4. Формы монополий и последствия монополизации экономики

Монополия - отдельные мощные предприятия или объединения нескольких предприятий, которые производят подавляющее количество определенной продукции, благодаря чему влияют на процесс ценообразования и присваивают высокие (монопольные) прибутки.
Первой монополизируется сфера обращения. На этой основе возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикати.
Картель - объединение нескольких предприятий одной отрасли производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, цену, рынки збуту.
Синдикат - объединение нескольких предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостийнисть.
В синдикатах сбыт товаров осуществляет загальнозбутова контора. Сейчас синдикаты существуют преимущественно в сфере торговли, реже - в сфере производства. Так, алмазный синдикат контролирует мировой рынок необработанных алмазив.
В процессе монополизации производства появляются такие формы монополистических объединений, как трест и концерн.
Трест - объединение предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостийнисть.
То есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибутку.
Концерн многоотраслевой - объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет финансовый контроль за другими участниками объединения.
Среди 500 самых мощных монополий США свыше 90% существуют в форме многоотраслевых концернив.
В 60-е годы в США и некоторых других странах появились и начали расти конгломерати.
Конгломерат - монополистическое объединение, которое образуется в результате поглощения прибыльных разноотраслевых предприятий, которые не имели производственной и технической спильности.
Так, крупнейшая американская телефонная монополия "АТТ" начала скупать гостиницы, автопрокатные станции и т.д.. Кроме желания присвоить доходы рентабельных компаний конгломеративни поглощения имели также целью избежать различных колебаний конъюнктуры рынка во время криз.
Конгломерат наибольшей степени касается высказывания японцев о том, что крупная компания подобна дракону, голова которого узнает отрубленный хвост лишь через несколько лет после того, как это сталося.
Термин "монополия" происходит от греческих слов mono - один и роиео - продаю. Поэтому, по мнению западных ученых, монополия означает наличие одного продавца определенного товара или услуги или ситуацию, когда одна фирма обеспечивает полный выпуск товаров. Такой тип является монополией отдельного предприятия, или продавца, и называется абсолютной монополией; случается ридко.
Более распространена заговор или соглашение (гласная или негласная) нескольких крупных фирм, что позволяет им быстро получить господствующее положение на рынке и получить высокие прибыли. Такую ситуацию в производстве и на рынке называют олигополией (от греч. Олигос - мало, немного). В экономике развитых стран типичным является доминирование в отдельных отраслях 3-4 крупных фирм. Так, доля четырех ведущих автомобильных фирм в национальном производстве Японии составляет почти 70%, в Великобритании - 90, во Франции - 99,8%.
Если монополия осуществляется только со стороны продавца (а не производителя товаров), то эту ситуацию характеризуют как монопсония (моно - один, псония - закупка продовольствия). Более распространенной в этой сфере деятельности является олигопсония - наличие небольшой группы покупателей определенного товара или послуги.
Отдельный тип монополии связан с дифференциацией продуктов, наличием у них специфических свойств. Кроме того, это может быть оригинальная упаковка, особенность обслуживания и т.д., благодаря чему отдают предпочтение определенному товару. Такую монополию способны получить и малые пидприемства.
Процесс монополизации имеет положительные и отрицательные наслидки.
Позитивные последствия:
большие возможности гигантских предприятий и их объединений развивать современное производство, финансировать крупные научно-исследовательские лаборатории, получать новые научные результаты, внедрять новейшие технику и технологию, осуществлять переквалификацию работников, а следовательно, приспосабливаться к уровню развития производительных сил, к структурным сдвигам в экономике ;
расширение масштабов планомерного и организованного развития экономики, сознательного регулирования экономической системы вследствие возникновения и развития крупных хозяйственных единиц, координации их деятельности;
наличие возможности у гигантских предприятий благодаря массовому производству экономить на издержках производства, обеспечивать потребителей дешевыми качественными товарами.
Негативные последствия:
практика установления монопольных цен, создания искусственного дефицита. Покупатели вынуждены покупать товары по более высоким ценам, поскольку крупные компании изготавливают подавляющую массу продукции. По подсчетам американских экономистов, население США ежегодно переплачивает почти 70 млрд. дол. из-за завышенных групповыми монополиями цены;
торможение научно-технического прогресса. Это происходит потому, что монополизация производства и сбыта дает возможность крупным компаниям получать определенное время высокие прибыли, даже не внедряя новых достижений науки и техники в производственный процесс, сдерживая полное использование ресурсов, максимально возможное снижение издержек производства и соответствующий рост его эффективности;
вложения в погоне за прибылью крупными компаниями средств в проекты, которые дают наивысшую отдачу, с изъятием или существенным уменьшением при этом инвестиций в важные с точки зрения широких слоев населения производства. Американский ученый Ф. Шерер доказал, что потери от монополистического нерационального распределения ресурсов примерно на 2% (несколько десятков миллиардов долларов) уменьшают валовой национальный продукт США;
расходования монополии и олигополии значительных ресурсов для сохранения и укрепления монополистических позиций, власти (путем использования гипертрофированной рекламы, подкупа государственных чиновников с целью создания выгодной законодательной базы, сложности в получении от них малыми и средними фирмами разрешения на соответствующий вид деятельности, установление такими чиновниками разных бар 'интерьеров - лицензионных, патентных и др..)
подавление конкуренции - важной движущей силы экономического прогресса. Поэтому П. Самуэльсон называет монополию экономическим злом. В сочетании положительных и отрицательных черт заключается одна из важнейших сущностных сторон монополии как экономической категории.
3. Монополии и конкуренция 5. монополистическая конкуренция