4. Государственное регулирование внешней торговли и пути улучшения внешнеэкономической деятельности

Основной целью государственного регулирования внешней торговли является создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства внутри страны. В процессе ее реализации наблюдается противоречивое сочетание протекционизма и либерализму.
Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и содействия национальным компаниям в проникновении на внешний ринок.
Либерализм - государственная политика, направленная на снижение таможенных тарифов и других ограничений во внешней торгивли.
Система протекционизма осуществляется следующими методами: 1) установлением высоких таможенных тарифов на товары, которые ввозят из-за границы, 2) через нетарифные ограничения, к которым относятся количественные (установление квот, добровольное ограничение экспорта, лицензирование), а также повышенные требования к техническим, санитарных стандартов, налогообложения товаров на внутреннем рынке, установления антидемпинговых пошлин и др.. Развитые страны мира используют почти 800 видов нетарифных барьеров, с помощью которых государство получает импорт более 50% всех товарив.
Активно применяется и такой рычаг нетарифного регулирования импорта, как антидемпинговые пошлины. Так, в июне 1997 г. США на основании ложной методики определения стоимости производства стали (за основу брали расходы в Перу, поскольку США не признали Украину государством с рыночной экономикой) установили антидемпинговую пошлину на различные сорта украинской стали соответственно на 100, 177 и 238% , чем фактически закрыли доступ этого товара на американский ринок.
Негативными последствиями протекционизма является повышение цен на товары и услуги внутреннего рынка за счет тарифов (акцизного налога на импортные товары), необходимости вследствие этого покупки части дорогих товаров отечественного производства. Поэтому государство должно рационально сочетать политику протекционизма и либерализма. Пути улучшения внешнеэкономической деятельности Украины. В современных условиях для улучшения внешнеэкономической деятельности Украины необходимо:
ограничивать ввоз продукции черной металлургии, улучшать качество металла, уменьшать массу готовых изделий, значительно увеличивать объем номенклатуры отливок, добиваться международных сертификатов на свою продукцию и т.д.;
определить приоритетные направления развития экспортной специализации, переориентироваться на производство наукоемкой продукции и ресурсосберегающих технологий в сфере станкостроения, самолетостроения, ракетно-космической техники, создание сверхтвердых материалов;
изготовлять в Украине импортозамещающую продукцию: зерновые, кормо-и картофелеуборочные комбайны, троллейбусы, автобусы, холодильники, автомобили, ткани и др.. Время, экспортируя преимущественно товары топливно-энергетической группы, следует значительно улучшить обработку сырья (титана, редкоземельных элементов, строительных материалов, гранита, урана, сельскохозяйственной продукции). Так, глубина переработки сельскохозяйственного сырья в Украине составляет лишь до 50% от уровня развитых стран;
учитывая низкую конкурентоспособность продукции в Украину, следует проводить взвешенную политику в экспортно-импортных отношениях, не допуская неоправданной либерализации. Идти таким путем можно, лишь укрепляя конкурентоспособность товаров. Даже в США более 35% товаров защищены нетарифными барьерами;
наладить надежный таможенный контроль. В развитых странах государство берет на себя учет и всесторонне контролирует экспорт и импорт товаров. В Австрии, в частности, ей известен адрес каждого поставщика, цены его товара, объем, сертификация товаров. Этот процесс сопровождается контролем налоговых и банковских установ.
Со времени возникновения мирового хозяйства численность стран, входящих в него, постоянно растет. Так, только с начала 90-х годов XX в. их количество увеличилось на 30 государств, а к 100-летию ООН, согласно прогнозам ученых, в нее войдут около 100 новых государств. Мировое хозяйство - совокупность национальных хозяйств и экономических (в том числе организационно-экономических, технико-экономических и производственных) отношений между ними. Развитие таких отношений обусловлен комплексом объективных чинникив.
Материальной основой мирового хозяйства является международное разделение труда. Это интернациональная форма общественного разделения труда, базирующегося на специализации и кооперации стран в производстве товаров и услуг, которыми они обмениваются путем международной торговли. Основными элементами международного разделения труда является международная специализация и международная кооперация производства и труда, а формами - общая, частичная и единичная. Единичная форма международного разделения труда существует в виде подетальной и пооперационный специализации.
В Процессе развития международного разделения труда сформировался мировой рынок, который составляет совокупность взаимодействующих национальных рынков отдельных стран, связанных между собой устойчивыми товарно-денежными видносинами.
Торговый баланс - соотношение стоимости экспорта и импорта страны за определенный промежуток времени, как правило, за год. Разница между стоимостью экспорта и импорта составляет сальдо торгового баланса. Оно активное, если стоимость экспорта превышает стоимость импорта, и пассивное, если стоимость импорта превышает стоимость экспорта. Основными показателями участия страны в международной торговле является экспортная (импортная) квота и объем экспорта (импорта) на душу населения краини.
Двумя основными формами внешнеторговой политики является протекционизм и либерализм. Система протекционизма осуществляется путем установления высоких таможенных тарифов, нетарифных барьеров (в том числе квот, добровольных ограничений). С целью улучшения внешнеэкономической деятельности Украины следует принять комплекс соответствующих мероприятий.
3. Торговый баланс страны Тема 28. Международные валютные отношения