1. Спрос и закон спроса

Спрос - количество продукта, которое потребители готовы и способны купить за определенную цену в течение соответствующего промежутка времени и в определенном мисци.
Факторы, влияющие на спрос. Очевидно, что ответить на вопрос, от чего зависит величина спроса, однозначно невозможно, поскольку следует прежде всего выяснить, какой именно продукт собираются покупать потребители. Так, шведский экономист К. Эклунд, рассматривая спрос покупателей на рубашки, называет следующие основные факторы: 1) величина их дохода, 2) количество рубашек, которую они считают необходимым иметь, 3) наличие у них одежды (джемперы, жилеты и др.) , который можно использовать вместо рубашек; 4) цены на эти товары (дешевле или дороже рубашек), 5) вкус, мода, 6) цена подобных сорочок.
К этим факторам можно добавить ценовые и дефицитные ожидания, изменения в структуре населения, экономическую политику правительства (в частности, помощь бедным слоям и др.)..
Закон спроса. В процессе рассмотрения эластичности спроса от уровня цен сформулированы соответствующий закон попиту.
Закон спроса - за несменяемости всех прочих параметров снижение цены приводит соответствующий рост спроса и наоборот, следовательно, между ценой и величиной спроса существует обратная залежнисть.
О действии этого закона свидетельствует, во-первых, то, что низкие цены усиливают у потребителя желание покупать товары, практика распродажи товаров по сниженным ценам. Во-вторых, поскольку потребление подлежит действия принципа понижательной предельной полезности (покупатель товара получает меньше удовольствия или полезности от каждой последующей единицы продукции *), то потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что его цена снижается. В-третьих, подтверждением этого является эффект дохода и эффект замищення.
Эффект дохода - за низкой цены товара потребитель может купить его, не отказываясь от приобретения других альтернативных товарив.
Эффект замещения - при более низкой цене потребитель хочет приобрести дешевый товар вместо аналогичных, которые стали относительно дорожчими.
Эти два эффекта действуют в одном направлении (т.е. приводят к росту объема спроса при снижении цен) при покупке товаров среднего и высокого качества и в противоположных направлениях - при покупке низкокачественных товаров. При этом в случае незначительного количества товаров низкого качества (например, маргарина в соотношении с маслом) эффект замещения будет преобладать эффект дохода, и потребители будут покупать большое количество маргарину.
На практике бывает, когда при снижении цены на товар спрос на него уменьшается, а при повышении - возрастает (например, при повышении цены на картофель семьи с невысокими доходами начинают потреблять ее больше, полностью отказываясь при этом от мяса), что означает преобладание эффекта дохода над эффектом замищення.
Время этот закон не действует по ажиотажного спроса (т.е. значительного дополнительного спроса, обусловленного ожиданием повышения цен на товар или в случае его исчезновения из обращения), для отдельных редких, дорогих и невоспроизводимых товаров (картины, антиквариат и др.)., А также при "переключении" спроса потребителей на качественные и дорогие товары (например, массовых закупках масла вместо маргарина).
В последнем случае частично действует эффект престижного спроса, определенный американским ученым Т. Вебленом.
Эффект престижного спроса - покупка товаров за престижными ценам (ценам на изделия высокого качества), причем роста цен на дорогие товары, которые производят престижные фирмы, спрос на них до определенного предела может зростати.
Зависимость между ценой на товар и количеством товара, который покупают потребители, выражается кривой спроса (рис.2). Для ее построения воспользуемся данными табл. 2.
Кривая индивидуального спроса показывает, что при цене 50 условных единиц потребители приобрели бы 10 единиц товара, при цене 40-15 единиц и т.д., т.е. цена и количество товаров находятся в обратной залежности.
При росте дохода кривая спроса смешивается вправо, а при уменьшении - влево.
Тема 9. функционирования рынка 2. Предложение и закон предложения