1. Рынок средств производства и предметов потребления
Свобода предприятия зависит от обеспеченности средствами производства, возможности свободной реализации продукции, установления на, нее цен, заключения договоров и т.п.. В этой связи большое значение имеет наличие рынка средств производства. Такой рынок существует главным образом в форме оптовой торговли средствами производства, т.е. торговли более или менее крупными партиями.Оптовая торговля включает как непосредственные коммерческие связи между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями, так и связи между ними через посредника - товарной бирже, ярмарки, аукционов и мелкооптовые торговые предприятия. Прямые договорные связи между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями средстве »производства наиболее распространенные тогда, когда между предприятиями сложилась устойчивая кооперация труда, например, между текстильной и швейной» фабриками, автомобилестроительным и металлургическим комбинатами *] Заключая договоры, предприятия определяют объемы и ассортимент средств производства, их качество, сроки и условия постачання.
Распространенным видом оптовой торговли средствами производства б торговля через товарные биржи. Товарная биржа представляет собой особый рынок, на котором осуществляется оптовая торговля массовыми однородными товарами и зарождается спрос и предложение этих товаров по масштабу региона; страны, содружества стран и мирового рынка. Особенность торговли на бирже является то, что товары непосредственно не переходят из рук в руки. Соглашения заключаются на основе предъявления и осмотра установленных форм документов, регламентирующих номенклатуру, объем, сроки, форму доставки, а также цену товара и некоторые другие умови.
По характеру операций различают товарные биржи реального товара и фьючерсные. Продажа контрактов на биржах реального товара сопровождается или переходом его от продавца к покупателю, или последующей поставкой в течение 1-15 дней. На биржу с реальным товаром он доставляется в строго определенных размерах и продается в виде биржевых единиц, соответствующих или содержимого транспортного средства (вагон), или места по объему и весу. Фактические величины продажи называются лотами, то есть партиями. Биржа предъявляет определенные требования к биржевому товару: стандартность, серийность и массовость виробництва.
Отдельные виды средств производства могут реализовываться через мелкотоварные торговые предприятия, ярмарки, аукционы. Все, названные формы торговли средствами производства вводятся и в Украини.
В условиях, когда земля является частной собственностью, она покупается и продается, то есть существует рынок земли как особого средства труда в сельскохозяйственном производстве и места (пространства) для производственного и непроизводственного строительства. Земельные участки продаются, как правило, через аукционы, организуемые земельными и ипотечными банками. В Украину, поскольку товарная земля не является частной собственностью, рынок земли в полном смысле отсутствует. Имеют единичные случаи продажи на аукционах участков земли под жилищное строительство и предприятия, главным образом сферы послуг.
Одним из важнейших компонентов товарного рынка является рынок потребительских товаров и услуг. Он непосредственно отражает производство и потребление, спрос и предложение. Материальное и нематериальное производство должно быть адекватным платежеспособному спросу населения. Если этого равновесия нет, то в обществе наступает дисбаланс: не хватает определенной группы товаров, с одной стороны, и перепроизводство - с другой. Рынок через конкуренцией, цены, прибыль, перелив капитала и другие механизмы влияет на производство, изменяя его структуру, ликвидирует тем самым Диспропорции в економици.
Рынок потребительских товаров и услуг включает в себя системы оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля осуществляется как путем непосредственных связей между предприятиями-производителями и торговыми предприятиями, так и через посредников, главным среди которых является товарная биржа.
Розничная торговля представляет собой продажу товаров торговыми предприятиями, как правило торговыми капиталистами, непосредственным потребителям. Основным направлением развития розничной торговли г создание универсальных магазинов, торгующих разнообразными товарами. Одновременно существуют и специализированные магазины и торговые фирмы, которые продают товары определенного виду.
Незначительное место в странах с рыночной экономикой занимает такой вид торговли, как потребительская и снабженческо-сбытовая кооперация. Потребительские кооперативы объединяют главным образом трудящиеся слои городов. Они закупают товары непосредственно у производителей и продают их потребителям по ценам, несколько ниже, чем в магазинах, принадлежащих торговым капиталистам. Снабженческо-сбытовые кооперативы объединяют мелких товаропроизводителей, преимущественно крестьян. Они более выгодно организуют сбыт их продукции и приобретения необходимых им средств виробництва.
В социалистических и постсоциалистических странах розничную торговлю представляют не только предприятия потребительской кооперации и частных лиц, но и государства. Правда, в постсоциалистических странах, количество государственных предприятий торговли постоянно зменшуеться.
Наполнению потребительского рынка товарами зависит от уровня развития производительных сил и эффективности производства. В свою очередь потребительский рынок оказывает влияние на развитие, поскольку, во-первых, через сферу обращения предприятия реализуют и возмещают издержки производства, обеспечивая себя средствами и материальными ресурсами для возобновления процесса производства, во-вторых, через сферу обращения реализуется стоимость прибавочного продукта, которая служит средством накопления и покрытия других расходов общества.
ТЕМА 17. СТРУКТУРА РЫНКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕГО ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ | 2. Рынок рабочей силы |