1. Рыночное хозяйство как неотъемлемый компонент товарного производства.

В научной литературе, в политических и законодательных документах, а также в средствах массовой информации понятие "рынка как способа хозяйствования" нередко отождествляется с понятием "рынка как экономической системы". Однако эти понятия нельзя использовать как тождественные. Рынок как способ хозяйствования представляет собой обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. Имеет место \ в любом обществе, начиная с разных этапов первобытнообщинного способа производства. Обмен мешка зерна на овцу уже означал наличие такого ринку.
Рынок как экономическая система представляет собой систему й производственных отношений, в основе которой лежит частная собственность на средства | производства, свобода предпринимательства и свободная конкуренция. В современных и Условиях в странах, которые традиционно называются странами рыночной И экономики, такого рынка не существует, поскольку в них имеют место государственное И предпринимательство, коллективная собственность на средства производства в формах и пионерных и кооперативной, собственность монополий, ограничения свободы. предпринимательства государственно-монополистическим регулированием экономики. Таким образом, независимо от применяемых терминов "рынок", "рыночное хозяйство", рыночная экономика "," рыночная организация производства ". Речь может идти лишь о рынке, как обмен организован по законам товарного производства и обращения и особенности его организации в разных экономических системах . Рыночная экономика - это сфера проявления и воспроизведение отношений товарного производства. Поскольку рыночное хозяйство полностью обусловливается наличием и функционированием товарного производства, как и наоборот, последнее наполняется рыночными отношениями, то можно считать, что рыночная экономика есть не что иное, как товарное виробництво.Module . Для существования рыночной экономики нужны определенные предпосылки среди которых наиболее важны следующие:
наличие субъектов рыночных отношений, которые, будучи экономически и юридически независимыми, могут вступать в равноправные партнерские отношения по поводу купли-продажи товаров;
эквивалентной обмен товаров; Module . конкуренция, которая предоставляет всем субъектам хозяйствования возможность свободной предпринимательской деятельности: свободы выбора покупателей и поставщиков, заставляет предпринимателей применять более совершенную технику и технологию, обеспечивая таким образом уменьшение издержек производства и повышения его эффективности;
свободное ценообразование, что способствует объединению интересов субъектов экономической жизни;
реальная информация о спросе и предложении.
Субъектами рыночной экономики могут быть физические лица, группы граждан (партнеры), трудовые коллективы, юридические лица всех типов и форм собственности. Мировая практика накопила значительное количество различных форм хозяйствования юридических лиц. Среди них наиболее распространены такие, как государственные предприятия, кооперативы арендные предприятия, фермерские хозяйства, коллективные хозяйства, народные предприятия, акционерные общества, малые предприятия, корпорации, объединения, ассоциации, консорциумы, совместные предприятия и т.д.. Количественно преобладают малые предприятия. В США, например, насчитывается более 15 млн., т.е. около 80% всех предпринимательских организаций. Доля малого бизнеса в ВНГИ составляет более 40%, а в общей численности наемной рабочей силы - почти 60%.
Хотя малый бизнес должен немало недостатков, однако он имеет и целый ряд преимуществ, в силу которых государство способствует развитию малых предприятий. Среди преимуществ малого бизнеса стоит выделить следующие:
независимость действий, самостоятельность и свобода при выборе и осуществлении хозяйственной деятельности;
индивидуализирована мотивация риска и высокого конечного результата;
четко персонифицирована ответственность за свои решения, и результаты работы;
гибкая и оперативная адаптация к ситуациям, которые постоянно меняются;
более низкие управленческие витрати.
Неотъемлемыми категориями рыночной экономики является спрос и (предложение . Спрос - это форма выражения потребностей в товарах или услугах, имеющихся на рынке и обеспеченных соответствующими денежными средствами. Спрос представлен покупателями. Предложение - это совокупность товаров или услуг, имеющихся на рынке или могут быть доставлены на рынок в определенном объеме и в определенное время . Предложение представлена на рынке соответствующими субъектами - продавцами. Спрос и предложение находятся в диалектической взаимосвязи: предложение удовлетворяет спрос на те или иные товары и услуги, а спрос, в свою очередь, является весомым стимулом развития производства, пропозиции.
Соотношение спроса и предложения в зависимости от уровня анализа характеризует макроэкономические и микроэкономические процессы. На макроэкономическом уровне рассматривается соотношение совокупных спроса и предложения, которые являются характеристиками общественного процесса воспроизводства в целом. Оно показывает возможности общественного производства для удовлетворения народнохозяйственных нужд и характеризуется определенными отраслевыми пропорциями производства валового общественного продукта по сравнению с пропорциями потребления продуктов соответствующих галузей.
Сопоставление соответствующих показателей производства и потребления, а именно их стоимостно-денежных объемов, реально сформировались в народном хозяйстве, определяет соотношение совокупных спроса и предложения, их соответствие или незбалансованисть.
На микроэкономическом уровне рассматривается соотношение рыночного спроса и рыночного предложения. Это соотношение выступает исходным моментом для регулирующей работы рынка, действия закона стоимости, сознательной управленческой деятельности хозяйствующих субъектов. Рыночный спрос и предложение чрезвычайно динамичны. На их колебания оказывают влияние экономические, социальные, демографические, психолого- традиционные, эстетические, природно-климатические и другие фактори.
Соотношение между спросом и предложением принято называть конъюнктурой рынка. Если это соотношение уравновешенное, т.е. существует равенство между объемом и структурой спроса на товары и услуги, с одной стороны, и объемом и структурой предложения их - с другой, имеет место рыночное равновесие, которая является проявлением сбалансированности, пропорциональности в развитии народного хозяйства. Однако рыночное равновесие является явлением, как правило, короткочасним.
Количество товара на рынке равняется платежеспособному спросу "Из него при установлении цены на товар характеризуется как цена равновесия. На практике цена равновесия устанавливается как общее для Спроса и предложения среднее значение цены определенного товара при условии сбалансированности абсолютных потенциальных значений предложения и спрос »на товар.
На этапе выхода товара из сферы производства действует закон стоимости что устанавливает предварительную стоимостную предложение будущего рыночного обмена в зависимости от его рыночной стоимости. На этом этапе вполне правомерно определение цены как денежного выражения стоимости товару.
Стоимость товара, как известно, это количественная определенность воплощенной в нем живого и овеществленного праци.
Доминирующим законом ценообразования в обращении является закон спроса и предложения, который корректирует цену в соответствии с потребительской стоимости товара. Цена предложения, которая формируется под действием закона стоимости, и цена спроса и предложения, встречаются на рынке, чтобы найти некоторую среднюю величину цены - рыночную цену товара. Колебания рыночной цены в зависимости от спроса и предложения объективно ограничены в диапазоне, где для производителя нижняя граница определяется стоимостью средних издержек производства, а верхняя - предельным количеством денег у потребителя, то есть, уровнем его платоспроможности.
В зависимости от того, в каком секторе хозяйства реализуется продукция и каково его назначение, различают оптовые цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, розничные цены на товары народного потребления, внешнеторговые цини.
Оптовые цены могут быть двух видов: оптовая цена предприятия, которая включает в себя полную себестоимость продукции и средней ( нормальный) прибыль предприятия. По этой цене предприятия реализуют свою продукцию сбытовым организациям (торговым капиталистам) оптовая цена области, которая включает в себя оптовую цену предприятия, налог с оборота затраты и прибыль сбытовых организаций, а также расходы транспорта, а иногда и ренту. По этим ценам сбытовые организации реализуют продукцию предприятиям - споживачам.
Розничные цены на товары народного потребления обслуживают сферу торговли. Они включают в себя оптовую цену области, торговую скидку (наценку) для погашения расходов торговых организаций и образования в них среднего прибутку.
Внешнеторговые цены обслуживают внешнюю торговлю. Размер их зависит от общественно необходимых затрат в рамках мирового хозяйства или хозяйств региону.
Цена выполняет следующие основные функции: контрольно-учетную, распределительную и стимулирующую. Контрольно-учетная функция цены И проявляется в том, что цена оказывает денежного выражения стоимости товара Щ используется для планомерного учета затрат на выпуск продукции и определения стоимостных пропорций общественного виробництва.
Распределительную и перераспределительную функцию цена выполняет тогда, когда используется государством или субъектами предпринимательской деятельности для регулирования рентабельности производства различных видов продукции, для воздействия на характер и пропорции распределения совокупного общественного продукта и чистого доходу.
Стимулирующее функцию цена выполняет тогда, когда используется для воздействия на развитие производства, повышение качества продукции, формирование прогрессивных пропорций в сфере производство и потребление материальных благ и услуг. Распределительную и стимулирующую функцию цена выполняет в результате отклонения ее от стоимости, которое происходит под влиянием спроса и предложения.
ТЕМА 16. РЫНОК. КОНКУРЕНЦИЯ И ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЫНКОВ 2. Место и роль конкуренции в рыночной экономике