3. Аграрная кривая и аграрная реформа

Глубина и причины аграрной кризи.
Аграрный кризис - экономический кризис в сельском хозяйстве, которая проявляется в сокращении объемов производства, усилении аграрного перенаселения и других формах.
Первая аграрная кризис начался в 1873 г. и продолжалась до второй половины 90-х годов XIX в., Охватив Россию, Америку и Западную Европу. Вторая аграрная кризис начался в 1914 - 1918 pp. и продолжалась до Второй мировой войны. Третья аграрный кризис начался после Второй мировой войны, охватившей Америку, Канаду, Австралию и продолжалась почти до конца 60-х рокив.
Продолжительность ее обусловлена особенностями сельскохозяйственного производства, большим периодом структурных преобразований, диспаритетом цен и др.. В бывшем СССР (в том числе в Украине) происходили в основном частичные кризисы недовиробництва.
В начале 1991 г. в Украине насчитывалось 8,5 тыс. колхозов и 2,7 тыс. совхозов. У них было сосредоточено 95% пашни, производилось 75% валовой сельскохозяйственной продукции. На одно хозяйство приходилось почти 4 тыс. га сельскохозяйственных угодий. За время экономического кризиса сельское хозяйство Украины понесло огромные убытки. За восемь лет (1991 - 1999) объем производства в сельском хозяйстве снизился в 1,6 раза. По объему производства многих видов сельскохозяйственной продукции наше государство оказалась отброшенной почти на 40 лет назад.
Причины аграрного кризиса. Главная причина аграрного кризиса в Украине - непомерный налоговый давление и нарушение закона стоимости в сельском хозяйстве. Это означает отсутствие паритета (равновесия) цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары для аграрного производства. Во многих развитых странах существует такая форма государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, как паритетные цены. Однако в Украине в 1991 - 1996 pp. цены на промышленные товары, которые покупает село, выросли в 288 тысяч раз, а на сельскохозяйственную продукцию - лишь в 60 тысяч раз. Вследствие этого сельскохозяйственные предприятия потеряли несколько миллиардов гривен. Чтобы купить, скажем, зерноуборочный комбайн, колхоз должен продать сейчас почти 400 т зерна, а в 1960-1970 pp. - Лишь 60 т. Кроме того, с каждой заработанной гривни государство в форме налогов изымает 87 копийок.
Кроме того, в результате аварии на Чернобыльской АЭС более 3,5 млн. га угодий загрязнено радионуклидами. В состоянии глубокого экологического кризиса находится почти 15% сельскохозяйственных угидь.
Последние годы земли все больше истощаются из-за уменьшения количества минеральных и органических удобрений. По 1991 - 1997 pp. количество внесенных минеральных удобрений на гектар пашни сократилась более чем в 5 раз, а по сравнению с развитыми странами мира их вносят в 13 раз меньше. Все это обусловливает необходимость продуманных радикальных аграрных реформ.
Сущность аграрной реформи.
Аграрная реформа - процесс трансформации экономических отношений и прежде всего отношений собственности в сельском господарстви.
Трансформация экономической собственности требует прежде изменения субъектов собственности. Это предполагает разгосударствление и приватизацию земельной собственности, создание реального плюрализма форм собственности, в том числе возрождение частной собственности. По колхозно-совхозной системы аграрная реформа предусматривает паевания земли и основных средств производства, создание агрофирм, добровольных крестьянских союзов, кооперации и другие заходи.
В Украине аграрная реформа имеет целью устранение государственной монополии на землю, формирование бережного хозяина земли, использования государственной, коллективной и частной форм собственности. Время немало ученых-экономистов, политиков, специалистов сельского хозяйства - считают, что ориентирование на преобладание частной собственности на землю как основу аграрных преобразований нерациональне.
Аграрные реформы в сфере экономической собственности предполагают реформу ценообразования, налогообложения, рентных платежей, заработной платы и т.д., т.е. всей совокупности отношений собственности во всех сферах общественного видтворення.
При проведении земельной реформы в Украине в сфере юридической собственности предусматривается:
признание права собственности на землю и имущество каждого члена коллективного сельскохозяйственного предприятия;
предоставление возможности формирования из паи предприятий частной собственности на имущество;
утверждение права распоряжаться землями, переданными в коллективную собственность, и предоставления земельных участков членам коллектива, желающих выйти из коллективного сельскохозяйственного предприятия;
упрощения процедуры передачи земельных участков в коллективную собственность и постоянное користування.
В странах Центральной и Восточной Европы аграрные реформы осуществляют путем создания акционерных обществ, ваучерных и государственных акционерных обществ, создания индивидуальных фермерских хозяйств (основанных на труде хозяина и членов его семьи, а также на наемном труде), кооперативов и ин.
Преобладает в таких преобразований коллективная форма собственности. Так, в Восточной Германии в середине 90-х годов XX в. вновь крестьянские хозяйства (средний размер участков - до 140 га) вместе с личными подсобными хозяйствами использовали менее 20% сельскохозяйственных угодий, новые кооперативы (средний размер участков - примерно 1500 га) - почти 40%, общества с ограниченной ответственностью (до 950 га) - менее 25% угодий. В Чехии крестьянские хозяйства используют менее 20% угодий, новые сельскохозяйственные кооперативы - почти 50%, хозяйственные общества - 17%. Исключением из этой закономерности является Польша (где на крестьянские хозяйства приходится почти 75% угодий), Албания и Румуния.
Аграрные реформы в Украине. Начальный этап реформирования аграрных отношений происходит и в Украине. Так, если на 1 января 1990 г. не было ни одного фермерского хозяйства, то в конце 1999 г. их насчитывалось 35,5 тыс. (средняя площадь их землепользования составляла 24 га угодий). Кроме того, 10,8 млн. семей пользовались приусадебными участками общей площадью 3,7 млн. га (3,2 млн. га пашни). Вместе с фермерскими хозяйствами в личном пользовании населения находилось 5,9 млн. га. Однако рентабельность фермерских хозяйств невисока.
Во многом это объясняется слабым обеспечением фермеров техникой, неэффективным использованием ее через небольшие площади земли в каждом хозяйстве и др.. Кроме того, ремонт и поддержание техники в рабочем состоянии требуют от фермеров на 30-40% больше расходов, чем в колхозах и совхозах. Поэтому есть основания утверждать о непродуманности политики "фермеризация".
Аграрная-реформа предполагает глубокие преобразования собственности в колхозах и совхозах, которые, как уже отмечалось, были огосударствленными и никогда не были настоящими коллективными хозяйствами. Начальный этап таких преобразований в Украине уже состоялся. Так, на начало 1999 г. реформировано более 9200 (99%) колхозов, 86% совхозов и 56% межхозяйственных формирований, проведено паевания земли и земельных угодий в 97% коллективных сельскохозяйственных предприятий (КСП). Подавляющее большинство колхозов функционировала с правом собственности каждого члена на свою долю имущества (пай). Кроме того, образовалось более 1300 крестьянских союзов, кооперативов, объединений тощо.
В основе процесса разгосударствления и приватизации лежит такой принцип: каждый член колхоза (в том числе пенсионер) имеет право на получение своей доли (пая) земли и имущества согласно трудового стажа и размеров земельных угодий в расчете на члена хозяйства. Крестьянин может также передать свой пай в колхоз, кооператив или использовать его для создания фермы. Этот процесс означает сочетание коллективной собственности с частной преобладания коллективных принципов, т.е. колективна
собственность выступает основой частной, а не навпаки.
С декабря 1999 г. вышел Указ Президента Украины "О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики", в котором предусмотрено провести реорганизацию КСП на основе частной собственности на землю и майно.
В некоторых развитых странах мира до 40% общего земельного фонда являются государственной собственностью. Этот важный элемент национального богатства используют как стратегический земельный запас, источник разведанных и неразведанных полезных ископаемых, для предоставления в аренду тощо.
Время во многих развитых странах значительную долю составляет государственная собственность на землю.
Государственная собственность на землю. На землях, находящихся в государственной собственности, субъектом права является Верховная Рада Украины, на других государственных территориях - Советы народных депутатов различных уровней (областные, районные, городские, поселковые, сельские). Существует собственность на землю частных банков, крупных промышленных компаний и ин.
Важным направлением радикальной аграрной реформы является создание эффективного аграрно-промышленного комплекса (АПК).
2. Формы собственности в сельском хозяйстве 4. Аграрно -промышленный комплекс