2. Продукция предприятия и составляющие ее стоимости

Предприятие выступает в роли товаропроизводителя, поскольку произведенный им продукт, перед тем я к быть использован для удовлетворения общественных потребностей, проходит стадию обмена, купли-продажи. Т.е. реализации потребительной стоимости товара предшествует реализация его вартости.
Производимая предприятием продукция выступает в двух формах: в натурально-вещественной и в стоимостной (денежной). По натурально-вещественной форме она включает в себя разнообразные средства производства и предметы потребления. По стоимостной формой произведенную на предприятии продукцию разделяют на фонд замещения (ФЗ), необходимый продукт (НП) и прибавочный продукт (ПП). То есть стоимость продукции (В) = ФЗ ЧП ДП.
Эту структуру стоимости можно рассматривать с двух точек зрения. С точки зрения создания стоимости, можно говорить, что стоимость продукции включает в себя старую стоимость (ФЗ) и вновь созданную стоимость (НП ГП), т.е. валовую добавил? стоимость, которая включает в себя воспроизведенную стоимость необходимого продукта (заработную плату) и стоимость дополнительного продукта (дополнительную стоимость). При таких условиях стоимость произведенного продукта можно выразить следующей формулой:
В = ФЗ (НП ГП)
Структуру стоимости произведенного продукта можно рассматривать и с точки зрения роста старой стоимости, рост капитал) ". При таких условиях принято говорить о авансированный капитал, т.е. издержки производства (себестоимость продукции) и чистую добавленную стоимость, то есть дополнительный продукт. В этом случае стоимость произведенного продукта можно выразить формулой:
В = (ФЗ НП) ДП
Таким образом, полная стоимость товара включает в себя стоимость потребленных средств производства (стоимость амортизационных отчислений из средств труда и стоимость сырья, материалов, топлива), необходимого продукта (заработную плату) и стоимость дополнительного продукта (дополнительную стоимость).
Валовая добавленная стоимость - это стоимость необходимого и прибавочного продукта. Это фактически валовой (национальный) доход, созданный на пидприемстви.
Чистая добавленная стоимость - это стоимость дополнительного продукта (прибавочной стоимости). Чистую добавленную стоимость еще называют чистым доходом пидприемства.
В условиях господства общественной собственности предприятие заинтересовано в росте объемов валовой добавленной стоимости и чистой добавленной стоимости. Заинтересованность в росте валовой добавленной стоимости обусловлено тем, что валовая добавленная стоимость является источником доходов работников производственной и непроизводственной сферы и источником удовлетворения общеобщественных потреб.
В условиях капитализма предприниматель заинтересован только в росте объема чистой добавленной стоимости (прибавочной стоимости), которая принимает форму прибутку.
Однако в любом обществе предприятие заинтересовано в уменьшении затрат производства, на уровне предприятия приобретают форму собивартости.
Себестоимость - это часть стоимости, которая включает в себя только фактические затраты предприятия на производство продукции, которые состоят из стоимости потребленных средств производства и стоимости той части необходимого продукта, которую получают работники в виде заработной платы. Различают следующие виды себестоимости: индивидуальную и середньосуспильну, фабрично-заводскую (производственную) и полную (коммерческую), плановую и фактичну.
Фабрично-заводская себестоимость включает в себя затраты только на производство продукции. Полная, кроме расходов на производство включает затраты на реализацию, научную работу, отчисления на содержание вышестоящих звеньев управления, подготовку кадров тощо.
Показателями себестоимости являются: затраты на одну денежную единицу товарной (реализованной) продукции; себестоимость отдельных видов изделий и услуг; смета затрат на производство в целом по пидприемству.
Себестоимость по своей структуре (составными элементами) в наиболее общей форме состоит из стоимости потребленных средств производства и из суммы, которая использована на оплату труда. Однако себестоимость следует рассматривать в более конкретной структуре, в частности по экономическим элементам. За ними себестоимость включает:
расхода сырья материалов, топлива, электроэнергии, т.е. оборотных фондов;
стоимость потребленных основных производственных фондов в виде амортизационных отчислений;
заработную плату и отчисления на социальное страхование;
административно-управленческие витрати.
Все эти расходы представляют собой фабрично-заводскую себестоимость. Если к ним добавить расходы на реализацию, подготовку кадров, научную работу, то получим полную собивартисть.
Предприятие и общество заинтересованы в снижении собивартости.
Пути снижения себестоимости следующие:
повышение производительности труда;
экономное расходование сырья, топлива, электроэнергии, замена дорогих видов сырья более дешевыми, но качественными;
специализация производства;
полное рациональное использование производственных фондов, производственных площадей и мощностей;
совершенствование системы управления;
улучшение системы снабжения и сбыта продукции.
Значение каждого из путей разное в разных предприятиях и галузях.
Поэтому надо изучать их в каждом случае отдельно.
1. Предприятие и его функции 3. Место и роль предпринимательства и домохозяйств в экономической системе общества