3. загальнометодичних требования к подготовке рукописи научного исследования

Для исследователя достаточно важно уметь не только осуществлять научное исследование и получать новые знания об изучаемом явлении, но и должным образом оформлять их в форме курсовой и дипломной работы, научной статьи и доклады, монографии и дисертации.
Понятно, что каждый автор сам решает, как разместить тот или иной материал в рукописи чтобы добиться наиболее полного и убедительного раскрытия своего творческого замысла. Вместе с тем практика выработала определенные стандарты, которых необходимо придерживаться, особенно, когда готовятся рукописи научных статей, диссертаций, курсовых, квалификационных и дипломных работ. Скажем, согласно постановлению Президиума ВАК Украины от 15 января 2003 года № 7-05/1 научная статья должна включать следующие элементы:
содержать постановку проблемы в общем виде и отражать ее связь с важными научными и практическими заданиями, есть статья должна быть актуальной;
в ней должен содержаться анализ новейших исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опирается автор, выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящена статья;
формулирование целей статьи (постановка задачи);
изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов;
выводы из данного исследования и перспективы дальнейших исследований в данном напрями.
Таким образом, каждый из названных элементов научной статьи выполняет определенную функцию, без которой статья не может быть полноценной. Более того, согласно требованиям ВАК Украины, если хоть одно из названных требований отсутствует, статья не должна приниматься к печати в так называемых профессиональных изданиях, в которых могут публиковаться результаты диссертационных дослиджень.
Несколько иная композиция курсовой, квалификационной и дипломной работы и диссертации. Для них обязательными элементами являются титульный лист, оглавление, введение, разделы основной части, выводы, библиографический список. Кроме того, в отдельных случаях могут быть приложения. Каждый из элементов рукописи курсовой, квалификационной и дипломной работы или диссертации, равно как и каждый элемент научной статьи, имеет большое значение, поскольку выполняет определенную функцию. Титульный лист - это своеобразная визитная карточка рукописи научного исследования. Он (титульный лист) заполняется исключительно по установленным правилами.
В верхнем поле титульного листа указывается полное название высшего учебного заведения или научного учреждения, где выполнялось научное исследование. Ниже на определенном расстоянии указывается фамилия, имя и отчество исследователя (в именительном падеже.) В среднем поле размещается название научного исследования. Причем дается она без кавычек и без слова «тема». Формулировать ее следует по возможности коротко и так, чтобы она соответствовала сути исследуемого. Иногда авторы научных исследований добавляют к названию (заголовка) рукописи еще подзаголовок, который также должен быть предельно кратким и не превращаться в новый заголовок. После этого в правой половине титульного листа указываются фамилия, инициалы, ученая степень и ученое звание научного руководителя. Внизу титульного листа дается название населенного пункта, в котором выполнялось научное исследование, и год написания рукописи (без слова "год").
Содержание подается после титульного листа. Хотя бывают случаи, особенно в монографиях, когда содержание размещается в конце рукописи. В содержании приводятся заголовки и те подзаголовки, которые выделены из текста, а также указываются страницы, на которых обозначены заголовки и подзаголовки-размещены. Последнее слово каждого заголовка и подзаголовка соединяется точками с соответствующим ему номером страницы в конце правого поля содержания. Немаловажной составляющей рукописи научного исследования является вступление. В нем обосновывается актуальность темы, формулируются цели, задачи, объект и предмет научного исследования, указываются методы исследования, теоретическая и практическая ценность полученных результатив.
Каждый из названных элементов вступления в определенной степени характеризует тему, а потому и заслуживает более подробного раскрытия. Сказанное прежде всего касается такого элемента, как актуальность. Тема любой научной работы (курсовой, дипломной, диссертации) должна быть актуальной, т.е. касаться проблемной ситуации, требующей решения. Освещение актуальности в зависимости от общего объема рукописи научного исследования может занимать от одной "до нескольких страниц машинописного текста (в диссертации). Чаще выяснение актуальности осуществляется в процессе краткого обзора литературы, благодаря которому есть возможность установить, насколько данная тема раскрыта другими авторами, какие именно аспекты не раскрыты и требуют дальнейшей разработки. После этого целесообразно сформулировать цель и задачи данного исследования и определить его объект и предмет (о них говорилось несколько ранее). Во введении целесообразно отметить методы, с помощью которых добывались новые знания о о Объект исследования. В завершение вступления следует дать характеристику основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических) и указать методологические основы проведенного научного дослидження.
Разделы основной части рукописи научного исследования должны раскрывать его тему, логично и аргументированно обобщать результаты. При этом считаем целесообразным обратить внимание на необходимость каждый раздел рукописи сопровождать короткими выводами. Причем есть определенная разница между выводами к разделам теоретической и экспериментальной частей исследования. В выводах к разделам теоретической части исследования должны быть отражены основные результаты, их новизна, достоверность и практическая ценность . Выводы к разделам экспериментальной части исследования должны содержать краткую суть эксперимента, его результаты, характеристику новизны и соответствия теоретических результатов результатам эксперимента, практическую ценность полученного результату.
Важной составляющей научного исследования являются общие выводы. Они содержат изложение полученных итоговых результатов и констатацию факта соответствия этих последних целям и задачам научного исследования. В них исследователь показывает те новые теоретические знания об объекте, которых он добился в процессе исследования, а также аргументирует практическую ценность полученных результатов. Следует иметь в виду, что к формулировке общих выводов необходимо относиться очень ответственно , поскольку по ним оценивают уровень профессиональной зрелости и научной квалификации дослидника
Библиографический список как составная рукописи научного исследования - (курсовой, квалификационной, дипломной и диссертационной работы) представляет собой описание источников, на которые исследователь ссылается в тексте исследования. Хотели бы обратить внимание на два ошибки, которые чаще всего допускают молодые исследователи по библиографического списка. Во-первых, многие не делает ссылок на источники, из которых использованы те или иные материалы, цифры и факты. Во-вторых, очень часто к библиографического списка заносятся труда, с которыми автор не работал. Такие огрехи свидетельствуют о низком уровне научного исследования.
2. постановка целей и задач научного исследования ТЕМА 8. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ НАУЧНЫХ РАБОТ