3. Программы и принципы маркетинга

Наличие различных видов и форм маркетинга требовала их системного теоретического и методологического осмысления. Это повлекло появление философии маркетинга, которая объединяет в единое целое потребности и интересы предприятий и потребителей. Такая концепция - исходный пункт к процессу планирования, в частности для стратегического маркетингового планирования, составления маркетинговых програм.
Программы маркетингу.
Программы маркетинга - комплекс взаимосвязанных мероприятий, определяющих действия предприятия на определенный период на всех этапах его функционирования (выполнения им своих функций).
Эти программы могут быть краткосрочные (до одного года), середиьострокови (до 5 лет) и долгосрочные (до 10-15 лет). Многие фирмы органично объединяют их в одну. Она является основой для разработки планов НИОКР, испытания опытных образцов продукции, производства, сбыта, сервисного обслуживания, оптимальных запасов продукции на складе, расчета финансовых затрат и т.д.. Такую программу, как правило, составляют на 3-5 лет, а при изменении внутренних и внешних условий постоянно корректируют и дорабатывают. Она охватывает:
цели фирмы, среди которых выделяют главную;
стратегию развития хозяйственного портфеля фирмы (выпуск основных и дополнительных товаров, связанных и не связанных единым технологическим процессом и др..)
стратегию роста фирмы (выпуск товаров и услуг такого же ассортимента, но в большем объеме)
диверсификацию производства, в результате которой появляются новые виды продукции;
освоение зарубежных ринкив.
Маркетинговая программа предусматривает также проведение ценовой политики фирмы, формирование спроса, стимулирование сбыта и ин.
Тактика маркетинга - процесс формирования и выполнения задач фирмы на каждом рынке, по каждому товару или группы их в конкретный, как правило, короткий промежуток часу.
При этом в зависимости от индекса цен, сезонного падения спроса и других факторов корректируются задачи фирмы: усиливается реклама, снижаются цены, расширяется ассортимент услуг тощо.
Принципы маркетингу.
Принципы маркетинга - важнейшие исходные положения, на которых базируется маркетинговая дияльнисть.
Основными принципами маркетинга являются:
производство товаров и услуг, которое должно основываться на точном знании потребностей покупателей и реальных возможностей фирмы, организации или учреждения;
обеспечение долгосрочной результативности фирмы, для чего необходимо постоянно иметь определенный комплект разработок для подготовки производства товаров и услуг, необходимых для рынка;
наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей, обеспечение их необходимыми послепродажных услуг;
экономически эффективная реализация продукции и услуг на четко определенных рынках в предварительно запланированных объемах и в установленные сроки;
органическое сочетание маркетинговых стратегии и тактики с целью оперативного приспособления к нуждам потребителей, которые постоянно изменяются;
активное влияние фирмы на формирование и стимулирование потребностей потребителей на рынок;
при сужении рынков сбыта (в результате удовлетворения потребностей и спроса людей) ориентировка фирмы на выпуск тех товаров и услуг, которых еще нет на рынке, а их конкурентоспособность все больше зависит от способности радикально обновлять их ассортимент и тем самым создавать новые потреби.
Так, согласно оценке американских специалистов, почти 90% американских семей обеспечены всеми видами товаров массового производства (автомобилями, телевизорами, холодильниками, тостерами, пылесосами и т.п.). В этих условиях на первый план выходят потребности в услугах информации, оздоровления, отдыха. В свою очередь, предоставление таких услуг сопровождается появлением соответствующих виробив.
В менее развитых странах, к которым относится и Украина, при удовлетворении потребностей на продукцию массового производства первостепенное значение приобретает качество товаров и услуг. Но в отличие от высокоразвитых стран Запада, в маркетинговой деятельности предприятий Украины следует прежде ориентироваться на потребности и запросы людей, которые находятся на грани выживания, стремятся удовлетворить элементарные физические и социальные потребности. В развитых странах маркетинг ориентируется на потребности людей среднего класса, »а также на группы людей, которые стремятся подняться на высший иерархический ривень.
Маркетинг - система организации и управления деятельностью фирмы по разработке маркетинговой концепции, новых видов товаров, услуг, идей, формирование цен на них и сбыта на основе всестороннего изучения рынка и потребностей потребителей с целью получения прибуткив.
Основными видами маркетинга является вертикальный (направленный на удовлетворение потребностей с определенного товара или группы функционально близких изделий), горизонтальный (направленный на удовлетворение потребностей из определенного комплекса товаров и услуг) и интегрированный (органически объединяет предыдущие виды).
Программа маркетинга учитывает цели предприятия (кратко-, средне-и долгосрочные) и соответствующие программы сроком до 1, 5 и до 15 лет стратегию выпуска основных и дополнительных товаров; стратегию роста фирмы, ценовую, сбытовую и другие формы политики.
Принципами маркетинга является обеспечение долгосрочной результативности предприятия, максимальное удовлетворение потребностей потребителей, активное формирование спроса потребителей, своевременная реализация товаров и услуг и др..
2. Виды маркетинговой деятельности Тема 18. Инвестиции и эффективность работы предприятий