2. Общественная практика как источник познания

Важным источником познания является общественная практика Она представляет собой целенаправленную предметночуттеву деятельность людей по преобразованию материальных систем. Практику классифицируют по формам жизнедеятельности, по отношению к прогрессу и за субъектами деятельности. По формам жизнедеятельности различают следующие виды практики:
общественно-производственную, охватывающей промышленное и сельскохозяйственное производство;
социально-политическую, к которой относятся создание государств, классовая борьба, формирование политических партий и общественных организаций, реформирование социальных структур, войны, забастовки и т.д.;
научно-экспериментальную, то есть такую, которая связана с преднамеренными изменениями объекта исследования путем искусственного создания условий, позволяющих исследователю узнать некоторые его (объекта) свойства. К этой форме практики относится социально-экономический эксперимент;
врачебную, т.е. медицинскую;
семейно-бытовую (строительство жилья и уход за ним, садоводство, огородничество, уход за детьми и т.д.).
По отношению к прогрессу практика может быть или творческой, конструктивной, или разрушительной, деструктивной. В зависимости от субъекта деятельности различают практику отдельной личности, трудового коллектива, социального слоя, класса, нации, народности, государства, общества, группы стран, мировой спильноти.
По своему содержанию и назначению практика может быть стандартизированной, то есть такой, которая связана с многократным воспроизведением одного и того же результата, и поисковой, такой, которая направлена на достижение прироста познавательной информации. Хотя стандартизированная практика непосредственно не направлена на познавательную деятельность, однако она создает материальные предпосылки для научных исследований и содержит возможности для своего совершенствования. Практике присущи целеустремленность, предметная чувственность и
превращаемость. Практика как гносеологический феномен, как активное взаимодействие человека с материальными системами всегда включает элемент целенаправленности - постановку цели, разработка плана, проекта. Чего нельзя сказать ни о деятельности роботов, ни о работе животных. Те и другие также взаимодействуют с материальными системами, уничтожают, создают или изменяют их, но в их деятельности отсутствует элемент целенаправленности. Итак, целеустремленность отличает практику из числа материальных взаимодействий взагали.
Предметно-чувственная признак практики проявляется в том, что из совокупной человеческой деятельности выделяется определенная ее разновидность, причем такая, которая предусматривает практическое взаимодействие субъекта с материальным объектом. Превращаемость как черта практики означает, что практикой можно называть не любые изменения (перестановки) элементов системы, а только те, которые изменяют качество подсистем и системы в целом, ведут к разрушению, ликвидации системы или, наоборот, способствуют ее развитию, совершенствованию или созданию новой материальной системи.
Каждый из названных элементов практики может быть источником информации. Скажем, план предприятия как признак целеустремленности может служить источником информации при исследовании форм и методов планирования производственной деятельности, учета или не учета действия объективных экономических законов, экономических интересов коллектива и общества в целом и т.д.. В свою очередь предметно-чувственная деятельность продуцирует информацию о практическое взаимодействие субъекта с объектом в определенной сфере человеческой деятельности, в частности, в материальном производстве (в конкретной его отрасли). Иначе говоря, социально-экономическая практика и познание крепко связаны друг с другом. Эта связь наиболее рельефно проявляется в гносеологических функциях, которые выполняет социально-экономическая практика. Главными среди этих функций являются: базисная, детерминирующая, исходная, цильова.
Базисная функция состоит в том, что социально-экономическая практика дает исходную информацию, которая обобщается и обрабатывается мышлением. Эта функция проявляется в двух случаях: в случае простого наблюдения за объектом исследования и в случае практического взаимодействия с ним. В первом случае исследователь получает ограниченное количество чувственных образов и представлений. Во втором - в результате активного воздействия исследователя на объекты исследования возникает возможность познать больше свойств, качеств, отношений и связей этих объектов. Благодаря взаимодействию с объектом исследователь формирует понятия, которые дают знания как об общих, так и о существенных специфические черты изучаемого объекта Хотя большую часть знания о социально-экономической действительности человек получает не непосредственно из практики, а опосредованно, однако ЕЕ личностная практика создает базу для приращения, оценки и обобщения любой, в том числе и опосредованной информации. Эту последнюю человек получает двумя способами: путем получения в готовом виде знаний от других субъектов устно или письменно, через книги, журналы и т.д. и путем выводов, обобщений, на основе законов логики из уже известного знання.
Детерминирующая функция социально-экономической практики проявляется в том, что практика выступает движущей силой познания. Она детерминирует, обусловливает переход от чувственного отражения объектов к их рационального отражения, от эмпирического познания к теоретическому, от дискурсивного к интуитивному, от одних методов исследования к другим, от одного стиля экономического мышления к другому и т.п. В основе такого изменения лежит общее движение познания от явления к сущности, от сущности одного порядка к более глубокой сущности, от этой последней к явлению и т.д.
Признавая детерминирующих роль практики по развитию науки, не следует игнорировать и тот факт, что двигателем развития научных исследований могут быть не только потребности производства, но и другие факторы (например, стремление получить определенный имидж, желание обогатиться, любознательность и т.д.).
Исходная функция социально-экономической практики заключается в том, что практика выступает по отношению к познанию главным критерием истины. Однако следует иметь в виду, что практика может послужить основой для противоречивых выводов: правильных и ошибочных. Дело в том, что в общественной практике задействована человек, его знания, воля, есть в ней переплетается субъективное с объективным. И хотя в этом сплетении, взаимодействия ведущую роль играет объективное, может случиться так, что при определенных условиях верх возьмет субъективное. И тогда обобщения, выводы будут сделаны ложные. Однако преодолеть их можно будет опять же благодаря практике. Правда, на это уйдет определенное время. Причем критерием истины выступает не практика вообще, а ее вполне определенные виды. В экономической науке важную роль играет производственная практика, есть практика взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Сказанное вовсе не означает, что экономическую науку интересуют другие виды практики и они не могут использоваться с целью подтверждения (не подтверждения) истинности наших знаний. Целевая функция социально-экономической практики заключается в том, что целью познания в конечном счете является практика. Причем это касается не только знаний конкретных отраслевых и функциональных экономик, но и из политической экономии (экономической теории). Отдавая должное целевой функции социально-экономической практики, следует помнить о недопустимости практицистського подхода к экономической науке, суть которого заключается в преувеличении роли практики и обесценивании, игнорировании роли науки. Там, где такое случается, наука перестает искать истину и становится служанки определенных фигур, социальных групп и классов. Свидетельством определенного подхода может служить распространенное в 30-40-х годах утверждения отдельных ученых о том, что в условиях социализма отсутствует моральный износ основных производственных фондов. Оно - прямой результат отражения тогдашней практики, т.е. бережного использования техники и продление срока ее эксплуатации. Ориентация на длительное использование основных производственных фондов без учета их морального износа не могла не стать в конце концов тормозом в развитии научно-технического прогресу.
В этой связи следует знать не только те функции, которые выполняет практика относительно познания, но и те, что по отношению к практике выполняет познания. Такими функциями являются: информативно-отражательная, проектно-конструктивная, регулятивная. Информативно-отражательная функция социально-экономического познания заключается в переработке в процессе мышления той информации, которую дала практика Иными словами, данная функция сводится к формулировке понятий, гипотез, теорий, методов. Проектно-конструктивная функция социально-экономического познания состоит в выработке таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без экономической науки. Эта функция направлена на будущую практику, которая должна отличаться от предыдущей своим качественным характеристикам. Регулятивная функция состоит в регулировании практики, в обеспечении управления нею.
Время считаем нужным обратить внимание на то, что, кроме практики, критерием истины могут выступать и другие факторы, в частности логический и аксиологический. Логический критерий заключается в последовательности мысли, в ее строгом соответствии законам и требованиям формальной логики. Если в структуре концепции или рассуждениях обнаружено логические противоречия, то это является признаком их ошибочности. Логический критерий используется в научном познании в случае, когда отсутствует возможность непосредственно сослаться на практику. Аксиологический критерий в экономической науке применяется тогда, когда по каким-то причинам пока невозможно применить практику для определения истинности или ложности того или иного знания, суждения. Суть аксиологического критерия заключается в применении общемировоззренческих, в-методологических, социально-политических, морально-этических и эстетических принципов. Понятно, что и логический и аксиологический, и все другие критерии истины в конечном счете связаны с практикой, базируются на ней. Следовательно, есть основания утверждать, что именно практика является главным, всеобщим критерием истины. Одним из методов получения такой информации является наблюдение как компонент эмпирического метода исследования. Наблюдения в экономических исследованиях представляет собой систему фиксации и регистрации свойств и связей экономических явлений в естественных условиях или в искусственно организованном эксперименте. К последнему мы вернемся несколько ниже. А в данном случае нас интересует наблюдение как результат предметно-чувственной деятельности. Система наблюдения всегда связана с восприятием, поскольку отражает объективные связи и отношения экономической дийсности.
На объем и качество информации, полученной в результате наблюдения, оказывают влияние следующие факторы:
характер и интенсивность чувственного восприятия;
особенность объекта наблюдения;
условия наблюдения;
совершенство вимирювання.
Следует иметь в виду, что не каждое наблюдение является научным. Научное отличается от обычного тем, что осуществляется по определенным принципам:
четко формулируются задачи, которые исследователь хочет решить;
выполняется по заранее составленному плану, т.е. планомерно и систематически;
проводится целенаправленно, то есть наблюдаются только те явления, которые вызывают интерес у исследователя;
предусматривает разделение процесса наблюдения на этапы;
требует от исследователя умения сопоставлять факты и делать объективные узагальнення.
Принято различать несколько видов наблюдений, в частности таких как: систематическое и простое, непосредственное и опосредованное, кратковременное и долговременное. Систематическое наблюдение предполагает фиксацию результатов контроля впечатлений наблюдателя с помощью статистических данных, вопросник, диктофонных записей и т.п.. Простое наблюдение - это наблюдение в обиходе, повседневное наблюдение с последующей фиксацией результатов. Косвенным принято называть такое, при котором явление наблюдается с помощью различных приборов, информацию из которых снимает исследователь. Этот вид наблюдения ценен тем, что дает возможность многократно воспринимать ситуацию и более глубоко ее анализировать. Кратковременное наблюдение представляет собой такое, когда исследователь наблюдает за явлением течение короткого периода. Долгосрочное наблюдение предусматривает глубокое обследование одного явления и сопровождается фиксацией многих его сторин.
Ранее уже отмечалось, что на объем и качество информации, которая дает научное наблюдение определенное влияние оказывает совершенство измерения. Измерение - это определение числового значения определенной величины с помощью единицы измерения, то есть это система фиксации и регистрации количественных характеристик измеряемой системы. Измерения экономических систем связано со статистическими, плановыми и отчетными показателями, единицами измерения, а в отдельных случаях и с эталонами, мерами и приборами измерения. Оно требует всестороннего учета единства количественной и качественной сторон исследуемой системы. Причем следует иметь в виду, что познание указанных сторон явления взаимосвязаны: познать качественную сторону явления можно лишь через познание количественных характеристик.
3. Место и роль эксперимента в познании экономической дийсности
Важной составляющей методологии социально-экономического познания выступает эксперимент. Он представляет собой такой метод изучения объекта, благодаря которому исследователь активно и целенаправленно воздействует на него путем создания искусственных условий или использования природных условий, которые способствуют выявлению, сравнению и измерению его объективных свойств, отношений и связей и проверке правильности теории по ним. Эксперимент является специфическим элементом практики и проводится в случае выявления ранее не известных свойств, отношений и связей данного явления, в случае проверки правильности теоретических положений и выводов, в случае более широкого и глубокого изучения явления. От обыденного, пассивного наблюдения за тем или иным социально-экономическим явлением эксперимент отличается тем, что:
в процессе эксперимента исследователь может активно влиять на изучаемое явление;
в экспериментальных условиях можно освободиться от побочных факторов, влияющих на данное явление и исследовать его "в чистом виде";
благодаря повторяемости эксперимент позволяет осуществлять опыты столько раз, сколько это нужно дослиднику.
Итак, эксперимент выступает основой для формирования теорий и гипотез и одновременно служит критерием истинности теоретических знань.
Принято различать несколько видов экспериментов. В зависимости от уровня освобождения от побочных факторов, влияющих на то или иное социально-экономическое явление, эксперименты разделяют на естественные и искусственные. Естественные эксперименты (например, в сфере производства) имеют место тогда, когда экономические процессы изучаются в реальных условиях с учетом влияния различных случайных факторов производственной среды. Искусственные эксперименты осуществляются в условиях, исключающих влияние побочных факторов на свойства, связи и отношения того или иного явища
В зависимости от места и условий проведения эксперименты разделяют также на лабораторные и производственные. Лабораторные эксперименты проводятся с применением специальных приборов, моделирующих установок, оборудования и т.п., т.е. они предусматривают создание специальных условий для выявления свойств, связей и отношений определенного явления. Лабораторные эксперименты осуществляются, во-первых, с целью эмпирической проверки правильности той или иной теории или гипотезы, во-вторых, с целью получения необходимой эмпирической информации для уточнения тех или иных догадок. Они позволяют получать научную информацию с минимальными затратами. Правда, в ходе лабораторных экспериментов не всегда можно полностью смоделировать реальные связи и отношения определенного социально-экономического явления, а поэтому возникает потребность в проведении производственного эксперимента. В социально-экономических исследованиях производственный эксперимент может выступать в двух формах:
- В форме прямого эксперимента в виде испытания той или иной системы методов, способов решения определенных социально-экономических проблем. На практике данный эксперимент реализуется как хозяйственная реформа Причем она может осуществляться как на микроуровне, так и на макроуровне. Поскольку этот вид производственного эксперимента содержит в себе определенные риски, то проводят его, как правило, сначала на одном или группе предприятий, а уже после этого, внеся определенные коррективы, распространяют на отрасль, регион или народное хозяйство в целом;
в форме социологического исследования, т.е. путем сбора соответствующей информации на отдельном предприятии, группе предприятий, в отрасли, регионе, в стране в цилому.
Как форма производственного эксперимента социологическое исследование не требует больших затрат и главное, не содержит в себе никаких рисков для экономики. Проводится оно преимущественно методом анкетирования, то есть основную информацию собирают в ходе опроса производственных коллективов с помощью заранее составленной анкеты.
1. Теоретико- информационные источники познания и их обработки ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЗНАНИЕ И СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ