9.2. Планирование грузоперевозок и использования автомобилей
От бесперебойной и ритмичной работы транспорта в отдельных хозяйствах, продуктового подкомплекса и сельскохозяйственных районах зависит эффективность АПК. На транспортировке грузов и погрузочно-разгрузочных работах в сельскохозяйственных предприятиях, доставке продукции растениеводства и животноводства на переработку и на продажу, обслуживании предприятий перерабатывающей промышленности и т.д. используется около 40% нефтепродуктов из общего количества ее расходует агропромышленный комплекс. Каждый четвертый работник привлекается к выполнению транспортных работ. Расходы на перевозки грузов и выполнения погрузочно-разгрузочных работ составляют 18-22% средств на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. С повышением уровня интенсивности сельского хозяйства удельный вес транспортных расходов расти. Поэтому уменьшение транспортных расходов - значительный резерв снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции.Общая сумма транспортных расходов (рис. 9.1) зависит от грузооборота (ткм) и средней себестоимости одного тонно-километра перевозок. В свою очередь на объем грузооборота влияют размер (т) и среднее расстояние (км) перевозок. Себестоимость 1 ткм зависит от вида транспорта и организации использования транспортных средств. Поэтому важным в хозяйстве является планирование рациональных вантажоперевезень.
Планирование грузоперевозок. В хозяйствах применяют как перспективное, так и текущее планирование грузоперевозок. При перспективном планировании план грузоперевозок является основой для определения структуры и размеров транспортных средств, а при текущем - способствует сокращению расходов на транспортировку за счет уменьшения объемов транспортных работ и используется для рационального распределения перевозок по видам транспорта. Методы перспективного и текущего планирования различаются только тем, что первое осуществляют согласно данным перспективных планов, а второе - на основе более детальной информации текущих планив.
Планирование грузоперевозок включает определение их общего объема, рациональное распределение во времени, по направлениям и видам транспортных средств. На размер перевозок влияют объемы грузовой массы (т) и повторность перевозок. Произведение этих величин и составляет объем перевозок грузов по хозяйству. Вычисляя объемы грузовой массы, учитывают размеры производства и реализации продукции, запланированные агро-и зоотехнические заходи.
Важным фактором снижения затрат на транспортные работы является уменьшение коэффициента повторности перевозок за счет совершенствования технологии и организации производства продукции. Например, КСП «Победа» Кагарлыкского района, поля которого расположены на расстоянии 10-15 км от сахарного завода, в 1999 г. планирует собрать 60% сахарной свеклы поточным способом (коэффициент повторности - 1,0) и 40% поточно-перевалочным (коэффициент повторности - 2.0). Общий коэффициент повторности свеклы составит 1,4 против 1,7 в предплановом году. Это позволит сократить объем перевозок на 4,2 тыс. тонн.
Среднее расстояние перевозок определяют для каждого вида грузов. Она зависит от расположения хозяйства относительно основных точек его внешних связей, внутрихозяйственного размещения подразделений, отраслей, посевов культур. Так, по зерну это расстояние в КСП «Победа» сложилась следующим образом: перевозки 5318 т зерна с поля на тока на расстояние 6 км, с токов на элеватор 380 т - 9 км, на выполнение договоров - 600 т - 90 км, на внутрихозяйственные необходимости - 4 338 т - 4 км, всего 106 680 тыс. ткм: 10 636 т = 10 км. Произведение объемов перевозок грузов на расстояние даст размер вантажообигу.
В рыночных условиях особое значение имеет фактор удаленности от рынка сбыта сельскохозяйственной продукции и получения различных грузов. Одним из первых теоретически обосновал взаимосвязь между этим фактором и эффективностью производства немецкий экономист Иоганн Тюнен (1783-1850). Исследуя влияние местонахождения земельных участков (расстояние их от рынка) на доходность и организацию сельского хозяйства, вопросы дифференциальной ренты, цены и заработной платы, он сделал вывод, что наиболее рентабельной должна быть такая организация сельского хозяйства, при которой степень интенсивности соответствовал бы приближению к ринку.
Это нашло проявление, в частности, в приближении перерабатывающих предприятий к источникам сельскохозяйственного сырья. Однако с развитием НТП значение этого фактора несколько уменьшается. Например, в странах ЕС в последние десятилетия значительно уменьшилось количество молочных заводов и, как следствие, выросли расстояния перевозок молока. Но транспортные расходы при этом не увеличивались благодаря освоению достижений НТП:
организации хранения молока в фермерских хозяйствах в холодильных установках, обеспечивающих температуру молока на уровне стандартов ИСО (максимум 4
9.1. Обслуживающие производства и особенности их планирования | 9.3. Планирование затрат и себестоимости автотранспортных работ |