2. Товар и его свойства.

Двойственный характер труда, воплощенного в товаре Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена. В.И. Ленин отмечал, что товар, это, во-первых, вещь, удовлетворяющая какой-либо потребности человека, во-вторых, это вещь, обмениваемых на другую рич.
Уже из самого определения товара видно, что он имеет два свойства: способность удовлетворять какую-либо потребность человека и способность обмениваться в определенных пропорциях на другой товар. Способность товара удовлетворять погреба потребителя надевается потребительской стоимостью товара. Потребительскую стоимость определяют еще как полезность его Действие потребителя. Способность товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары называется стоимостью товару.
Потребности, которые удовлетворяют товары как потребительные стоимости, можно делить на две группы: те, которые служат удовлетворению производственных потребностей производства), и те, которые удовлетворяют личные потребности людей (предметы потребления).
Потребительские стоимости образуют материальное содержание богатства в любом обществе. Некоторые виды потребительских стоимостей даются природой в готовом виде и не являются продуктами человеческого труда (как, например, воздух, вода и др.).
Понятно, что эти потребительские стоимости не является товаром.
Следует отметить, что в истории имели место такие экономические условия, при которых даже продукты труда как потребительные стоимости предназначались не для своего, а для чужого потребления, не были товарами. Скажем, если крепостной крестьянин произвел некий продукт и отдал его помещику, он произвел общественную потребительскую стоимость. Однако эта общественная потребительная стоимость не является товаром, потому что она передана в другие руки зря. Чтобы продукт труда функционировал как товар, он должен переходить из рук в руки не бесплатно, а в обмен на что-то, на какие-то другие потребительские стоимости в той или иной пропорции. Иными словами, этот продукт должен иметь не только общественную потребительскую стоимость, но и меновую вартисть.
Свойства товара как полезной вещи вообще, его физико-химические особенности изучаются особой наукой - товарознавством.
Политическая экономия рассматривает потребительскую стоимость с другой-в связи с определенными общественными отношениями. В естественных свойствах продуктов труда эти отношения не отображены. В то время. как экономическую науку не может не интересовать вопрос, почему в условиях капитализма в одних странах существует перепроизводство товаров, тогда как в этих же странах многие плохо питаются и одеваются, а в других (особенно в Азии, Африке) десятки миллионов людей просто нет куска хлеба, испытывают нищеты. Понятно, что такое положение вызвано не потребительской стоимостью товаров. Политическую экономию интересует в данном случае вопрос о противоречиях между полезностью этих продуктов для людей и невозможностью их продажу) ", их потребления, о причинах этого протириччя.
Потребительские стоимости неоднородных товаров не сравниваются, поскольку они качественно различны. Однако все товары приравниваются друг к другу по своей меновой стоимостью. Так, мужской костюм и женские туфли нельзя сравнить по потребительской стоимостью, но они могут быть сравнимы по меновой вартости.
К. Маркс обратил внимание на то, что одну и ту же потребительскую стоимость можно обменять на несколько меновых стоимостей. Например, один мешок зерна можно обменять на одну овцу, три топора, пять граммов золота и т.д.. Получается, что в меновой стоимости выражается что-то одинаковое, но это "одинаковое" не похоже ни на один из названных товаров, хотя присуще всем товарам. И этим "одинаковым" является то, что все товары представляют собой продукты труда и имеют стоимость. Стоимость товара - это овеществленный в нем общественно необходимый труд товаропроизводителей. Именно стоимость лежит в основе тех пропорций, в которых один товар обменивается на другие. Так, в нашем примере мешок зерна обменивается на одну овцу, три топора и пять граммов золота том, что на производство каждого из четырех товаров затрачено одинаковое количество труда и Количество труда измеряется величиной рабочего часу.
Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, однако это не тождественные категории. Стоимость является внутренним свойством товара, а меновая стоимость - это форма проявления стоимости извне. Воплощенная в товарах труд товаропроизводителей может проявляться только косвенно - путем обмена одних товаров на инши.
Итак, каждый товар имеет потребительскую стоимость и вартисть.
При этом следует помнить, что стоимость товара определяется не затратами времени рабочего, непосредственно производил определенный товар, а общественно необходимым рабочим временем, т.е. временем, затрачивается на производство определенного товара в среднем, в обществе в целом. Общественно необходимое рабочее время, это такое время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при существующих общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности праци.
На величину стоимости влияют производительность труда - чем выше производительность труда, тем ниже величина стоимости товара, и качество труда, что проявляется как простая работа и сложная праця.
Простая работа не требует предварительной большой подготовки. Сложная работа требует предварительной подготовки виробника.
Поэтому и продукт сложного труда имеет более высокую стоимость. За единицу времени сложный труд создает большую стоимость, чем проста.
Существуют различные взгляды на сущность стоимости. Среди них видное место занимает теория трудовой стоимости, развитая классиками буржуазной политической экономии Уильямом Петти, Адамом Смитом и Давидом Рикардо.
Так, Петти определял стоимость товара равным рабочим временем, источником стоимости считал труд. Однако Петти был непоследовательным. Он давал противоречивые определения стоимости и потребительской стоимости и ошибочно считал, что настоящей формой стоимости является лишь гроши.
Дальнейшее развитие учения о трудовую стоимость приобрело в трудах Адама Смита. Смит сделал важный вывод о том, что труд является единственным всеобщим точным мерилом вартости.
Однако Смит выдвинул и ненаучный вывод о том, что только при простом товарном производстве стоимость товара определяется трудом, а при капитализме стоимость товара, вроде, складывается из доходов трех классов: землевладельцев, капиталистов и робитникив.
Более последовательным в развитии теории трудовой стоимости был Рикардо. Ему принадлежит важное положение о том, что стоимость товара прямо пропорциональна количеству труда, затраченного на его производство, и обратно пропорциональна производительности праци.
Однако и теория трудовой стоимости Рикардо имела ряд недоликив.
Рикардо, как и Пэтти и Смит, выходил 3 того, что товарная форма продуктов труда является вечной форме. Поэтому и стоимость выступает у него как вечная категория. Для Рикардо характерно чисто количественный подход к анализу стоимости. Его интересовала только величина стоимости. Он не занимался качественным анализом стоимости и труда, что ее створюе.
Он, как и его предшественники, не раскрывал двойственного характера труда, воплощенного в товаре, а также противоречия между частным и общественным працею.
Рикардо не видел внутренней связи между стоимостью и меновой стоимостью как необходимой формой ее проявления, а соответственно и связи между стоимостью и грошами.
С трудовой теории стоимости, особенно теории трудовой стоимости Рикардо, сами по себе напрашиваются определенные революционные выводы. Которых сам Рикардо не зробив.
Классическая буржуазная политэкономия, которую создали Петти, А. Смит, Д. Рикардо послужила источником марксистского направления политической экономии. То есть марксистская политэкономия возникла не на голом мисти.
Широкое распространение получила маржиналистскую теорию стоимости, или, как ее еще называют, теория предельной полезности. Она была выдвинута еще в XVIII в. экономистом Ф. Галиани и получила развитие в конце XIX - начале XX в. в трудах К. Менгсра, Ф. Визера, Е Бем-Баверка, Л. Вальраса и других ученых. По их утверждению, стоимость это ценность, полезность вещи, и определяется она величине пользы, которую приносит человеку та или иная вещь. В меру насыщенности потребности человека в определенной вещи ценность ее уменьшается. Наименьшая потребность, которую удовлетворяет последний экземпляр блага данного вида, и будет предельной полезностью. Именно эта полезность, по мнению авторов теории предельной полезности, является основным регулятором товарных цен, т.е. выступает стоимостью товара. Например, если человеку нужно один мешок зерна для выпечки хлеба, то он будет иметь наивысшую полезность, и за него человек готов заплатить наибольшую цену. Мешок зерна для содержания лошади иметь меньшую полезность и цену, мешок зерна для семян еще меньше, а мешок зерна для содержания, скажем, попугаи - наименьшую. Эта последняя и является предельной полезностью. После нее потребность в зерне видсутня.
Своеобразное толкование стоимости у авторов так называемого неоклассицизма (А. Маршалл, П. Самуэльсон и др..). Они считают, что товары сами по себе не имеют стоимости, а следовательно, они не могут быть соизмеримыми. Они становятся соизмеримыми только благодаря деньгам. А рыночная цена товара формируется под влиянием спроса и предложения, предельной полезности и расходов виробництва.
Обычно все эти факторы могут влиять на колебания цен. Однако есть центр, вокруг которого это колебание происходит. И таким центром является стоимость как овеществленный в товаре труд товаровиробникив.
Среди теорий стоимости достаточно распространена теория факторов производства. ее родоначальником был французский экономист Жан-Батист Сэй. Он считал, что стоимость товаров создается трудом, капиталом и землей. Каждый из этих факторов создает в соответствии заработную плату рабочих, прибыль капиталистов и ренту землевладельцев. Все эти доходы в совокупности и составляют стоимость товару.
Теория факторов производства распространена и в современных условиях. Например, Дж. Голбрейт считает, что стоимость товара в наше время создается не только трудом, капиталом и землей, но и таким фактором, как предпринимательский талант.
К. Маркс впервые доказал, что не только товары имеют два свойства - потребительную стоимость и стоимость, - но и сам труд, воплощенная в товаре, имеет двойственный характер выступает как конкретная и как абстрактная праця.
Конкретный труд - это труд затраченный в определенной форме, труд определенной специальности (шахтера, кузнеца, слесаря, комбайнера).
Конкретный труд создает потребительскую вартисть.
Конкретный труд и создаваемая ею потребительная стоимость существуют не только в товарном производстве. Они существуют в любом виробництви
Хотя шахтер, кузнец, слесарь, комбайнер затрачивают труд в различных конкретных формах, их труд имеет одну и ту же физиологическую основу-а именно: производительное расходование мышц, нервов, мозга, т.е. затрату рабочей силы в физиологическом смысле слова.
Физиологическая общность различных видов человеческого труда существовала и будет существовать всегда. Но экономической категорией, которая называется "абстрактным трудом", она (физиологическая общность) становится только там, где люди своим трудом создают не только потребительские стоимости, но и стоимость, то есть только там, где продукты труда могут переходить из сферы производства в сферу потребления, только через обмен, через приравнивание разнородных продуктов труда как товаров, имеющих вартисть.
Следовательно, в условиях товарного производства труд является не только конкретным, но и абстрактною.
Обмен товаров показывает, что за конкретными видами труда скрывается какая-то общая основа - затрата человеческой рабочей силы, затрата физической и умственной энергии человека.
Абстрактный труд - это затраты рабочего времени, сведены к человеческому труду вообще, независимо от ее конкретных форм.
Абстрактный труд создает стоимость товару.
Абстрактный и конкретный труд не тождественны , они противоположны друг другу, между ними существует противоречие, которое проявляется в виде антагонистического противоречия между частным и общественным трудом. Это объясняется тем, что в условиях товарного производства, с одной стороны, общественное разделение труда придает труду общественный характер, поскольку каждый товаропроизводитель работает на рынок, на инших.
В то же время частная собственность на средства производства разъединяет производителей, а потому и труд каждого производителя непосредственно выступает как частное праця.
антагонистическое противоречие между общественным трудом и частным трудом обусловливает противоречие между стоимостью и потребительной стоимостью товару.
Товар, созданный общественным трудом, обменивается на рынке как продукт частного труда, однако его обмен осуществится лишь в том случае, когда общество признает, что этот товар имеет не только потребительскую стоимость, но и вартисть.
Теоретически все товаропроизводители могут реализовать производимые ими потребительные стоимости как стоимости, то есть получить за них уровне, эквивалентные стоимости, содержащиеся в других товарах.
Практически же многие из них не может реализовать производимых ими потребительских стоимостей, поскольку этому препятствуют антагонистические противоречия между общественным характером производства и частным способом присвоения произведенных товарив.
В этом противоречии и находят свое проявление противоречие между частным и общественным трудом, между конкретным и абстрактным трудом, между потребительной стоимостью и стоимостью товара. Ликвидация этих противоречий возможно лишь в результате преобразования частной собственности на средства производства в собственность всего общества, в социалистическую собственность.
1. Основные формы товарной производства 3. возникновения, суть и функции денег