4. Социальная защита населения

Социальная политика держави.
Социальная политика - комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, направленных на ослабление неравномерности в распределении доходов и имущества, на защиту населения от безработицы, роста цен, обесценивания трудовых сбережений тощо.
Роста в Украине армии безработных, уменьшение их уверенности в завтрашнем дне и т.д. требует проведения активной социальной политики на уровне государства, предприятий, использования различных направлений такой политики.
Основные направления проведения социальной политики:
защита уровня жизни населения путем применения различных форм компенсации от повышения цен и проведение индексации;
предоставление помощи многодетным семьям;
оказания помощи в случае безработицы;
проведение политики социального страхования, установление минимальной платы для работающих;
развитие образования, здравоохранения, окружающей среды в основном за счет государства;
проведение активной политики, направленной на получение квалификации, гарантию трудовой деятельности согласно действующему законодательству и ин.
Экономические права человека. Согласно статье 25 Декларации прав человека современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, жильем, медицинским обслуживанием, собственное благосостояние и благосостояние семьи и право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, овдовения , старости и иных случаев утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам. Для этого государство должно прежде всего в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации и функции предоставления социальной пидтримки.
Кроме государства социальную защиту населения обеспечивают предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники - их профсоюзные организации.
Важнейшими средствами ослабления неравномерности в распределении доходов и имущества являются прогрессивный подоходный налог и социальные расходы государства. Благодаря этому, например, в Швеции, реализована социализация сферы распределения, а значительная неравномерность процесса капиталистического производства уменьшается примерно в 25 раз. Поэтому соотношение между совокупным доходом домашних хозяйств богатой и бедной групп населения составляет лишь 4:1. Чрезмерная поляризация полюсов богатства и бедности снижает стимулы к труду в большинстве населення.
Основные элементы социальной защиты. В системе социальной защиты населения самым важным элементом является социальное страхование. Оно состоит из пенсионного, медицинского, страхования от безработицы и от несчастных случаев на производстве. В развитых странах пенсионное и медицинское страхование проводится путем отчислений из заработной платы и доходов по 7,5%. В США, например, с этой целью из заработной платы наемных работников изымается 7,5%. В Швеции социальные фонды формируются полностью за счет государства. В Японии платежи на социальное страхование составляют 7% средней зарплаты работника. Средствами из этих фондов распоряжаются специальные советы, в состав которых входят представители наемных работников и пидприемцив.
В Германии и некоторых других странах каждый работник имеет индивидуальный пенсионный счет, на который перечисляется часть заработной платы. Эти средства вкладывают в развитие народного хозяйства, на них "нарастают" проценты, которые вместе с отчисленными средствами возвращаются на старости работнику. На Западе утверждается мнение, что человек с выходом на пенсию должна жить богаче, чем в трудоспособном вици.
Страхование от безработицы проводится из специальных страховых фондов. Размер выплаты зависит от длительности периода безработицы, от специфических условий определенной страны. В первом случае наибольшие суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы на время законодательно установленного периода. В дальнейшем суммы выплат уменьшаются. Так, в США величина еженедельной помощи в середине 90-х годов составляла 200 дол.
Во втором случае во внимание принимают период занятости, трудовой стаж, физическую способность к труду, срок предоставления помощи и др.. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев в течение трех лет и не менее 10 недель в течение последнего года перед увольнением с работы. Во Франции таким условием является работа в течение 150 дней в году и 91 день страховых выплат работнику. В Великобритании учитывается только уплата взносов в страховой фонд: в течение года их должно быть 26.
Важным звеном социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. В их реализации участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы выделяют на эти цели 30 млрд. дол. Государство тратит на переквалификацию работников большую часть соответствующих коштив.
Определенные положительные последствия в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран продолжительность рабочего времени сократилось вдвое. С середины XIX в., По данным немецкой компании "Сименс", время, отработанное одним человеком, сократился примерно с 4 тыс. до 1,7 тыс. часов. Исключением является лишь Япония. Японец сегодня работает в среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем во Франции. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости внедрялось в Швеции в 70-х годах, во Франции в 1982-1983 pp. и в некоторых других странах. В США продолжительность рабочего времени за последние 10 лет увеличилась на 1,2 години.
Минимальная заработная плата. По рекомендации Международной организации труда (МОТ), при установлении минимального уровня заработной платы необходимо учитывать потребности работников и их семей, стоимость жизни, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости (например, уровень производительности труда, количество безработных и др.)..
Минимальный уровень заработной платы вычисляют с учетом набора товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей (с одним ребенком, с двумя и др.).. Этот набор в разных странах неодинаков. В США, например, в него входят оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупка (один раз в 5 лет) подержанного автомобиля и др.. Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада достигает от 30 до 50% средней заработной платы. В США этот показатель сегодня составляет 5,15 долл. в час. Отдельный минимум устанавливается для молоди.
В Украине в начале 1999 г. минимальный размер заработной платы составлял 24 грн., Такая же и минимальная пенсия. Однако кликнув в США на минимальную заработную плату можно купить 80 кг мяса в год и при этом хватает средств на другие товары и услуги, о которых говорилось выше, то в Украине минимальной годовую заработную плату можно приобрести лишь 50 кг мяса, но ни на что другое денег уже не останется. Международная организация продовольствия рекомендует 33 кг мяса в год, но такое количество этого продукта потребляется в слаборазвитых краинах.
Всего треть населения планеты живет в нищете, а доходы 1 млрд. богатейших людей почти в 60 раз превышают доходы млрд. найбидниших.
В конце 1997 г. Верховная Рада Украины установила предел малообеспеченности 74 грн., Которая вводилась постепенно в течение 1998 г. Согласно официальным данным, в 1997 г. минимальный прожиточный минимум не смогли обеспечить до 73% работающих и их семей. В 2000 г. минимальный предел обеспеченности, по данным правительства, составляет 118 грн.
1. Занятость - общественно полезная деятельность граждан трудоспособного возраста, которая приносит им доход, в основном обеспечивает расширенное воспроизводство рабочей силы. Хотя полная занятость соответствует социальной природе человека, в развитых странах мира преобладает эффективная форма занятости, которая адекватна требованиям интенсивного типа воспроизводства и предусматривает "естественную", а точнее социальную форму безробиття.
Безработица - социально-экономическое явление, когда часть трудоспособного населения не может найти работу, становится относительно избыточной, пополняя резервную армию труда. Наиболее объективно основные причины безработицы можно объяснить действием законов капиталистического накопления и капиталистического народонаселения. Одновременно комплексная характеристика причин безработицы предусматривает использование и отдельных западных теорий.
Основными типами безработицы добровольное, естественное (точнее социальное) и вынужденное. Добровольное - безработица, которая существует при наличии свободных рабочих мест. "Естественное" (социальное) - безработица, которая не может быть ликвидировано в, рамках существующей экономической системы капитализма. Его основными формами являются фрикционная (обусловленное региональными, профессиональными и возрастными перемещениями части трудоспособного населения),
"Структурное (обусловлено структурными сдвигами в экономике) и вимушене.
Вынужденная безработица - тип безработицы, при котором люди трудоспособного возраста имеют достаточную квалификацию, хотят работать, но по независящим от них причинам не могут найти работу. Основными формами вынужденной безработицы является текущее ( возрастает во время кризиса и сокращается во время подъема), аграрное или скрытое (обусловленное разорением мелких товаропроизводителей на селе, их стремлением, не покидая села, подрабатывать в городах), застойное (сезонные работы, надомный труд), технологическое (обусловленное внедрением новой техники и технологии) и ин.
Социальная политика - комплекс социально-экономических мер государства, направленных на ослабление неравенства в распределении доходов и имущества, защиту населения от безработицы, роста цен, обесценивания трудовых сбережений и др.. Другими направлениями социальной политики является оказание помощи многодетная семья 'ям, установление минимальной заработной платы, переквалификация работников и др.. Важнейшим элементом социальной защиты является социальное страхование (в том числе пенсионное, медицинское, от безработицы и др.)..
3. Типы и формы безработицы Тема 23. Налоги и государственный бюджет