1. Изменение моделей человека в экономической науке

Каждый человек с ее чертами, духовным миром, мотивами деятельности и поведения, потребностями, интересами и волей и т.д. является своеобразным вселенной, космической существом. Несмотря на то что ее исследуют различные науки в течение нескольких тысячелетий, человек поныне остается самой загадочной истотою.
Отдельные аспекты человека изучают естественные и общественные науки. Существуют даже научные учреждения - институты человека. По общественным наукам проблемой человека занимаются философия, социология, психология, история, экономическая теория и др.. Наиболее обобщающую характеристику человека дает философия, но для этого она использует результаты всех других наук. Экономическая наука исследует лишь отдельные, но определяющие аспекты сущности человека, в XIV-XIX вв. получили название "Homo economicus" - человек экономический, а в XX в. - Человек социальная. С этой целью, пользуясь прежде методом абстракции, наука
отвлекается от разнообразия человеческой личности, мотивов человеческого поведения, психологических характеристик личности и т.д. и принимает во внимание прежде всего мотивы хозяйственной деятельности, экономические потребности и интересы в различных экономических системах, законы, управляющие этими процессами. Дополнительными параметрами к такой модели могут быть определенные психологические характеристики. Проследим, как мировая экономическая мысль рассматривала человека при различных епох.
Первая экономическая модель человека была создана классической школой политической экономии, сейчас поддерживается неоклассиками. В частности, А. Смит считал естественной движущей силой хозяйственного развития стремление индивида к достижению своих экономических, прежде всего денежных, интересов. Главными чертами человека, по его мнению, есть самолюбие, эгоизм, стремление получить максимальный результат при минимальных затратах. При этом за господство свободной конкуренции люди, как правило, вынуждены выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ, т.е. ведут себя рационально. Для этого они должны иметь свободу выбора, быть достаточно поинформовани.
Заботясь о собственных интересах, такой человек умножает свое благосостояние и богатство общества. Если отдельные индивиды стремятся безграничного обогащения и повышать с этой целью цены, их интересы определенной степени гармонизирует конкуренция, которая является регулятором личного эгоизма, а следовательно и достижением экономического равновесия. Это означает отсутствие противоречий между интересами индивида и общества. Для наемных работников присущ высокий степень отчуждения труда от власности.
Экономическая система в таких условиях является простой арифметической совокупности хозяйствующих субъектов, в которой отсутствует вмешательства государства и других институтов в экономику. Такая И ситуация была характерна капитализма эпохи свободной конкуренции (домонополистический капитализм).
Вторая экономическая модель человека разработана представителями кейнсианского и институционального направлений экономической теории. В ней человек стремится не только к присвоению материальных благ, но и к увеличению свободного времени, престижной работы и т.п.. Экономическая модель поведения человека дополняется такими психологическими факторами, как милосердие, альтруизм (бескорыстное заботы о благе и других людей), служение коллективу, обществу и т.д.. Вместе действиям индивидов свойственна недостаточная осведомленность, а следовательно и ограниченная рациональность. Причиной этого является сложная экономико-социологическая модель поведения человека, в которой предполагается влияние на экономическое поведение обычаев, традиций, культурных ценностей, религиозных убеждений тощо.
Сложнее и экономическая система. В ней предусматривается активное воздействие на экономическую деятельность государства, профсоюзов, корпораций. Вместо индивидуальных ценностей начинают преобладать коллективные, между индивидуальными, коллективными и общественными интересами существуют противоречия. Время частично преодолевается отчуждение труда от собственности. Наибольшей степени это свойственно таким странам, как Япония, Швеция и другие. Такая ситуация присуща высшей стадии капитализма. Даже в США, где в наибольшей степени сохранился индивидуализм, экономику предыдущего периода (XVI-XIX вв.), В котором преобладала первая экономическая модель, называют ковбойской. Человек экономический при этих условиях дополняется существенными чертами человека социальнои.
Названы экономические модели человека присущи для разных стадий капиталистической экономической системы. Определенные модели можно создать и для предыдущих экономических систем - первобытнообщинного строя, рабовладельческого строя и феодализма. Для основной производительной силы в этих системах главной целью было удовлетворение минимальных жизненных потребностей и даже простое виживання.
Сложными являются модели человека в посткапиталистическое обществе. Они разработаны в значительной степени К. Марксом, выдающимся украинским ученым В. Вернадским и все больше приобретают практического воплощения в развитых странах свиту.
Так, в экономической модели человека обоснованной К. Марксом, исчезает экономическое принуждение к труду, которая становится свободной и творческой. Основными экономическими потребностями человека есть собственное совершенствование, всестороннее развитие своих способностей как самоцель или абсолютное выявление творческих дарований, максимальное удлинение активной жизни, всестороннее развитие всех сущностных сил человека. Личность обладать не только "безграничностью своих потребностей" (К. Маркс), но и способностью к их расширению и удовольствие. Важной чертой экономической системы станет органическое сочетание труда и собственности, самоуправления, преобладание трудовой коллективной власности.
В модели Вернадского деятельность человека на Земле связана с космосом, сам человек рассматривается как общепланетарного явление. Впервые такую идею еще в XVII в. выразил голландский ученый X. Гюйгенс в работе "Космо-теорос". Вернадский развил ее в концепции ноосферы. Решающим фактором превращения биосферы Земли в ноосферу (качественно новое состояние биосферы, в частности ее перестройки, в том числе околоземного пространства) является преобразующая роль науки и социально организованного труда человечества. Высшей ценностью становится работа, которая должна быть разумной, свободной и добровольной, а человек производит и реализует в работе свое мнение. Вследствие взаимодействия человеческой мысли, человеческой природы и человеческого труда возникает новая мощная производительная сила - геологическая, которая аккумулирует и синтезирует энергию этих составляющих. Доминирующей силой этих трех составляющих является, по Вернадскому, сознание, научная мысль. Только в ноосфере достигает наивысшего уровня развития личности, ее сущностных сил (физической и умственной энергии, организаторских, творческих и других способностей), культуры, морали, психических качеств и т.п.. Главным принципом ноосферы является освобождение человека от рутинных технологических действий, развитие ее творческого научного потенциала, максимальное выявление ума, свобода научного пошуку.
§ 2. Сущность человека економичнои
Основой большинства моделей человека, которые существовали на протяжении человеческой цивилизации (более 3 млн. лет), был человек экономическая. О некоторых аспектах такого человека шла речь при характеристике двух первых моделей. Однако глубинные сущность экономических явлений и процессов, в том числе человека экономического, можно раскрыть через категорию противоречия. В этом случае выясняется внутренний источник их развития, его движущая сила.
Две стороны человека экономического необходимо, в свою очередь, связывать с ведущими элементами экономической системы, о которых говорилось в предыдущей теме. Такими элементами являются производительные силы и производственные отношения (или отношения собственности). Поэтому двумя сторонами человека экономического является ее принадлежность к производительных сил (человек - главная производительная сила как человек-работник) и в отношений собственности (человек-владелец).
Закон единства труда и собственности. Работа с физиологической точки зрения является осуществлением определенных функций человеческого организма, каждая из которых - это затраты мозга, нервов, мышц, органов чувств и др.. Единство таких функций формирует производительную силу труда. Юридически свободный человек имеет исключительное право распоряжаться своей производительной силой, владеть и пользоваться ею. Вследствие этого биологической природе человека, его индивидуальной труда в наибольшей степени соответствует индивидуальная (в том числе частная трудовая) собственность. Это означает органическое единство труда и собственности и является первым фундаментальным законом хозяйственной деятельности людини.
Закон единства труда и собственности - закон, который выражает внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между индивидуальным трудом человека и частной трудовой собственности на результаты этой праци.
Первым основную черту этого закона сформулировал английский философ Дж. Локк: "Труд, была моей, - отмечал он, - утверждает собственность, которая должна принадлежать мне. Она ограничивает размеры моей собственности". Если человека полностью лишить собственности (например, раб), она теряет стимулы к труду, что приводит упадок экономической системы (первая черта закона). И наоборот, такие стимулы растут при условии, что человек превращается в собственника результатов своего труда, что приводит стабильность и динамизм экономической системы (вторая черта закона).
Этот закон при простом товарном производстве действует лишь тогда, когда индивидуальная работа соответствует требованиям общественно необходимого труда, то есть трудом средней степени интенсивности и производительности при производстве подавляющего количества продукции определенного вида. Об особенностях его действий по капиталистического товарного производства или трудовых коллективных предприятиях речь дали.
Несмотря на требования закона единства труда и собственности, в эксплуататорских формациях он постоянно нарушался, что ускоряло трансформацию одной экономической системы с высокой степенью несоответствия этих сторон в систему, в которой разница не была бы столь значительной. Важную роль в усилении такого несоответствия имеет противоречие человека-работника и человека-владельца. Выясним сущность каждой из них.
Человек-работник. В докапиталистических формациях наивысшего развития человек-работник приобрела в процессе труда на собственной земле, в собственной ремесленной мастерской и т.д.. Такая работа требовала всестороннего умение при изготовлении конечного продукта, эмпирических знаний из разных областей науки.
В XIV-XV вв. с зарождением мануфактуры происходит распределение ремесленной деятельности или труда ремесленника, на различные частичные операции. Поэтому мануфактура искажает работника, культивирует в нем одностороннюю специализацию, тормозит развитие сущностных сил людини.
По машинного производства односторонняя специализация усиливается, происходит превращение человека-работника в дополнение к машин.
Ситуация принципиально меняется по автоматизированного производства. Рабочий прилагает минимальных физических усилий, выполняет преимущественно умственный труд (что сближает его труд с трудом инженера), "ведет диалог" с компьютером. Его производственная деятельность все больше основывается не на практическом опыте, а на научных знаниях по математике, физике, химии, различных технических дисциплин. По комплексной автоматизации существует тенденция к преодолению процесса разделения труда на элементарные операции, замены процесса непосредственного воздействия на предметы труда через компьютеры или диспетчерские пункты. Человек-работник все больше превращается в контролера, регулятор производства тощо.
Но и здесь не обходится без противоречий. Автоматизация производства лишает организм необходимого минимума физической нагрузки ("мышечный голод"), усиливает монотонность труда на пульте управления, нервное, эмоциональное и умственное напряжение и ин.
Всего в развитых странах мира в современных условиях происходит формирование совокупного работника со следующими основными чертами:
высокие профессиональные свойства и навыки и творческие способности, которые проявляются в ощущении нового, умении критически оценивать достигнутые результаты, видеть недостатки и находить пути их устранения, в желании постоянно повышать уровень образования и квалификации, в наличии многоплановой квалификации и т.д.;
экономическое мышление, проявлением которого является умение находить оптимальные для повышения эффективности отдельного предприятия, отрасли и народного хозяйства варианта развития, овладения новейшими методами технологических, проектно-конструкторских разработок, технико-технологическая культура, ориентирование на наиболее рациональное использование экономических и природных ресурсов и др..;
высокий уровень подготовки к организационной и управленческой деятельности, что предполагает знание новейших методов и форм организации труда, умение эффективно организовывать работу трудового коллектива, контактировать с другими работниками и т.п.;
4) высокие психологические качества, признаки которых целеустремленность, добросовестность, трудолюбие, психологическая устойчивость и т.д.. Признаком значительного отставания Украины в этой сфере является то, что срок профессиональной подготовки рабочего на производстве в развитых странах мира составляет до 3,5 лет, а в нашем государстве - менее 5 мисяцив.
Наличие таких черт и их использование в процессе труда, по закону единства труда и собственности, требует увеличения процента индивидуальной (частной) трудовой власности.
Однако вполне логично может возникнуть следующий вопрос: разве процесс труда в современных условиях имеет индивидуальный характер? Ведь даже Робинзон на необитаемом острове пользовался топором, другими орудиями, сделанными другими людьми, что свидетельствовало о наличии общественного разделения труда. Действительно, процесс труда в современных условиях означает тесное сочетание индивидуального с коллективным. Каждый работающий человек имеет определенную профессию, использует специфические средства производства, ставит перед собой конкретную цель и т.д., то есть ее работа является индивидуальной. Однако подавляющее большинство людей работает в трудовых коллективах, где результаты деятельности отдельного индивида зависят от работы всего коллектива (качества полученных деталей, взаимопомощи, умелого руководства и т.п.). Вследствие этого возникает новая производительная сила, результаты которой должны быть коллективной собственностью, идти прежде всего на удовлетворение коллективных потребностей - Строительство жилья, домов отдыха, расширение масштабов производства и т.п.. Часть результатов коллективного труда должна распределяться между работниками в зависимости от стажа, уровня квалификации и др.. Вследствие этого в условиях демократического общества существует закон единства коллективного труда и коллективной собственности. Наиболее полно он действует на трудовых коллективных пидприемствах.
Человек-собственник. Эта сторона экономической сущности человека может реализоваться в присвоении представителями различных классов и социальных групп различных объектов собственности. Такими объектами, с одной стороны, есть необходимый и прибавочный продукт, а с другой (по структуре национального богатства) - домашнее имущество населения (одежда, жилые дома и т.д.), производственные фонды (машины, оборудование, хозяйственные постройки и др..) различные виды ценных бумаг, проценты на банковские вклады, предметы роскоши. Если наемный работник является собственником части домашнего имущества, то экономически господствующий класс - всех объектов собственности, причем ценность домашнего имущества может преобладать стоимость аналогичных объектов людей наемного труда в десятки тысяч раз. В развитых странах мира на рубеже присваиваемых наемными работниками объектов собственности постепенно расширяются. Кроме домашнего имущества некоторые из них частично становятся собственниками средств производства (в форме ценных бумаг), денежных вкладов. Однако развитие черт человека-собственника, как правило, отстает от развития качества человека-работника, углубляет противоречия закона единства труда и собственности.
Тема 3. Человек и экономика 3. Экономические потребности и их структура