1. сущность рынка

Рынки возникли еще в период распада первобытнообщинного строя, когда между общинами и племенами начался регулярный обмен, который осуществлялся в определенном месте и в определенное час.
Эволюция рынка. В процессе углубления общественного разделения труда, с развитием городов для торговли товарами выделяют определенные места - рыночные площади. Поэтому понятие "рынок" сначала означало место, где продавали и покупали товари.
В XII в. начинает развиваться обмен между городами. В них проводят многочисленные регулярные ярмарки. Так, в середине XII в. ярмарки в крупных городах на юге Франции происходили по 6 раз в год. Это свидетельствовало о начале формирования единого внутреннего рынка и расширение границ рынка к отдельного района, где взаимодействуют (вступают в экономические отношения) продавцы и покупци.
Такое понимание рынка в значительной мере сохранилось и поныне. Существует, например, в западной экономической литературе определения рынка как института или механизма, сводит продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг. Но такое определение не соответствует сьогодення.
В древности перед тем, как встретиться на рыночной площади с покупателями, продавцы сначала расселялись со своим товаром на окраине города и только в дни ярмарки завозили его на площадь. Сейчас продавец может вечером прорекламировать свой товар по телевидению, при наличии спроса на него собрать сотни, а то и тысячи заказов по телефону, а на следующий день разослать товары почтой, не встречаясь непосредственно с покупцем.
Другая ситуация возникает при покупке такого вида современного товара, как акции, облигации. Если крупный банк покупает значительное количество акций у другого банка или компании, то необходимую для этого сумму передают по электронной почте в виде сигналов и зачисляют на счет продавца. Существуют свои отличия и при продаже недвижимого имущества, денег, рабочей силы, знаний, информации и т.п.. Итак, приходим к выводу, что традиционное понимание сущности рынка не согласуется с практикою.
Но в любом случае есть покупатель и продавец (с посредниками или без них), которые вступают между собой в отношения купли-продажи различных товаров и послуг.
Рынок - совокупность продавцов и покупателей, которые вступают между собой в экономические отношения по поводу купли-продажи товаров и услуг с помощью механизма согласования цен на основе спроса и пропозиции.
Сущность рынка полнее (системно) раскрывается в выполняемых им функциях.
Функции рынка. В современной экономической системе рынок выполняет такие положительные функции:
вартисноутворюючу и ценообразующую - осуществляет окончательное определение стоимости товаров и услуг и их реализацию, превращает продукт труда в товар;
воспроизводственную - обеспечивает непрерывность процесса общественного воспроизводства (в частности, связь между производством и потреблением), формирует целостность национальной системы и ее связь с другими национальными экономиками в масштабе мирового рынка;
стимулирующую - побуждает производителей товаров и услуг снижать индивидуальные затраты ниже общественно необходимых, повышать общественную полезность товаров и услуг, их качество и потребительские свойства;
регулирующую - осуществляет регулирующее воздействие на экономику в целом, на пропорции между различными сферами и отраслями экономики, приводит в соответствие платежеспособный спрос и предложение, накопления и потребления и другие пропорции;
контролирующую - способствует контролю потребителей за производством, выравниванию цен;
конкурентно-стимулирующая - усиливает конкуренцию между производителями товаров и услуг как в масштабе отдельной страны, так и в рамках мирового хозяйства, а значит стимулирует движущие силы экономической системы;
санирующие - способствует збанкрутинню нежизнеспособных предприятий, благодаря чему оздоравливает экономическую систему.
В первые годы трансформации административно-командной системы в капиталистическую рыночную некоторые экономисты, руководители правительств постсоветских государств находились в состоянии эйфории относительно способности рынка превратить затратную экономику на высокоэффективную. Во второй половине 90-х годов появились более трезвые оценки возможностей рынка и даже саркастические высказывания в его адрес. На основании практики переходного периода можно сделать вывод, что рынок выполняет не только положительные, но и отрицательные функции, имеет определенные недостатки. Они будут рассматриваться в теме, посвященной экономическим функциям государства, которые в значительной степени обусловлены необходимостью нейтрализовать негативные стороны ринку.
Вместе с тем следует осознать, что положительные стороны рынка могут быть реализованы лишь при нормальной.
Тема 6. Рынок и его структура 2. Условия функционирования рынка