3. Интересы предпринимателей и общества
Общность интересов общества и предпринимателей. Еще раз вспомним слова А. Смита о том, что, преследуя свои эгоистические интересы, люди лучше удовлетворяют общественные интересы, чем в том случае, если бы они пытались сделать это специально. Предпринимателей английский ученый рассматривал в таком же аспекти.Насколько соответствует эта формула реалиям прошлого и настоящего, однозначно ответить невозможно. Итак, наиболее общей ответом на поставленный вопрос будет "да и нет". Тогда логично возникает новый вопрос: когда интересы предпринимателей и общества совпадают, а если нет? С философской точки зрения между интересами предпринимателей и общества существует противоречивое единство. Это означает, что при определенных условиях и на определенном промежутке времени интересы предпринимателей и общества совпадают, в других случаях между ними может возникать противоречие и даже конфликт, способный перерасти в антагонизм.
Если предприниматели производят товары и услуги для удовлетворения общественных потребностей с минимальными затратами и не устанавливают монопольно высоких цен, их интересы совпадают с интересами общества. Однако для практики трансформационных преобразований в Украине, как и в целом для экономической теории, важно выяснить, когда интересы предпринимателей и общества не збигаються.
Различие интересов общества и предпринимателей. Поскольку предприниматели являются основными хозяйствующими субъектами, активными действующими лицами в реализации целей и важнейших черт экономической системы капитализма на низшей стадии его развития, благодаря их деятельности возникли и несколько веков развивались коренные недостатки рыночной экономики: экономический кризис, монополистические тенденции в экономике, массовая безработица , классовая поляризация общества и др.. Перефразируя слова А. Смита, можно сказать, что, заботясь только о собственных интересах, предприниматели в процессе своей деятельности нанесли рыночной экономической системе, а значит и обществу, больше потерь, чем они стремились бы это сделать свидомо.
В современных условиях, ставя целью присвоения максимально высоких прибылей, предприниматели (или часть из них) могут достичь ее различными путями:
изготовление некачественных товаров, некачественное виконання
работ и предоставления некачественных услуг;
установление завышенных цен на товары, услуги и выполняемые работы и вследствие этого присвоения максимально высоких прибылей;
уклонение от уплаты налогов, что является важным признаком теневой экономики;
создание фиктивных финансовых трастов и других финансовых институтов, которые "скачивают" деньги значительного количества доверчивых вкладчиков;
создания товаров и услуг, которые угрожают жизни и здоровью значительного количества людей (наркобизнес, торговля оружием и др.)., торговля детьми, работорговля (преобразование проституток на живой товар)
вывоз капиталов за границу. В Украине ежегодно за границу в середине 90-х годов XX в. вывозилось до 6 млрд. дол. Отток теневого капитала за рубеж втрое превышает западные кредиты, все виды допомоги.
массовое разворовывание государственной собственности в процессе ее разгосударствления и приватизации. Это явление типично для постсоветских стран, в меньших масштабах - для развитых стран мира;
фальсификация торговых марок, обвес, обсчет потребителей и другие виды мошенничества;
деятельность монополий, в частности негативные аспекты такой дияльности.
Эти и другие незаконные способы обогащения предпринимателей вступают в антагонистическое противоречие с интересами общества, подрывают его экономическую мощь и суверенитет.
Предприятия должны действовать на принципах хозяйственного расчета, основными из которых являются: а) получение прибыли на основе создания необходимых обществу товаров и услуг и повышения эффективности производства б) экономическая ответственность за неумелое хозяйствование, неэффективное использование ресурсив.
Основными функциями предприятий, вытекающих из структуры экономических отношений и различных аспектов собственности, являются: а) технико-экономическая б) организационно-экономическая в) функция реализации отношений собственности г) правовая г) социальная д) психологическая; есть ) национальна.
Предпринимательство - организационно-хозяйственное новаторство на основе использования разнообразных возможностей для выпуска новых или старых товаров новыми методами, открытие новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации производства и т.п. с целью получения прибыли и самореализации собственной цели. Комплексно эта сущность раскрывается в следующих функциях: а) новаторская б) организационная в) хозяйственная г) социальная г) особиста.
Основными видами предпринимательской деятельности являются: а) производственное предпринимательство б) научное предпринимательство в) коммерческое предпринимательство г) финансовое предпринимательство г) страховое пидприемництво.
Сообразуясь с интересами общества на определенном этапе и при определенных условиях (в частности, при изготовлении общественных товаров и услуг с минимальными затратами), интересы предпринимателей вступают в конфликт с ними при изготовлении некачественных товаров, завышении цен, уклонении от уплаты налогов, создании фиктивных финансовых трастов, нелегальном вывозе капитала за границу, изготовлении и продаже товаров, которые угрожают здоровью и жизни населения, и др..
2. предпринимательство | Тема 13. Затраты производства и прибыль |