4. Структура и инфраструктура рынка

Виды рынков. В зависимости от того, что является предметом купли-продажи, различают следующие виды рынков:
Финансовый рынок (в узком смысле - денежный). В него входят рынок наличных, рынок долговых обязательств (государственных и частных облигаций), спекулятивный рынок денег и рынок других (кроме облигаций) ценных бумаг - акций, сертификатив.
Рынок рабочей силы, выступает как рынок труда. В него входят рынки профессиональные, отраслевые, региональные и отдельных отраслей народного хозяйства (материального и нематериального производства и т.п.). Субъектами этого рынка являются наемные работники (от их имени, как правило, выступают профсоюзы, что свидетельствует о коллективный характер продажи данного товара), предприниматели (от их имени нередко выступают союзы предпринимателей) и государство (непосредственно в государственном секторе и опосредованно - в негосударственном).
Рынок средств производства, или рынок капитала (по терминологии "Економикос"). На этом рынке выделяют рынок средств труда и рынок предметов труда. Рынок средств труда подразделяют на рынок нового и рынок подержанного оборудования, а также рынок специфического оборудования, которое изготавливают по индивидуальным замовленнями.
Рынок предметов потребления. Составляющими этого рынка является производство товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники, стиральных машин и т.п.) и текущего споживання.
Рынок услуг. Услуга - особая потребительная стоимость процесса труда, выраженная в полезном эффекте, который удовлетворяет потребности человека, коллектива и общества. Особенностью услуги как товара (по сравнению с обычным товаром, с материальными благами) является то, что она полезна не как вещь, а как дияльнисть.
В составе услуг различают личные услуги, удовлетворяющие потребности отдельного человека (в получении образования, здравоохранении, культурно-бытовом обслуживании и т.д.) и услуги, которые удовлетворяют коллективные и общественные потребности (по охране общественного порядка, обороны, управления обществом, в том числе народным хозяйством).
Рынок интеллектуальной собственности. Как и в категории "экономической собственности", в интеллектуальной собственности также различают количественную и качественную стороны. Первая - это различные объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, проекты, "ноу-хау", программы материального обеспечения, научные прогнозы и т.п.), вторая - отношения, которые возникают и развиваются между людьми по поводу создания и присвоения названных объектов власности.
Важным элементом рынка услуг в современных условиях является рынок "ноу-хау" (дословно - "знать как"). В широком смысле "ноу-хау" - это совокупность технических знаний и производственного, коммерческого и другого опыта, необходимых для изготовления какого-либо изделия, воспроизводства производственного процесса тощо.
Валютный рынок - сфера экономических отношений по поводу купли-продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов, телеграфных и почтовых переводов), выраженных в иностранной валюте. На валютном рынке осуществляются операции по внешней торговле, расчетов, миграции капиталов и рабочей силы, туризму.
Рынок информации - определенная совокупность экономических отношений по поводу сбора, обработки, систематизации информации и ее продажи конечному потребителю. От качества и объема информации зависит правильность принятого ришення.
Рынок золота - определенная совокупность производственных отношений по поводу организации и осуществления купли-продажи золота. Выполняют ее банкирские дома и специализированные фирмы, которые занимаются очисткой металла и изготавливают слитки, ставят на них клеймо, хранят. Продавцами золота является золотодобывающие страны, владельцы частных и государственных запасов золота. На международных рынках золота (Лондон, Цюрих и др.). Товар продается преимущественно в стандартных слитках по 12,5 кг с пробой 995 или 999, на внутренних рынках - в слитках от 5 г до 1 кг, а также в письмах, пластинах, монетах и ин.
Типы рынков. зависимости от субъектов хозяйственной жизни различают разные типы рынков. С учетом исторического процесса возникновения рынков основными из них являются:
Свободный рынок - рынок, на который вывозят товары и услуги многих независимых товаропроизводителей; ни один из них не производит большинства продукции, состоянии вследствие этого влиять на уровень цен, а процесс ценообразования осуществляется через механизм свободной конкуренции. Доля произведенной каждым товаропроизводителем продукции такова, что объединение трех - пяти товаропроизводителей не позволяет им сосредоточить в своих руках большую часть товаров и услуг определенного вида. Такой рынок существовал на низшей стадии развития капитализма, то есть с начала XVI - до конца XIX ст.
Монополизирован рынок - рынок, на который вывозят товары и услуги незначительного количества товаропроизводителей, каждый из которых производит такую долю продукции, что может влиять на уровень цен. Объединение нескольких таких производителей позволяет сосредоточить львиную долю товаров и услуг в их руках и вследствие этого диктовать цены на рынке. Так, в США три гигантских автомобильных концерны ("Дженерал Моторз", "Форд Моторз" и "Крайслер") сконцентрировали в своих руках почти 94% общего выпуска автомобилей. Такой рынок в западной экономической литературе называют олигополистическим (от греч. "Олиго" - несколько).
Регулируемый рынок - рынок, который регулирует и контролирует государство посредством мер административно-правового и экономического характера. Административно-правовые меры - это прежде антимонопольное законодательство, экономические - налоговая, кредитная, финансовая политика тощо.
Ни один из этих рынков в развитых странах мира в чистом виде не существует. В одних сферах и отраслях экономики преобладает свободный (например, сфера услуг, розничной торговли), в других - монополизирован, в третьих - регулируемый рынок. Но в целом в этих странах рыночные рычаги регулирования экономики сочетаются с государственными, причем последние переважають.
Выделяют также национальный, мировой, региональный и другие ринки.
Инфраструктура рынка. Понятие "инфраструктура рынка" отражает совокупность различных учреждений и институтов, обеспечивающих движение денег и ценных бумаг, рабочей силы, средств производства, предметов потребления, услуг, интеллектуальной собственности, валюты и ин.
На рынке товаров и услуг в состав инфраструктуры входят товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, маркетинговые и рекламные организации тощо.
На рынке ценных бумаг инфраструктура представлена фондовыми биржами, на рынке рабочей силы - биржами праци.
На финансовом рынке в состав инфраструктуры входят банковские институты, страховые компании и различные фонды, которые сосредоточивают в своих руках свободные и превращают их в кредити.
Инфраструктура также принадлежит соответствующая законодательная база, регулирующая взаимодействие субъектов ринку.
Рынок - совокупность продавцов и покупателей, которые вступают между собой в экономические отношения по поводу купли-продажи различных товаров и услуг с помощью механизма согласования цен на основе спроса и пропозиции.
Основными функциями рынка является ценообразующая, стимулирующая, регулирующая, контролирующая, конкурентно-стимулирующая и ин.
Основными условиями функционирования рынка является плюрализм собственности, рыночная инфраструктура, государственное регулирование экономики, наличие и доступность всесторонней информации о рынке, развитое и совершенное антимонопольное законодательство, наличие конкуренции, стабильные денежная и финансовая системы и ин.
Условиями возникновения рынка, товарного производства является общественное разделение труда, в частности его общая и частичная формы, а также экономическая обособленность товаропроизводителей, которая с момента распада первобытнообщинного строя приобретает формы частной собственности (трудовой и нетрудовой).
Товарное производство - такое общественное производство, при котором отдельные продукты производят экономически обособленные производители и для удовлетворения общественных потребностей необходимы купля-продажа на рынке продуктов, которые вследствие этого становятся товарами. Основными формами товарного производства простое и капиталистическое. К товарному производству существовало натуральне.
Основными видами рынка, которые формируют его структуру, является финансовый, рынок рабочей силы, средств производства, предметов потребления, услуг, интеллектуальной собственности, информации, золота, валюти.
Основными типами рынков на разных этапах эволюции экономической системы является свободный, монополизированный и регульований.
Инфраструктура рынка - совокупность учреждений, институтов, предприятий, служб и т.п., которые обеспечивают движение товаров и услуг от производителя к потребителю. В инфраструктуру входят фондовая биржа, биржа рабочей силы, товарная биржа, банковские институты, страховые компании, соответствующая законодательная база и др..
3. Условия возникновения товарного производства и его сущность Тема 7. Товар и труд