2. Отношения собственности и государственное регулирование в системе смешанной экономики

Важной объективной основой возникновения теории смешанной экономики стали изменения в отношениях собственности развитых капиталистических стран. В отличие от капитализма свободного предпринимательства, в условиях современного капитализма отношения собственности получили некоторой социализации. В странах смешанной экономики наряду с частным предпринимательством широкое развитие получили корпоративная (акционерная), кооперативная и государственная форма власности.
Корпоративная собственность по своему характеру является коллективно-частной. А потому и она, с одной стороны, сохраняет предпринимательский интерес, а с другой - аккумулирует капитальные ресурсы и средства физических и юридических лиц любой принадлежности и использует их с целью обогащения акционерив.
Кооперативная собственность в условиях смешанной экономики является более эффективной, социализированной, чем корпоративная. Она возникает на основе добровольного обобществления членами кооператива всех или части принадлежащих им средств производства, а также денежных взносов (паев). Возникновение кооперативной собственности начиналось с создания наиболее простых форм кооперативов. И только со временем возникли производственные кооперативные предприятий; нынешних условиях в большинстве стран производственные кооперативы существуют промышленные, сельскохозяйственные, жилищные, кредитные, потребительские и другие. Причем их количество и удельный вес в народном хозяйстве каждой страны постоянно растет. Скажем, в странах кооперативы реализуют на внутренних и внешних рынках до 80%, а в Японии - более 90% товарной продукции аграрного сектора економики.
Государственная собственность в условиях смешанной экономики представляет собой собственность государства на средства производства. Как отмечалось в предыдущих темах, она возникает путем создания предприятий за счет государственного бюджета, путем национализации и огосударствления отдельных предприятий. Государственная собственность в условиях смешанной экономики включает в себя не только производственные предприятия и предприятия инфраструктуры, но и движимое и недвижимое имущество, необходимое для функционирования аппарата государственного управления, армии и правоохранительных органов, средства государственной кредитной системы, фонды социальной инфраструктуры - образования, охраны здоровья я социального обеспечения тощо.
Изменения в отношениях собственности в системе смешанной экономики свидетельствуют о наличии тенденции к росту уровня обобществления объектов собственности. Причем оно имеет место на уровне отдельного предприятия (корпорации), на уровне государственные на мижнациональномуривни. Если этот процесс рассматривать с точки зрения развития общественно-экономических формаций, то есть все основания утверждать, что эволюция собственности со стороны объектов и субъектов присвоения осуществляется в направлении ее социализации. Иначе говоря, сегодня на доминирующую роль среди объектов собственности выдвигаются те, которые должны принадлежать или отдельным трудовым коллективам, или держави.
Важной чертой отношений собственности в развитых странах Запада является рост уровня двух противоположных процессов: деперсонификации и персонификации собственности. Деперсонификация собственности проявляется в переходе собственности капиталистов к юридическим лицам - банков, компаний и других финансовых институтов в результате утверждения акционерных обществ. Скажем, в Японии в 90-х годах доля юридических лиц в акционерном капитале достигала 80%.
Процесс персонификации собственности также происходит благодаря механизму приобретения акций а также через пенсионные и страховые фонды. В США, например, количество пайщиков пенсионных фондов в середине 90-х годов составляла почти 70 миллионов человек. Правда, управление этими фондами осуществляет узкий круг лиц в несколько сот человек. Что свидетельствует о высокой концентрации власти, т.е. права принимать решение о инвестиции.
Как отмечалось, одной из характерных черт смешанной экономики, по мнению многих ученых, является использование двух механизмов макроэкономического регулирования: рыночного и планового. Система смешанной экономики стремится сохранить преимущества рыночной экономики, одновременно устранив ее недостатки. Дело в том, что модель рынка образца экономики свободной конкуренции ушла в прошлое. Внутренняя диалектика рыночного хозяйства за века своего развития привела к такому увеличению его противоречий, стало невозможным существование экономической системы, которая применяет одни лишь рыночные отношения. В механизме этой системы отсутствуют защита конкуренции как одной из и основ, возможность воспроизведения и ускорения научно-технического прогресса, условия для повышения социальной эффективности производства и удовлетворения потребностей всех слоев населення.
Ранее отмечалось, что с точки зрения рыночного хозяйства лучшим механизмом формирования спроса и предложения, цен и справедливого распределения доходов между всеми субъектами хозяйствования является механизм свободной конкуренции. Однако на рубеже XIX-XX веков сама рыночная система начала разрушать свободную конкуренцию, положив тем самым процессы самоторможения. Это произошло в результате того, что свободная конкуренция неизбежно приводит к высокой концентрации и централизации производства и капитала, а эти последние ведут к возникновению монополий, которые подавляют свободную конкуренцию. Поэтому в условиях смешанной экономики государство, чтобы не допустить полного уничтожения свободной конкуренции, осуществляет мероприятия по сохранению конкурентного середовища.
Главными объектами государственного регулирования является промышленный цикл, структура общественного производства, занятость, денежное обращение, цены, социальные отношения, платежный баланс и т.д.. При осуществлении регулирования применяется система как административных, так и экономических средств. Причем следует иметь в виду, что эта система средств в значительной степени зависит от конкретной ситуации в обществе и целей, которые предполагает реализовать государственное регулювання.
Скажем, меры государственного регулирования, обоснованы Дж. Кейнсом и примененные президентом США Ф. Рузвельтом в 30-х годах, носили ограниченный характер, поскольку были направлены главным образом на преодоление затяжного экономического кризиса. В отличие от Дж. Кейнса его последователи 50-х-60-х годов (А. Хансен, Ст. Чейз, П. Самуэльсон и др.) предлагали меры, направленные на решение таких долгосрочных целей, как: ускорение НТП и структурной перестройки общественного хозяйства , повышение темпов экономического роста, создания благоприятных условий для конкуренции, завоевания новых позиции1 на мировых рынках, дифференциация доходов, поддержание социального мира в обществе и ин.
Однако, как будет показано ниже, взаимодействие государственного регулирования и рыночных механизмов еще не достаточно ефективною.
Сторонники смешанной экономики считают, что государственное регулирование существенно активизируется в XXI веке и оно будет более эффективным по решению экономических и социальных проблем общества.
1. Теория и модели смешанной экономики 3. Проблемы социальной ориентации смешанной экономики