3. Выбор товара потребителем

Теория предельной полезности. По мнению сторонников теории предельной полезности, потребитель покупает товар том, что в нем содержится определенный полезный эффект, который он ценит. Кстати, термин "стоимость" точнее переводится на украинский язык как ценность. Как экономическая категория, "ценность" имеет лишь то, что ценится в глазах покупателя, а следовательно является субъективной, а не объективной свойством. Товары и услуги ценятся людьми не потому, что на них затраченное общественно необходимое рабочее время, а потому, что они полезны. Более того, полезность товара, согласно теории предельной полезности, предоставляет затратам труда общественно необходимого характера. Это означает, что стоимость (ценность) является прежде категорией обмена, а не непосредственного виробництва.
Такой подход получил название "субъективной революции" в экономической теории. По мнению современного сторонника этой теории Ф. Хайека, с элементарными основами теории предельной полезности должна быть ознакомлена каждый образованный человек. С ее помощью, в частности, был решен так называемый "парадокс Смита": почему вода, столь полезная для человека, стоит так дешево, а алмаз, пользу которого для удовлетворения жизненных потребностей намного меньше, стоит так дорого? Ответ австрийского экономиста Е. Бем-Баверка (1851 - 1914) на этот вопрос так: "Ценность предусматривает как раз ограниченность количества вещей, отсутствие ценности - их избыток".
Практическая реализация теории. Выясним подробнее сущность теории предельной полезности на таком примере. Купив видеомагнитофон, необходимо приобрести для него видеокассеты. Потребность в первой видеокассете будет наибольшей, поэтому покупатель готов платить за нее даже спекулятивную цену, если ее нет в продаже. Поэтому появляется возможность переписать новые интересные фильмы, и владелец видеомагнитофон а покупает еще видеокассеты. Но при этом его потребность в них постепенно уменьшается. Происходит еще большее насыщение потребностей, поэтому субъективная оценка покупателя от приобретения каждой новой видеокассеты уменьшается. Следовательно, уменьшается их предельная полезность, хотя по качеству они ничем не отличаются от первой. Поэтому, например, 15-видеокассета в этом случае является тем "последним экземпляром", который удовлетворяет "предельную потребность" и имеет "предельной полезности". Последняя и определяет рыночную цену видеокассеты. Отсюда и название теории "предельная полезность".
Предельной полезности рассматривают как удовольствие, получаемое отдельный человек от потребления одной дополнительной единицы товара. То же касается и услуг. Следовательно, цена отдельного товара, согласно этой теории, напрямую зависит от степени насыщенности потребности в нем. Таким образом, за исходный пункт определения стоимости товара принимают субъективную мотивацию, субъективную оценку экономического поведения индивидов, а не объективные факторы, то есть общественно необходимые затраты праци.
Противопоставляя теорию предельной полезности концепции общественно необходимых затрат, Е.Бем-Баверк писал, что токайское вино не потому дорогое, что дорогие токайские виноградники, а наоборот, токайские виноградники потому дорогие, что дорого токайское вино. Так, "санкционирована" индивидом предельная полезность ценности якобы определяет издержки производства, а не навпаки.
Синтез двух теорий. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности - это две отдельные звенья экономической теории. Поэтому их не следует противопоставлять, а надо взять из них все рациональное и соединить в целостную органическую концепцию стоимости товаров. Необходимо сопоставлять полезный эффект товаров с общественными издержками, рассматривать объективность последних вместе с субъективной потребительской оценке конкретного экономического блага потребителем или создать общую теорию результатов и витрат.
Английский экономист Маршалл (1842-1924) по этому поводу отмечал, что спорить о том, чем регулируется стоимость - полезностью или издержками производства, это то же, что спорить о том, разрезает бумагу верхнее или нижнее лезвие ножниц. Он первым в мировой экономической литературе предпринял попытку объединения двух теорий. Среди украинских ученых такой синтез впервые осуществил М. Туган-Барановський.
Недостатки теории предельной полезности. Время концепция предельной полезности без сочетания с трудовой теорией стоимости слабо согласуется с практикой ценообразования в развитых странах. Так, известный американский экономист и историк Б. Селигмен по этому поводу отмечал: "Конечно используемая техника установления цен состоит в том, что до полной величины средних затрат добавляется умеренная, или традиционная, надбавка". Правильно это или нет, но предприниматель делает именно так. Он делает вывод о том, что "Маржиналистская теория" мало пригодна для практических целей. Важно и то, что цены на товары и услуги, по которым продается большая часть экономических благ, на практике устанавливает не потребитель, а производитель. Потребитель влияет на установление цен при условии, что спрос выше или ниже пропозицию.
Следует учесть и то, что современная экономическая теория привлекает к анализу такую фундаментальную категорию, как "издержки производства" и рассматривает три периода (кратко-, средне-и долгосрочный), когда спрос и предложение находятся в стадии относительного равновесия. Если в краткосрочный период цена товара определяется в значительной степени спросом, то в средне-и особенно в долгосрочном решающую роль при определении цены равновесия играют издержки производства.
2. Труд, создающий товар 4. Закон стоимости и его функции