1. Конкуренция и рынок

Сущность конкуренции. Термин "конкуренция" происходит от латинского слова "concurere" - сталкиваюсь. И действительно, в рыночной экономике происходит столкновение интересов разных хозяйствующих субъектов как внутри отдельных отраслей, так и между производителями различных сфер и отраслей тощо.
Выясним, как и почему возникает конкуренция. В каждой стране существуют десятки, сотни тысяч и даже миллионы экономически обособленных товаропроизводителей. Поскольку современная рыночная экономика, по мнению многих ученых, является системой прибылей и убытков, а убыточные предприятия в массовом порядке банкротятся (например, в США ежегодно распахивается почти 400 тыс. фирм), то одной из целей, преследуемых в конкурентной борьбе, является стремление выжить , не попасть в число предприятий-банкрутив.
Основной целью капитализма, как известно, является присвоение прибыли. Для реализации этой цели каждая фирма стремится продать как можно больше товаров и услуг, а значит расширить рынки сбыта. Разумеется, при этом сталкиваются интересы других фирм, между ними происходит суперництво.
Кроме того, в современных условиях на внутреннем рынке отдельных стран продается значительное количество иностранных товаров, конкурентами выступают иностранные фирмы, с интересами которых сталкиваются интересы национальных фирм. Исходя из этого, можно дать определение конкуренции как экономической категории.
Конкуренция - борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства, сбыта товаров и услуг, за присвоение наибольших прибуткив.
Положительные и отрицательные стороны конкуренции. Вследствие постоянного характера конкуренции при капитализме она приобрела черты экономического закона, действие которого для товаропроизводителей является внешней принудительной силой для повышения производительности труда на своих предприятиях, увеличения масштабов производства, ускорения научно-технического прогресса, внедрения новых форм организации виробництва.
Положительные стороны конкуренции - действие ее как принудительной силы, что заставляет товаропроизводителей:
экономить производственные ресурсы, снижать издержки производства и обращения;
улучшать качество товаров и услуг;
улучшать качество послепродажного обслуживания потребителей;
внедрять новейшие достижения науки и техники в производство, а значит способствовать развитию НТП;
внедрять новые формы организации производства и труда, новые формы и системы заработной плати.
Негативные последствия конкуренции:
создание условий для банкротства и сам процесс банкротства значительного количества предприятий;
дифференцировки товаропроизводителей, выделение из среды их незначительного количества мощных, что является материальной основой появления и развития монополий;
причинение в процессе безудержного стремления фирм к максимального выпуска продукции при отсутствии эффективного государственного регулирования экономики перепроизводства товаров, а следовательно кризисов перепроизводства;
создание результате действия следующих факторов условий для роста количества безработных;
содействие усилению несправедливого распределения доходов вследствие того, что сильные фирмы со временем становятся еще сильнее, пытаются ослабить могущество конкурентов.
Тема 10. Конкуренция и монополия 2. Основные виды конкуренции