1.5. Особенности организации бухгалтерского учета

В Украине осуществляется государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Согласно ст. 6 Закона о бухгалтерском учете порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности о выполнении смет и бюджетов учреждений регулируется Главным управлением Государственного казначейства Украины (УГК). Оно разрабатывает план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, инструкции по учету наличия и использования бюджетных и внебюджетных средств, валютных операций, основных средств, расходов. Такая строгая регламентация методологии учета обеспечивает его единство, сопоставимость показателей учреждений различных отраслей непроизводственной сферы, возможность получения сводных показателей для контроля за исполнением смет и бюджетов (рис. 1.4).
Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, которые разрабатываются и утверждаются Минфином Украины, на бюджетные учреждения не поширюються.
Основными нормативными документами, согласно которым организуется учет в бюджетных учреждениях, является новый План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, новая бюджетная классификация расходов, Инструкция по бухгалтерскому учету № 61 в части, не противоречащей новому Плану счетов и новой классификации расходов. У них изложена методика учета операций по выполнению сметы расходов по бюджетным и специальным фондами, приведен план счетов, их краткую характеристику, формы основных учетных регистров и указания по применению статей (категорий) классификации расходов для учреждений, которые содержатся за счет бюджету.
Министерства и ведомства Украины по согласованию с ГУДКУ в случае необходимости могут выдавать указания о порядке применения общих положений по бухгалтерскому учету в учреждениях своей системы с учетом специфики их дияльности.
Важную организационную роль в хозяйственном учете играет Государственный комитет Украины по статистики, разрабатывает и согласовывает с Минфином Украины, ГУДКУ формы отчетности. В бюджетных учреждениях обязательным является применение целого ряда первичных документов, например, по учету основных средств, денежных средств в кассе, на счетах в банке и органах Государственного казначейства.
Ведение бухгалтерского учета, осуществления контроля за исполнением смет расходов, а также составление отчетности в бюджетных учреждениях возлагается на бухгалтерию, которая является, как правило, самостоятельной службой и имеет свою структуру. Существуют две организационные формы учета в бюджетных учреждениях: бухгалтерии при отдельных учреждениях и централизованные бухгалтерии. Самостоятельные бухгалтерии имеют крупные учреждения: высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, больницы тощо.
Централизованные бухгалтерии - наиболее распространенная форма организации учета. Они создаются по ведомственной или межведомственной признаками при территориальных и районных медицинских объединениях, министерствах, ведомствах и их управлениях, управлениях местных государственных администраций и выполняют все функции по учету и отчетности бюджетных учреждений, которые они обслуговують.
Процесс создания централизованных бухгалтерий начался в 60-е годы, в настоящее время ими обслуживается более 90% бюджетных учреждений, которые содержатся за счет местных бюджетив.
Централизация оказала положительное влияние на бухгалтерский учет и отчетность: улучшилось функциональное распределение обязанностей между работниками, получили распространение прогрессивные формы и методы учета, сократились расходы на содержание аппарата управления, появилась возможность сравнивать и обобщать результаты анализа и контроля исполнения смет однотипных учреждений, использовать современную вычислительную технику (персональные компьютеры моделей 486ДX100, Pentium 100-500). ООО «Парус-Сервис» разрабатывает и внедряет в Украине пакеты прикладных программ по комплексной автоматизации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях с выходом на баланс и другие формы звитности.
Автоматизация обработки учетно-экономической информации является решающим фактором повышения оперативности, аналитичности и достоверности данных бухгалтерского учета.
1.3. План счетов бухгалтерского учета 1.4. Формы бухгалтерского учета