2. Производство как фактор формирования и удовлетворения потребностей

Определяющим фактором формирования потребностей является производство, поскольку оно, во-первых, создает новые образцы продукции, и, во-вторых, производит достаточное количество этой продукции, удовлетворяя потребности в ней. Появление новых образцов продукции сначала носит ограниченный характер и полностью удовлетворить спрос на них невозможно. Несмотря на ограниченность, новые изделия становятся общественной потребностью. В результате возникает противоречие между спросом и предложением, решение которой (противоречия) возможно в результате развития производства. Как видим, потребности не только является результатом производства, но и влияют на него. Появлению новых потребностей производство способствует под влиянием целого ряда факторов. Во-первых, под влиянием научно-технического прогресса производство изменяет свою структуру и предлагает обществу потребности и услуги высшего порядка. Во-вторых, развитие производительных сил. международное разделение труда способствуют сближению народов разных стран предопределяет расширение номенклатуры изделий, а это последнее порождает новые потребности. В-третьих, развитие требует более качественной рабочей силы (с высоким уровнем общего и профессионального образования), которая, в свою очередь, формирует более высокие потребности, необходимые для развития личности. В-четвертых, производство вынуждено постоянно обновлять образцы продукции под воздействием конкуренции. Оно стремится производить такие продукты, которые на данном этапе развития имели бы высокую кориснисть.
Продукты труда, как и продукты природы, могут иметь полезность, т.е. удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Причем различают объективную и субъективную полезность продукта Объективная полезность продукта - это совокупность химических, физических, эстетических и других свойств продукта, благодаря которым этот продукт удовлетворяет те или иные потребности человека. Полезность продукта существует объективно, то есть независимо от того, что думает о продукте человек. Может быть и так, что человек вообще ничего не знает о продукте, хотя он корисним.
Субъективная полезность продукта - это оценка полезности продукта потребителем] Причем эта оценка является динамической, то есть такой, которая изменяется в зависимости от целого ряда факторов. Среди факторов, которые оказывают влияние на оценку полезности продукта, стоит выделить следующие:
уровень насыщенности благом (продуктом). Каждая дополнительная единица одного и того же блага приносит человеку меньше удовольствия, а значит, имеет меньшую дополнительную полезность, чем предыдущая;
уровень экономической стабильности (нестабильность вызывает повышение оценок полезности продукта);
национальный и исторический факторы (для одних ценная баранина, для других - свинина; в одно время ценились одни изделия, в другой - другие)
Субъективные оценки тех благ, которые покупают, формируются на уровне их предельной, т.е. наименьшей полезности. Учение о предельной полезности продукта разработали представители маржинализма (от слова марджинал - предельный) К.Мснгер, Ф.Визср. Е.Бем-Баверк, А.Маршал, Парето и другие. Согласно их теории, в условиях стабильной экономики каждый человек стремится вести себя рационально, то есть стремится оптимизировать свое благосостояние, максимально удовлетворяя свои потребности. Для этого покупатель исключительно субъективно оценивает первостепенность той или иной потребности. Соответственно этому и распределяет свой доход. Чем нужнее благо, тем выше его субъективная оценка и тем больше спрос на него. Для определения субъективных оценок используют закон убывающей предельной полезности, согласно которому колена дополнительная единица одного и того же блага приносит человеку меньше удовольствия, а следовательно, имеет низкую субъективную оценку, ниже субъективную полезность. Скажем, если с этих позиций оценивать мешок зерна для себя, мешок зерна для лошади, мешок зерна для семян, мешок зерна для попугаев, то последний мешок зерна будет предельной полезности. После него пользу видсутня.
С помощью закона убывающей предельной полезности возможность объяснить: 1) почему потребители покупают одни и не покупают другие товары, 2) различные товары они покупают в разном количестве, 3) предусмотреть момент наполнения рынка определенным благом и прогнозировать переключения спроса потребителей; 4) разрабатывать национальную экономическую, социальную и научно-техническую политику. Особенно большое значение все эти моменты и и имеют в условиях плановой экономики, объективно ориентирована на И более полное удовлетворение все возрастающих потребностей суспильства.
Научное обоснование экономических потребностей позволяет обосновать показатели разовью занятости социальной сферы, уровня реальных доходов, условий труда и быта, уровней профессиональной подготовки и образования и различных социальных групп населення.
Структура экономики Украины на современном этапе в значительной мере ориентирована на низкие потребности. Уровень потребления у большинства населения является настолько низким, что не обеспечивает воспроизведения даже тех потребностей, которые были сформулированы и довольствовались ранише.
Все это наносит вред и человеку, и производству, и обществу в целом.
1. Экономические потребности общества и их структура 3. Экономические интересы как движущая сила социально-экономического развития