4.1. Общее и особенное в практике воплощение монетаристских принципов
Принципы монетаризма, которые были воплощены в монетарной политике в постсоциалистических странах в широком смысле к денег, цен на ресурсы, доходов и расходов, бюджета, налогов, вкладов и инвестиций, кредитов, фондовых рынков, валютного режима и т.д., то есть важнейших инструментов структурных реформ. их использования в условиях рыночной трансформации экономики было направлено на достижение лучших либеральных целей. Вместе с тем на практике они дали столь противоречивые результаты, что "это превратило теоретический парадокс в действительно реальную проблему".Несмотря на остроту полемики между сторонниками кейнсианства и монетаризма, они слишком полезны в контексте давних дискуссий о соотношении ожидаемого и непредсказуемого в последствиях принимаемых решений людьми. В частности, особый интерес к исследованию неожиданных результатов действия проявляли такие представители либеральной мысли, как Ф. фон Хайек и К. Поппер, причем последний специально связывал неожиданные (unintended) результаты с осознанными (intended) решениями. То есть полезность их в том, чтобы найти рациональное обоснование полученных результатов для предотвращения повторения подобного в майбутньому.
Если взять проблему соотношения монетаризма и кейнсианства, то много споров имеет ограниченное отношение к реальной экономической политики. В чистом виде 10-летнюю политику в постсоциалистических странах вряд ли можно назвать монетаристеькою или кейнсианской. Темпы инфляции в отдельных странах в 2500% в год никак не соответствуют канонам монетаризма. Однако и Дж. Кейнс в 1919 г. писал, что инфляция - эффективное средство, с помощью которого можно разрушить любую власть. Когда, например, украинские денежные власти поддерживали или увеличивали бюджетный дефицит, что было характерно для первой половины 90-х pp. XX в., Вряд ли они делали это, руководствуясь советами Кейнса относительно увеличения совокупного спроса. Поэтому нельзя не согласиться с А. Илларионова в том, что "настоящая спор между монетаристами и кейнсианцами еще впереди, когда экономика страны вступит определенных параметров, в рамках которых дискуссии между сторонниками той или иной политики начнут приобретать содержания, а результаты использования тех или иных инструментов экономической политики можно будет наблюдать в реальной жизни ".
Однако уже сегодня можно отметить, что эволюция практики проведения монетарной политики в развитых и постсоциалистических странах в период трансформационных преобразований осуществляется под определяющим влиянием процессов либерализации и глобализации финансовых рынков и развития информационных технологий, а также растущего влияния международного фактора на процентные ставки на денежных рынках и стоимость финансовых активов. С возрастанием роли денежно-кредитной политики как инструмента макроэкономического регулирования в современных условиях механизм ее проведения постепенно трансформируется соответствии с новыми тенденциями на мировых ринках.
Относительно основных целей монетарной политики в 80-х pp. XX в., То на практике оказалось неформальное признание последней как основного средства макроэкономического регулирования. Учитывая необходимость комплексного решения экономических вопросов законодательным путем, большинство европейских банков должен осуществлять денежную политику таким образом, чтобы она одинаково отвечала всем экономическим задачам. На практике же выделилась тенденция соблюдения единой цели - сдерживания инфляции.
Характерными чертами проведения денежно-кредитной политики в ведущих западных странах в последние два десятилетия был переход их к более активному управлению ликвидностью, которая сопровождается изменением роли и масштабов использования основных монетарных инструментов. Сокращение резервных требований и снижения объемов кредитных операций в большинстве стран компенсировалось усилением роли операций на открытом рынке, которые характеризуются большей гибкостью, широким выбором инструментов и прозрачностью посылаемых на рынки относительно направления денежной политики.
Большинство западных стран в 80-х pp. XX ст. отменен валютный контроль, что обусловило возрастание роли процентной политики как средства влияния на либерализованы рынки. Сейчас центробанки практически всех западных стран, за исключением Швейцарии, используют процентные ставки оперативный способ проведения монетарной политики.
В отличие от США, Японии, Канады и Австралии, где ключевой переменной является процентная ставка по однодневным межбанковским кредитом (overnight), специфика европейских стран - это использование аукционной ставки (tender rate) главным образом по операциям РЕПО. ЕЦБ проводит рефинансирование неделю, тогда как ЦБ Японии в течение 1988-2002 pp. - В среднем по два аукциона ежедневно, ФРС прибегала к организации 1,07 аукциона в день. В некоторых странах регулирование однодневной ставки определяется ставками по кредитным операциям Центробанка. Структуру займов по срокам, предоставляемых ФРС, ЕЦБ и банком Японии на аукционах РЕПО, иллюстрирует рис. 6.
Другая тенденция проявляется в том, что центральные банки развитых стран для обеспечения большей контролируемости активности участников денежного рынка стремятся сузить круг акционеров РЕПО. Так в США ФРС возлагается на 25 первичных дилеров, которые представляют коммерческие банки и небанковские финансово-кредитные учреждения, финансовое состояние которых не вызывает сомнения. Главная задача первичных дилеров - аккумулирование заявок от депозитных учреждений на получение ликвидности и дальнейшее формирование собственной заявки в ФРС, которая организует аукцион РЕПО6.
Количество участников японских аукционов РЕПО, в зависимости от срока предоставления кредита, ограничивается 30-50 участниками. Среди них-коммерческие банки, финансовые компании, инвестиционные группы и так называемые фонды денежного рынка, которые обязательно имеют счет в банке Японии. Несколько иначе организовывает ЕЦБ, который позволяет участвовать в аукционах РЕПО около 2500 участников при условии их соответствия резервным требованиям ЕЦБ, хотя практически участвует 20-25% от потенциальной килькости8. Такое желание ЕЦБ либерализовать процедуру предоставления ликвидности и способствовать равномерному распределению ее среди депозитных учреждений вызывает больший соответствие денежного рынка Европы, по сравнению с США и Японией. Так в 2000-2001 pp. стандартное отклонение по процентной ставке односуточного кредита на мижбан-ский рынке Европы составляло 0,39%, одновременно в США - 0, 27, а в Японии-0, 16%.
Стимулированное центральными банками рост рынка РЕПО способствовало распространению операций по продаже ценных бумаг с осуществлением следующий день обратной сделки как основного инструмента управления ликвидностью. Позже использования обратных сделок при проведении монетарной политики ввели Банк Англии, который традиционно опирался на переучет векселей, и Национальный банк Швейцарии, который использовал как ключевой инструмент валютные свопи.
Следовательно, в условиях глобализации монетарных финансовых рынков, рост мобильности международного инвестиционного капитала и повышения степени открытости национальных экономик монетарные власти получает возможность эффективно управлять ликвидностью денежного рынка, отдавая предпочтение созданию рынка первичных дилеров или ограничивая круг участников аукционов мощными финансово-кредитными учреждениями. Последние обладают достаточной информацией о текущем состоянии и перспективах развития денежного рынка и попытки использовать ее таким образом, чтобы вовремя удовлетворить спрос других участников денежного ринку.
Указанная тенденция к увеличению количества операций на открытом рынке способствовала уменьшению роли кредитных операций в процессе управления ликвидностью на денежном рынке практически во всех западных странах. Некоторое значение для ежедневного сбалансирования банковских ресурсов эти операции сохраняют в тех странах, где отсутствуют резервные требования, в частности, в Швеции, Бельгии, Великобритании и Германии. Единственная европейская страна, где так называемое "дисконтное окно" - кредиты, которые предоставляются по субсидированной (т.е. ниже рыночной ") ставке, продолжают активно использоваться для управления ликвидностью, остаются Нидерланды. Среди неевропейских стран подобная практика распространена в Японии, хотя в условиях ослабления банковской системы, как отмечает С. Барио, использование "дисконтных окон" становится неэффективным. Относительно позиции центральных банков относительно резервных требований, то их позиции на текущий момент существенно различаются. В отличие от Бундесбанка, который положительно оценивает их стабилизирующую функцию по предотвращению частых интервенций на рынке , банки Великобритании и Нидерландов считают практику установления резервных требований несовместимой с принципами либерализованного ринку.
Различия в проведении странами монетарной политики, даже европейскими, несмотря на ускорение ее интеграции, которая стимулирует процесс конвергенции механизмов проведения денежной политики, сохраняются. Наиболее заметно на общем европейском фоне выделяется Великобритания, специфика денежной политики которой обусловлена историческим развитием этой страны как мирового финансового центра, особой структурой рынка, которая характеризуется широким развитием ипотечного кредитования и развитой практикой предоставления кредитов за плавающими ставками, а также отличным от континентальных стран механизмом влияния денежной политики на экономику . Как следствие, полный эффект от изменения процентной ставки в Великобритании достигается с временным лагом в один год, в континентальной Европе - два года ". По структуре рынка, уровнем капитализации, степенью чувствительности активов на изменение процентных ставок меньше отличаются Нидерланды, Финляндия, Ирландия и Швеция.
В большинстве европейских стран реализация Маастрихстськои соглашения по осуществлению денежно-кредитной политики способствовала трансформации механизмов ее проведения в сторону усиления соответствия принципам, разработанным для ЕВС. В целом монетарная политика европейских государств в течение 90-х pp. XX ст. характеризовалась растущей зависимостью от политики Бундесбанка. Это объясняется высокой степенью корреляции шоковых воздействий так называемого ядра государств (Франции, Бельгии, Голландии и Дании ") со стороны предложения (т.е. изменения уровня производительности труда) с Германией, проиллюстрировали в исследованиях еще в начале формирования европейской валютной зоны Т. Байоми и Б . Ейгенгрин. Остальные так называемых "периферийных" стран имела меньшую степень корреляции с Германией (Италия, Португалия), а значит, они больше почувствуют шоковые воздействия. После создания ЕВС и введение в 1999 г. евро несоответствие уровней корреляции экономических циклов и шоковых воздействий, хранимых проявляются, в частности, в том, что вторая группа стран, в отличие от Германии, Франции, Бельгии и Голландии, в условиях единой ставки рефинансирования, которую устанавливает ЕЦБ (3,25% с ноября 2001 p.), менее способна поддерживать внутреннюю ценовую стабильнисть.
Структурная несбалансированность "периферийных" стран не позволяет удовлетворять главную целевую ориентацию единой денежно-кредитной политики ЕЦБ - соответствия их национальных индексов потребительских цен гармонизированной индекса, который установлен для еврозоны - ниже 2% в год. Значительно вуза инфляция в этих странах (в Португалии и Греции в 2002 г. - 4%, Ирландии - 4,8%) может привести к замедлению экономического роста. Однако формирование Евросистемы де-юре утвердилось осуществлением единой денежно-кредитной политики на большей части европейского континента. Фактическое согласования курсов национальных валют стран, которые не вошли в ЕВС, а также евро и денежной политики - для политики ЕЦБ создали условия для формирования единой европейской модели монетарной политики. Наличие в этой модели федеративных принципов, которые объединяют региональные и общие интересы, дает основания утверждать, что структура Евросистемы имеет аналогию с ФРС. Такая же проблема корреляции существует и в отношении стран - претендентов в Евросоюзу.
Экономисты Центра экономических и политических исследований в Лондоне Л. Бунома и М. Мерела, которые в 1998-1999 pp. изучали проблему корреляции Евросоюза по отдельными странами ЦВЕ (особенно Венгрией, Словенией, Эстонией и Латвией), считают, что между ними наблюдается увеличение экономических циклов. Это подтвердилось и исследованиями в 2000 г. эксперта из министерства финансов Финляндии М. Яровинена13. Эксперты Института проблем стран с переходной экономикой Банка Финляндии Я. Фридермук и Л. Корхонен дополнили это исследованием влияния шоковых воздействий на экономические циклы со стороны спроса и предложения между зоной евро и странами ЦВЕ в течение 90-х годов. По мнению исследователей, во-первых, корреляция по шоками со стороны предложения, в значительной степени соответствует критерию оптимальной валютной зоны (ОВЗ), неодинакова в отдельных странах. Во-вторых, некоторые страны имеют такую же корреляцию за шоками с зоной евро, как и многие нынешних членов ЕВС. Наивысшая степень ее, по мнению Фридермука и Корхонен, в Венгрии и Эстонии, объясняет наибольший объем прямых зарубежных инвестиций, широкие торговые отношения с зоной евро и ЕС в целом среди стран с переходной экономикой. Положительная корреляция наблюдается с Чехией и Словакией, а с Литвой и Латвией - отрицательная. Хотя, по мнению экспертов , по мере расширения и углубления торгово-экономических отношений с Евросоюзом ситуация может зминитися.
Проведение монетарной политики в еврозоне концептуально основывается на монетарных принципах, на которые больше, чем любой другой центральный банк, опирается Бундесбанк. Выводы о монетарной природе инфляции, отсутствие взаимодействия между уровнем инфляции и занятости в долгосрочном периоде (т.е. увеличение предложения денег приводит к росту инфляции, но темпы роста при этом не изменяются), которые основываются на многочисленных теоретических исследованиях, на практике привели к признанию ценовой стабилизации основной задачей денежной политики. Однако вопрос о роли дискреционной денежно-кредитной политики в антициклическом регулировании остается видкритим.
важным в разработке принципов ЕВС оказался вопрос статуса и целей Европейского центрального банка. Практически полная независимость последнего от любого государственного национального или европейского института, которая призвана защитить денежную политику от давления государственных органов, демонстрирует ее особую роль в процессе европейской "интеграции. Отсутствие политического давления и репутация самый независимый центральногоббанку - определенным образом дополнительная гарантия стабильности цен, повышение доверия со стороны экономических агентов к политике ЕЦБ.
Ставя основу и выдвигая единственную цель перед ЕЦБ - содержание "ценовой стабильности", Маастрихтский договор оставляет выбор методов и средств по ее достижению на усмотрение банка. Определяя "ценовую стабильность" как содержание гармонизированного индекса потребительских цен (НИСР) на уровне менее 2% в год, ЕЦБ ставит беспрецедентное в истории задача, поскольку одной из ведущих индустриальных стран не удалось последовательно придерживаться подобной цели в течение длительного периода. В середине 90-х pp. уровень инфляции в США равнялся 3,3%, в Германии, несмотря на жесткую антиинфляционную политику Бундесбанка, - 2,8%, с 2000 г. этот показатель перешел 3%-ный рубеж. Согласно теоретическим исследованиям, рекомендуемый уровень ценовой стабильности для индустриально развитых стран колеблется в пределах от 2 до 3,5%, а для стран зоны евро не более 3%.
Важнейший элемент, ориентирован на стабильность стратегии евросистемы, - количественное определение ценовой стабильности как главной цели монетарной политики. Средствами реализации поставленной цели является количественное ограничение роста денежного агрегата МЗ (4,5% в год), мониторинг и прогнозирование динамики цен в зоне действия евро. Опыт стабилизации в странах еврозоны подтвердил, что сокращение почти вдвое темпов роста денежного агрегата МЗ в период с 1990 по 1998-весомый фактор снижения инфляции в европейских краинах.
течение 2000 г. ЕЦБ удерживал темпы роста денежного агрегата МЗ ниже определенного уровня. С середины 2001 г. эти темпы возросли до 8% в годовом розрахунку16. значительной степени эта тенденция была обусловлена ухудшением мировой экономической конъюнктуры и, как следствие, изменением структуры инвестиционных портфелей, выразившееся в снижении доли долгосрочных активов и повышении доли высоколиквидных инструментов. Сентябрьские террористические акты в США (2001 p.) негативно повлияли на динамику роста денежной массы. Неопределенность и усиление спроса на ликвидные активы требовали активного вмешательства монетарных властей в процесс макроэкономического регулирования и увеличения денежного предложения с целью стимулирования потребительского спроса и предупреждения краха финансовых рынков. В январе 2002 г . темпы роста МЗ в Европейской валютной зоне снова снизились до 7,9% в годовом розрахунку.
Монетарная политика в ЕВЗ, разработанная Европейским валютным институтом, сочетающего различные элементы, которые использовались в некоторых европейских странах, и соответствует современной мировой тенденции, характеризующееся
ГЛАВА 4. Монетаристской теории и практика трансформационных преобразований | 4.1. Общее и особенное в практике воплощение монетаристских принципов - продолжение |