4. Дефицит государственного бюджета

Дефицит бюджета - превышение расходов государственного бюджета над доходами.
Возникновение и рост дефицита бюджета обусловлено экономическими кризисами, милитаризацией экономики, ведением войн, экономической нестабильностью, ростом задолженности местных бюджетов, бесконтрольным ростом других расходов по бюджету.
Бюджетный дефицит покрывается государственными внутренними и внешними займами, а также с помощью денежной эмиссии. Постоянное накопление задолженности правительства превращается в государственный борг.
Структура государственного долга. Основными структурными элементами такого долга является внутренний (задолженность государства своим владельцам) и внешний (задолженность государства иностранным государствам, международным финансово-кредитным организациям и иностранным гражданам) долги, краткосрочный (до одного года) и среднесрочный (от 1 до 5 лет). Угрожающим стабильности экономической системы является превышение государственного долга над ВВП более чем в 2 раза. В Украине внутренний долга 1998 г. составил почти 9,5 млрд. дол., А внешний - более 11 млрд., в 1999 г. - свыше 13 млрд. дол.
Управления долгом. В целях управления государственным долгом, в частности для его снижения, используют следующие методы:
1) выплату за счет золотовалютных резервов, консолидацию долга (изменение условий займов - например, превращение краткосрочных на долгосрочные)
конверсию (разрешение государства на приобретение иностранными кредиторами части ценных бумаг, имущества, выкуп краткосрочных обязательств путем выпуска новой долгосрочной ссуды под высокий процент)
предоставления новых кредитов международными финансово-кредитными организациями и ин.
Государственный бюджет состоит из центрального бюджета и бюджета других уровней государственной власти (местного, автономных республик или членов федерации в США) и представляет собой годовой план доходов и расходов, закрепленных в законодательном порядке. Комплексно сущность государственного бюджета раскрывается в выполняемых им функциях на центральном и местном уровнях. Источником доходов каждой из звеньев есть определенные виды податкив.
Налоги - экономически целесообразно принудительное изъятие (присвоение) государством части необходимого и прибавочного продукта с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения выполняемых государством функций. Основными функциями налогов являются фискальная, регулирующая, стимулирующая и распределительная. Современными принципами налогообложения является стабильность, уменьшение количества налогов, полезность и всеобщность. Совокупность основных видов налогов, выполняемых ими функций, принципов налогообложения и механизма изъятия налогов формирует налоговую систему.
Основными видами прямых налогов есть личный по-доходный налог, налог на прибыль предприятий, на имущество и платежи по социальному страхованию. Основными видами косвенных налогов является налог на добавленную стоимость, акцизы и пошлины. Кроме налогов, которые примерно на 90% формируют поступления в государственный бюджет, его доходная часть складывается и с неналоговых поступлений - от продажи госимущества и внешнеэкономической дияльности.
Структура государственных расходов вытекает из выполняемых государством функций и составляется в соответствии с их долей из расходов на: 1) социальные цели; 2) экономические цели, 3) военные цели, 4) обслуживание государственного боргу.
Государственный долг - долг государства перед гражданами собственной страны и иностранными кредиторами. Возмещение государственного долга осуществляется за счет продажи государственных ценных бумаг.
3. государственные расходы Тема 24. Кредит и банки в национальной экономике