1. 5. Функции, которые выполняют налоги

Основные термины и понятия: функции налогов, финансово-экономические методы регулирования, регулирующая функция налогов, стимулирующая функция налогов, Перераспределительная; функция налогов, фискальная функция налогов, экономическая функция налогов, контрольная функция податкив.
Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов, как общая экономическая категория розподилу.
Общепризнанными являются две функции финансов: распределительная и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Это и составляет методологическую основу для формулирования налоговых функций.
Налоговая функция - это проявление сущности налогов в действии, способ выражения их властивостей.
Функции налогов - это прежде всего теоретическое предсказание того, что в них проявится общественное назначение налогов, как обеспечить доходы государства без нанесения какого-либо ущерба развитию бизнеса в краини.
В числе налоговых функций экономисты обычно называют такие функции, как фискальная, регулирующая, экономическая, Перераспределительная, контрольная, стимулирующая. Эти функции приводятся как в полном объеме, так и в компоновке отдельных из них. Из числа налоговых функций сразу же надо исключить экономическую функцию. Самой по себе экономической категорией является понятие «налогообложение».
Обычно основными функциями налогов считаются фискальная и регулююча.
Посредством фискальной функции налогов реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и в государственных целевых фондах, которые необходимы для выполнения государством своих собственных функций. Согласно этой функции в стране проводится взыскание части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения необходимого уровня развития. Это, в частности, такие учреждения, как учреждения здравоохранения, научные, учебные заведения, театры, библиотеки, архивы, музеи тощо.
Издавна налоги во всех государствах вводились с целью выполнения фискальной функции, т.е. обеспечение государства средствами для финансирования государственных расходов. Затем государства в большей или в меньшей степени стали использовать налоговые ставки и налоговые льготы с целью регулирования социально-экономических процессов. И тогда уже налоги стали выполнять регулирующую функцию, то есть влиять на воспроизводство - стимулировать или сдерживать темпы производства, увеличивать или уменьшать накопления капитала и платежеспособность населения и т.д., способствовать решению разного рода социальных проблем, таких, как защита незащищенных слоев населения, осуществление эффективной демографической политики и т.д. .
Рыночная экономика - это экономика, которая регулируется. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируется государством, невозможно. Другое дело - как она регулируется, каким образом, в каких формах и т.д.. Какими бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Вот почему одно из первых мест надо поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулююча.
Государственное регулирование осуществляется по двум основным направлениям:
1) регулирование рыночных товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных работников. К ним относятся законы, постановления, инструкции центральных органов исполнительной власти, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов, покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда и т.д.. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
2) регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном и выгодном обществу напрями.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, обращения ссудного капитала и применения процентных ставок, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и обслуживания народнохозяйственных программ. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают податки.
Манипулируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Поскольку регулирующая функция налогов направлена на экономические и социальные процессы в государстве, ее можно разделить на экономическую, стимулирующую, социальную тощо.
Другая функция налогов * - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение рабочих мест, капитальные вложения и расширение производства и т.п.. Так, например, во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, например, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость и тем самым автоматически освобождаются от оподаткування.
Аналогично, с целью стимулирования отдельных отраслей народного хозяйства в Украине законодательством предусматривается их льготное оподаткування.
С целью снижения цен на научно-техническую продукцию украинским законодательством предусмотрено освобождение ее от обложения налогом на добавленную вартисть.
Следующая функция налогов - Перераспределительная. Эта функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. С помощью налогов осуществляется перераспределение распределенных частей совокупного дохода общества. В бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных, целевых программ - научно-технических, экономических тощо.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производства и специальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости произведенных затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее существенно отражается на всем состоянии экономики и жизненном уровне населения краини.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Построена соответствующим образом система налогообложения позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано, например, в Германии, Швеции и многих других странах мира. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, окончательного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной пидтримки.
Наконец, последняя функция налогов - контрольная. Она, как экономическая категория, заключается в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции налогов оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, проявляется необходимость внесения изменений и дополнений в систему оподаткування.
Сущность контрольной функции налогов заключается в том, чтобы плательщики налогов, сборов и других обязательных платежей своевременно и в полном объеме платили их в соответствии с действующим законодавства.
Указанное отграничения функций системы налогообложения носит условный характер, поскольку все они связаны и осуществляются одновременно. Чем стабильнее будет система налогообложения, тем увереннее чувствовать себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект от выполнения заключенных им сделок, решения хозяйственных проблем, проведения финансовых операций. Ведь неопределенность - это самый главный враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивой рыночной конъюнктуры прибавляется не стабильность налоговой системы, бесконечные изменения ставок и условий налогообложения.
1. 4. сущность налогов 1. 6. классификация налогов

503 Service Unavailable

Service Unavailable

The server is temporarily unable to service your request due to maintenance downtime or capacity problems. Please try again later.