2.1.1. Принципы и порядок финансирования бюджетных учреждений

Основным источником средств бюджетных учреждений является государственный бюджет, объединяющий ряд самостоятельных бюджетов: республиканский бюджет, бюджет Автономной Республики Крым, а также местные бюджеты, включая областные, городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Выделение денежных средств на расходы согласно утвержденным сметам называется финансированием бюджетных установ.
Расходы отдельной бюджетной учреждения финансируются, как правило, из какого-нибудь одного конкретного бюджета в зависимости от подчиненности учреждения, его территориального размещения, народнохозяйственного значения и целесообразности отнесения расходов на данный бюджет согласно экономических и социальных задач держави.
Предельные размеры финансирования из бюджета на год с разбивкой по кварталам предусматриваются в годовом росписи доходов и расходов соответствующего бюджета, в сметах расходов бюджетных учреждений и называются бюджетными асигнуваннями.
Финансирование бюджетных учреждений осуществляется на определенных принципах.
Во-первых, финансирование бюджетных учреждений является сметным и имеет плановый характер. Смета расходов на бюджетный год - основной плановый документ учреждения. Средства выделяются учреждению по мере выполнения ею плановых объемов работ с учетом ранее отпущенных средств. В случае невыполнения учреждением плана по основным показателям деятельности объем средств уменьшается. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой, и превышение расходов по смете. Смета составляется в соответствии с постановлениями Правительства и других нормативных актов, регламентирующих условия и порядок сметного финансування.
Во-вторых, важнейшим принципом бюджетного финансирования является обоснованность сметы расходов по видам и направлениям бюджетных ассигнований, а также экономическая целесообразность и рациональность использования выделенных средств. Осуществление этого принципа обеспечивается путем бюджетного нормирования, разработки обоснованных норм расходов и их строгого соблюдения в финансовой деятельности каждого учреждения. С помощью бюджетного нормирования достигается одинаковый уровень удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах массовых однотипных учреждений, обосновывается необходимая потребность в средствах и расширяются возможности контроля за целесообразностью расходования выделенных асигнувань.
В-третьих, существенной особенностью сметного финансирования является целевой характер бюджетных ассигнований. Целевое назначение расходов обеспечивается с помощью единой бюджетной классификации, группирует все ассигнования бюджетных учреждений в указанном порядке размещения отдельных расходов. (Ее будет рассмотрен в разделе III.)
Средства из бюджета предоставляются в распоряжение руководителей министерств, ведомств, органов местных администраций, руководителей отдельных учреждений. Указанные руководители являются распорядителями средств бюджету.
В зависимости от объема прав, обязанностей различают распорядителей средств по государственному бюджету трех степеней - главные, второй степени и третьей степени, а за местным бюджетом - двух степеней - главные и третьей степени. Такие различия количества категорий распорядителей средств по разным бюджетами зависят от количества звеньев управлиння.
Главными распорядителями средств (ГРК) являются:
министры и руководители других центральных органов исполнительной власти - по государственному бюджету;
руководители отделов областных, городских, районных администраций - по местным бюджетам. Главным распорядителем средств предоставлено право распределять бюджетные средства между низшими распорядителями средств (ЖК), а также тратить их на централизованные и другие мероприятия, на содержание аппарата управлиння.
Распорядителями средств второй степени (ЖК II степени) являются руководители, которые получают средства на расходы учреждения и распределяют сумму средств, определенную ГРК для перевода непосредственно подчиненным им установам.
Распорядителями средств третьей степени (ЖК III степени) есть руководители, которые получают средства только для непосредственного витрачання.
Высшие распорядители средств осуществляют постоянный контроль за правильностью использования подведомственными учреждениями бюджетных средств, получают от них отчетность о совершенных расходы. Ниже распорядители средств несут ответственность за использование бюджетных средств перед высшими розпорядниками.
Финансирование бюджетных учреждений не является неизменным. В течение последних двух десятилетий оно осуществлялось разными методами и формами. К концу 90-х годов бюджетные учреждения финансировались двумя методами: путем открытия кредитов и путем перечисления средств с текущего (основного) счета местного бюджета на текущие счета в учреждениях банка. Путем открытия кредитов осуществлялось финансирование на текущие расходы учреждений, которые содержались за счет союзного и республиканских бюджетов. Учреждения, которые содержались за счет бюджетов автономных республик и местных бюджетов, финансировались за другим методом.
Открытие кредитов на финансирование расходов учреждений не сопровождалось перечислением средств со счетов бюджетов на счета распорядителей кредитов, лишь уточнялись и сообщались суммы, предусмотренные на расходы за счет бюджета, и предоставлялось право на получение этих средств из банка. Поскольку такой порядок возможен только в условиях устойчивости и бездефицитности государственного бюджета, от этого метода пришлось отказаться. С 1990 г. в учреждениях отраслей социально-культурного комплекса начал внедряться новый хозяйственный механизм, который предусматривал отличие сметного финансирования и переход на финансирование по нормативам бюджетного или отраслевого финансирования, объединение бюджетных и внебюджетных средств. Средства, полученные за счет различных источников, создавали единый фонд финансовых средств. Для хранения как бюджетных, так и внебюджетных средств в учреждениях банка открывался расчетный счет, а текущие счета по бюджету и внебюджетных средствах закрывались. Эксперимент по внедрению бюджетного хозрасчета не оправдал себя на практике и был видминений.
Финансирование всех бюджетных учреждений вновь стало сметным, при этом бюджетные средства перечислялись на текущие (бюджетные) счета, которые открывались в учреждениях банкив.
В период становления рыночной экономики образовалось много коммерческих банков, изменились функции НБУ в части выполнения государственного бюджета, в результате учет и контроль за расходованием бюджетных средств значительно ухудшились. Распыление бюджетных средств по многим текущим счетам, отсутствие оперативной информации на всех уровнях выполнения государственного бюджета не позволяли эффективно маневрировать и без того ограниченными средствами. Именно этим объясняется становления в Украине органов Государственного казначейства.
Согласно Временной инструкции о порядке кассового исполнения государственного бюджета по расходам, утвержденной ГУГКУ от 21.03.97 за № 28, финансирование бюджетных учреждений, начиная с 1997 г., осуществляется по двум формам (рис. 2.1, 2.2):
по ведомственной структурой;
через органы Государственного казначейства.
2.1. Учет финансирования и поступления денежных средств 2.1.2. Учет финансирования по ведомственной структурой