промышленных производств в натуральном или стоимостном выражении, ее товарную часть, себестоимость, выручка от реализации, прибыль и рентабельность. Эти данные берутся из предварительно разработанных производственных планов промышленных подразделений. Основную же работу по планированию деятельности промышленных производств выполняют при составлении планов (хозрасчетных заданий). Но если в процессе разработки таких планов в растениеводстве (полеводческая или овочивнича бригада) и животноводстве (молочная или свиноферма), как правило, пользуются стандартными формами, которые рекомендованы Министерством АПК, то через большое разнообразие промышленных производств каждое хозяйство при их планирования самостоятельно разрабатывает набор форм. Для этого целесообразно применять опыт крупных промышленных предприятий аналогичной специализации.
Производственная программа - это ведущий раздел плана промышленного подразделения, он является базой для разработки всех его последующих разделов - материально-технического снабжения, плана по труду и заработной платы, себестоимости продукции, плана реализации продукции и прибыли. В производственной программе объемы производства определяют как в натуральном, так и в денежном выражении. В валовой продукции промышленных производств включают всю намеченную к выпуску продукцию, полученную как из своей, так и приобретенного сырья, независимо от того, предназначена она для реализации на сторону или для использования в хозяйстве. Оценивают ее в текущих ценах. В перспективных планах показатели производственной программы рассчитывают только на год, а в текущих - и в квартальном розризи.
Планируя объемы производства промышленной продукции, прежде всего учитывают производственную мощность цеха, под которой понимают его способность к максимальному выпуску продукции или переработки максимального количества сырья за определенный период времени. Производственная программа, характеризующий объем производства по отдельным видам продукции, выражает степень использования производственных мощностей предприятия. Кроме этого фактора, объем производственной программы зависит от обеспечения предприятия сырьем и материалами и возможностей реализации готовой продукции. Например, производственная мощность консервного цеха КСП «Труд», построенного еще в 1976 г., составляет 1 млн условных банок (муб), использовалась только наполовину, прежде всего вследствие резкого снижения спроса на рынке из-за низкой покупательной способности населення.
Кроме того, определяя объемы промышленных производств учитывают спрос на продукцию, возможности заготовки сырья и реализации, потребности населения в услугах промышленного характера (пошив и ремонт одежды, обуви, головных уборов, ремонт зданий и т.п.), возможности заготовки тары (плодоовощные и мясные консервы, соленья, соки, минеральные воды), обеспечение транспортными средствами (вагоны для отгрузки бутового камня, щебня и др.), запасы полезного сырья (древесины, глины, известняка, щебня, бутового камня).
Однако решающее влияние на планирование как объемов производства промышленной продукции, так и ассортимента производит уровень рентабельности и прибыли отдельных видов продукции. Поэтому в последние годы КСП «Труд» несколько расширило производство консервированных огурцов, рентабельность производства которых превышает рентабельность других видов консервов. Одновременно сократилось производство менее рентабельных томатов и маринованных кабачкив.
На выбор ассортимента промышленных изделий влияет еще много факторов: необходимость уменьшения сезонности в использовании рабочей силы и оборудования, возможности сырьевой базы, степень обеспеченности тарой, специями и т.д.. Однако вторым по значению фактором, определяющим ассортимент является конъюнктура рынка. В частности оптовые покупатели предпочитают том, кто имеет больший ассортимент продукции. Поэтому правления КСП «Труд» планирует производство как высокорентабельных, но не очень «ходовых» консервов, так и «ходовых», но менее рентабельных в таком соотношении, чтобы был гарантированный сбыт всей продукции. С этой целью на перспективу планируется расширить площади под смородиной, огурцами, перцем-ротундою.
Быстрому сбыта консервов значительной мере способствует расфасовка их в банки различной, но преимущественно небольшой емкости. Какое большое значение в бизнесе имеет тара, наглядно видно из бума в производстве минеральной воды и прохладительных напитков, наблюдающийся в последние годы благодаря использованию полиэтиленовых бутылок вместо скляних.
На выбор ассортимента продукции существенно влияют цены приобретенного сырья (яблок, груш, слив, вишен, клубники, смородины). В хозяйстве следует рассчитать максимально допустимые цены на сырье, сверх которых покупать ее неэффективно. Конечно, в высокоурожайные годы значительно увеличивается производство консервов, на которые тратится дешевое сырье.
7.6.1. Обоснование выбора и размеров промышленных производств 7.6.3. Планирование себестоимости и рентабельности продукции