1. Предмет методологии социально -экономического познания

Общеизвестно, что когда речь идет о предмете любой науки или учебной дисциплины, то на передний план выдвигается вопрос о том, что исследуется или изучается. Конечно, в каждой науки или учебной дисциплины, в том числе и в методологии свой предмет вивчення.
Сам термин "методология" происходит от древнегреческих слов "методос", что в буквальном переводе означает "путь к чему-либо" и "логос", что переводится как "наука, знания". Получается, что методология в буквальном смысле - это учение о методах пизнання.
Предметом методологии социально-экономического познания является совокупность методов, способов, средств, используемых при осуществлении научного исследования социально-экономических процессов и явлений. Это, можно сказать, своеобразная схема, план решения конкретной научно-исследовательской задачи.
Методология социально-экономического познания включает в себя две важнейшие составляющие - диалектический метод исследования (диалектику) и логику. Основы этих дисциплин заложили древнегреческие мыслители: Сократ, Платон, Аристотель. По мнению Сократа, познание истины достигается в процессе сопоставления различных понятий и представлений, расчленению целого и исследования отдельных его сторон. При этом он считал, что истинно только то знание, которое доступно целесообразной дияльности.
По утверждению Платона, познать сущность вещей можно лишь тогда, когда мысль исследователя направляется по логике развития изучаемого объекта Иначе говоря, Платон исходил из того, что система методов, приемов, средств исследования процессов и явлений должна согласовываться с объективными законами развития самой действительности. К сожалению, история знает немало фактов, когда ученые произвольно выбирали приемы и средства исследования тех или иных экономических процессов и явлений, а потому и добытые таким образом знания оказывались ложными. Скажем, ряд ученых, презрев логику развития производительных сил и отношений собственности, в конце 80-х годов XX века выступили с обоснованием целесообразности разгосударствления и приватизации в развивающихся странах в направлении социализма. При этом они обещали ускорение развития общественного производства, роста его эффективности и повышения благосостояния населения. Что из этого получилось, сегодня видит не только каждый беспристрастный исследователь, но и каждый рядовой громадянин.
Аристотель был автором учения о категориях и их диалектику, разработал основы логики как науки о принципах построения суждений, правила доказывания и получения научных выводов. Аристотелевской (традиционный) логика была названа Кантом формальной, поскольку ее предметом были формы мышления, взятые в отрыве от их возникновения, изменения и розвитку.
Применение принципов формальной логики в процессе познания экономических процессов и явлений, как и при познании любых других процессов и явлений, при определенных условиях приводит к получению знаний, не соответствуют действительности. Так, следуя принципам формальной логики, авторы рыночных преобразований утверждали, что поскольку наиболее развитыми странами являются те, где всеобщим механизмом связи субъектов хозяйствования выступает рынок, постольку для достижения такого же уровня экономического развития СССР и другим социалистическим странам достаточно отказаться от планового ведения хозяйства и осуществить рыночные преобразования. Такое утверждение вполне согласовывалось с принципами формальной логики. Но оно не учитывало тот факт, что в реальной действительности существовали и сегодня существуют более сотни слаборазвитых стран с более столетней рыночной экономикой. Сам же Кант считал, что необходимо критически относиться к имеющимся знаниям. Этим самым он выразил мнение о необходимости диалектического подхода к процессам и явлениям, в том числе и економичних.
Разновидностью формальной логики является математическая (символическая) логика, которая возникла во второй половине XIX века и получила широкое развитие в наши дни в связи с появлением компьютеров и компьютеризации суспильства.
Более полно диалектическую логику, т.е. учение о возникновения, изменения и развитие логических форм, законы и методологические принципы истинного мышления, разработал в конце ХУШ - начале ХГХ веков немецкой философ-идеалист Гегель. Среди известных ныне всеобщих законов диалектики ключевую роль он отводил закона единства и борьбы противоположностей, в частности расчленению целого на противоречивые складови.
Методологию Гегеля существенно углубили и воплотили К. Маркс в "Капитале", Ф. Энгельс в "Анти-Дюринг", В.И. Ленин в философских тетрадях. Они создали материалистическую диалектическую логику, благодаря которой ученые смогли существенно обогатить знания о закономерностях развития природы, общества и человеческого мислення.
Формальная и диалектическая логика дополняют друг друга, а потому есть все основания утверждать, что уже на рубеже XX и XXI веков происходит синтез идей формальной и диалектической логики, т.е. формируется логика науки.
Долгое время отечественные и зарубежные авторы отождествляли понятия "методология" ("методология политической экономии") и "метод" ("метод политической экономии"). Однако в действительности это разные понятия. Причем понятие «методология» более широкое. Оно включает в себя метод исследования, учение о нем (диалектическую логику) и теорию познания. Скажем, метод политической экономии включает в себя учение о происхождении, структуре, взаимосвязи, субординацию, способы оптимального применения, развитие и эффективность совокупности познавательных средств, а также мировоззренческий и классовый подходы к изучаемым экономических процессов и явлений. А методология политической экономии, кроме названного выше, включает еще и философские и экономические понятия, категории и законы, объясняющие существующую экономическую действительность. Методология политической экономии также включает исследование ее предмета, структуры, места в системе наук, теоретических основ, целей и задач, стоящих перед нею.
При этом следует иметь в виду, что предмет и методология политической экономии находятся в тесной причинно-следственной связи. Он проявляется в том, что с изменением предмета или уровня его зрелости изменяется и методология. Более развитый, зрелый предмет требует более совершенной методологии исследования. Зрелый предмет вызывает необходимость и обеспечивает возможность развития теории, а на этой последней формируется и более совершенная методология. Понятно, что в движении методологии за развитием предмета отсутствует автоматизм, ведь, как показывает реальная действительность, развитие методологии основном отстает от развития предмета. Это обусловлено тем, что методология меняется опосредованно, через развитие теории. Более того, разрыв между развитием предмета и развитием методологии может быть достаточно длительным. Скажем, сегодня пока не сложилась методология анализа переходной экономики (от социализма к капитализму), хотя такая экономика более десяти лет существует в постсоциалистических краинах.
Следует иметь в виду, что связь между предметом и методологией политической экономии, как и любой другой науки, не односторонний, ведь не только предмет влияет на методологию, но и эта последняя делает обратное влияние на предмет, на понимание его сути и возможностей развития. Так, научный метод, примененный К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным, дал возможность им задолго до возникновения реального социализма как фазы коммунистического способа производства предусмотреть его наиболее существенные экономические черты, которые являются предметом исследования политической економии.
Любая наука, в том числе и политическая экономия представляет собой единство теории, т.е. совокупности знаний о предмете, выраженных в системе категорий и законов, и методологии. Это единство вытекает из самой сути методологии, поскольку она является отражением законов науки, используемых для познавательного процесса. Правда, методология хотя и двигается по теории, все же она имеет относительную самостоятельность. Вследствие этого пути развития методологии и теории могут совпадать лишь в основных чертах, в тенденции, поскольку наряду с отражением закономерностей науки методология имеет и свои собственные закономерности развития. Причем развитие методологии основном отстает по времени от развития теории, т.е. имеет место ситуация, аналогичная ситуации отставания во времени степени зрелости методологии от степени зрелости предмета. Понятно, что отставание во времени развития методологии и теории значительно меньше, чем отставание методологии и предмета.
Методология социально-экономического познания как учение о методах познания и преобразования действительности, характеризуется несколькими уровнями исследования. Это обусловлено тем, что в процессе научного познания используются разнообразные методы и способы анализа. Уровнем анализа познавательного процесса является философская методология, которая включает в себя общие принципы познания и категории науки в целом. На философском уровне анализ познавательной и практической деятельности субъекта реализуется мировоззренческая, гносеологическая и методологическая функции философии путем формулирования всеобщих законов диалектики, закономерностей функционирования и развития познания и общественной практики, а также соответствующих принципов и требований к действующему субьекта
Несколько ниже по сравнению с философским является общенаучных уровень методологии, т.е. уровень общенаучных принципов и форм исследования. Он включает в себя содержательные общенаучные концепции, "методы, подходы и общенаучные категории, которые могут применяться в процессе познания в различных областях науки. На основе общенаучных методов и категорий разрабатываются общенаучные подходы к познанию дийсности.
Следующий уровень методологии составляет конкретно-научная методология , т.е. совокупность методов, принципов исследования, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине (например, в экономической науке). Отдельными уровнями выступают методология отдельной дисциплины (например, политической экономии) и нескольких дисциплин (когда речь идет о междисциплинарные исследования).
Все уровне методологии так или иначе определяются философией как наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Иначе говоря, каждый исследователь должен знать наиболее общие законы познания и уметь ими користуватися.
Поскольку каждая из более 40 экономических наук имеет свой специфический предмет изучение, постольку методология исследования каждой из них, кроме определяющих общеэкономических принципов и способов познания экономической действительности, приобретает еще и специфических форм своего проявления. Ведь каждая наука использует свои собственные, важные для нее средства. Так, в политической экономии рассматриваются проблемы, затрагивающие интересы всех людей и касаются всех экономических наук - фундаментальных (политическая экономия, история экономической мысли, экономическая история), функциональных (финансы, кредит, статистика, учет и т.д.), отраслевых (экономика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и др.)., региональных , системно конкретных (менеджмента, маркетинга).
Это объясняется особенностями предмета политической экономии, в частности тем, что она изучает производственные отношения в диалектическом единстве с производительными силами, экономическую политику, государственное управление народным хозяйством, прежде собственностью, в том числе и на микроуровне . Причем политическая экономия изучает все три составляющие системы производственных отношений - отношения собственности, организационно-экономические и технико-экономические - в единстве и взаимодействии. К предмету политической экономии относятся отдельные стороны права (например, трудового, хозяйственного), морали (этики бизнеса) , социальных отношений (работы, заработной платы), культуры (прежде экономической) и т.д.. Иначе говоря, предмет политической экономии включает в себя как базисные, так и надстроечные отношения и их взаимодействие. А это значит, что политическая экономия отражает наиболее высокий уровень научных знаний и охватывает комплекс концепций, идей, учений и взглядов и дает всестороннее научное объяснение экономических процессов и явлений в форме обоснованных законов, закономерностей, причинно-следственных и иных связей и рис. Политическая экономия за единичным и частным выясняет общее, по случайному - закономирне.
Научная методология социально-экономического познания предполагает использование положительных концепций, идей и выводов всех направлений, школ и течений экономической мысли, в том числе и отдельных ученых. Для этого нужны глубокие знания их и взвешенная оценка положительных и отрицательных (или не подтвержденных практикой) сторон каждой из них. Только действуя таким образом, можно интегрировать положительные стороны каждой концепции в целостную научную теорию.
К сожалению, бывают случаи, когда те или иные идеи и положения слепо используются для анализа и оценки отдельных экономических процессов и явлений только потому, что они принадлежат известным ученым или пропагандируются представителями соответствующих школ и напрямкив.
Так, в условиях рыночных преобразований в постсоциалистических странах, в том числе в Украине, имеют место некритические заимствования распространенных в западных странах суждений относительно предмета политической экономии и экономической теории. Как известно, в западной экономической литературе сегодня распространено мнение, что предметом политической экономии и экономической теории являются действия людей в процессе выбора редких (ограниченных) ресурсов для производства, распределения, обмена и потребления различных материальных благ. Таким образом, западные ученые нацеливают экономическую науку лишь на выяснение отношения людей к редких ресурсов и оставляют в тени экономические отношения между людьми в процессе выбора ими этих ресурсов, т.е. экономические отношения между отдельными экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг и их привласнення.
Западные (а за ними и отдельные отечественные) ученые игнорируют отношения собственности и сводят их только к праву собственности, в волевых отношений между людьми.
Методология западной экономики заимствуется отечественными авторами, основывается на устаревшей философии позитивизма, которая лишает ее признаков научности, не нацеливает на исследование сущностных, в том числе причинно-следственных связей. Для такой методологии характерно игнорирование диалектики и логики, преобладание схем, графиков, математического формализма т.д.. Она в определенной степени полезна только для познания закономерностей развития технологического способа производства, процесса взаимодействия человека с природой.
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ , СТРУКТУРА И НАЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2. структура дисциплины