1. Международная торговля и современные тенденции ее развития

Как отмечалось ранее, важной составляющей мирового хозяйства является мировой рынок, на котором осуществляются экономические и правовые отношения купли - продажи товаров, движения капиталов и рабочей силы. Исторически первой формой мирохозяйственных отношений является та часть мирового рынка, которая связана с движением товаров, то есть внешняя торгивля.
В современных условиях все большее значение приобретает на мировом рынке торговля услугами и научно-техническими достижениями: патентами и лицензиями. Патент дает исключительное право на пользование изобретением, закрепляется в соответствующем патентном законодательстве. В случае продажи патента монопольное право на него переходит к покупателю. Но владелец патента передает другим фирмам право на пользование изобретением не полностью, а в определенных пределах, т.е. право продать лицензию. Лицензия представляет собой разрешение на право использования другим лицом (фирмой) изобретения, защищенного патентом, а также технических знаний, опыта, торговой марки. Приобретение лицензий позволяет экономить время и средства на осуществлении собственных научно-технических разработок, что особенно важно для конкурентной борьбы в условиях НТР.
Внешняя торговля представляет собой особую сферу товарно-денежных отношений, связанных с куплей - продажей товаров и услуг за пределами внутреннего рынка определенной страны. Она, как правило, является оптовой, и для нее характерны некоторые общие признаки последней. Вместе с тем для внешней торговли присущи и определенные особенности, которые отличают ее от торговли на внутреннем рынке. Для внутреннего рынка характерен одностороннее движение товаров от производителя к споживача.
Во внешней торговле, как правило, существуют два противоположно направленных направления товарного потока: вывоз товаров (экспорт) и ввоз (импорт). В этой связи показатель размеров внешней торговли отличается от показателя размеров внутренней. Внутри страны масштабы торговли отражаются в показателе общего объема реализации товаров. Во внешней торговле используют показатели ее баланса. Торговый баланс включает три показателя: вывоз товаров, их ввоз и разницу между этими показателями. Разница между экспортом и импортом называется сальдо внешнеторгового баланса. Сальдо может быть положительным, когда экспорт больше импорта, и отрицательным при превышении импорта над экспортом. Следует заметить, что речь идет лишь о стоимостные показатели оборота внешней торговли, а не всей совокупности внешнеэкономических отношений, для количественного выражения которой используется показатель платежного баланса, который представляет собой соотношение между платежами государства за рубежом и валютными поступлениями из-за границы за определенный промежуток времени .
На мировом рынке действуют мировые цены. В основе мировой цены лежит интернациональная стоимость. Она определяется среднемировым общественно необходимым рабочим временем. Но в отличие от формирования стоимости на национальном уровне общественно необходимые затраты труда в международном масштабе в значительной степени зависят от условий производства данного товара в стране, которая является его главным экспортером на мировом рынке, а не просто производителем. К интернациональной стоимости в международной торговле добавляются еще такие факторы, как экспортное и импортная пошлина, транспортные расходы, обязательно международное страхування
В практике международной торговли используются два вида цен: цены "Франко" цены "СЮ". Слово "франко" означает "свободный". В данном случае это освобождение покупателя от всех или от части расходов, связанных с транспортировкой товара. Это может быть цена ФРАНКО-потребитель, ФРАНКО - железнодорожная станция, Франко - граница тощо.
Цена СЕЛ рядом с ценой поставщика и транспортными расходами включает обязательное международное страхование. То есть это полная цена, по которой учитываются объем и структура внешнеторгового обороту.
Если экспортные цены растут быстрее, чем импортные, страна получает от внешнеэкономической деятельности. Если наоборот, то ситуация на внешнем рынке для той или иной страны ухудшается и она теряет часть дохода. Каждое государство стремится проводить политику протекционизма: всемерное содействие экспорта отечественных товаров и ограничения импорта иностранных виробив.
На современном этапе четко прослеживаются следующие основные тенденции развития мировой торговли:
рост экспортных поставок готовой продукции из слаборазвитых стран в высокоразвитые, в то время как на начальном этапе развития мировой торговли с аграрных стран вывозили сырье и продовольствие, а готовую продукцию ввозили развитых государств;
рост удельного веса машин и оборудования в структуре мирового экспорта. Сегодня машины и оборудование составляют почти 60%, а сырье, материалы и товары народного потребления - 40% мирового экспорта. Эти показатели для развитых стран составляют соответственно 70% и 30%, для слаборазвитых - 15% и 85%, для Украины в начале 90-х годов - 28% и 72%, в конце 90-х годов - 10% и 90%;
усиление межгосударственного регулирования внешнеторговых операций, в частности таможенных тарифов, условий торговли отдельными видами товаров, антидемпинговых мер, лицензирования импорта и тому подобное. Межгосударственное регулирование мировой торговли развивается путем создания международных организаций, таких как ГАТТ и ВТО, а также специальных организаций, которые включают страны являются основными поставщиками на мировой рынок определенной продукции. Наибольшей популярностью пользуется Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК). Целью деятельности подобных организаций является согласование цен на продукцию, установления экспортных квот для каждой страны-участницы, ограничения производства и т.п..
ТЕМА 32. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ФОРМЫ 2. Международное движение капиталов , рабочей силы и валют