3. Место и роль учения об экономических системы в общественной жизни
Основной задачей учения о современные экономические системы является изучение закономерностей возникновения, функционирования и развития экономических организмов капитализма и социализма и их особенностей, обусловленных историческими, национальными и институциональными факторами, количественными и качественными изменениями в производительных силах, производственных отношениях и механизме хозяйствования. Место данного курса определяется специфичностью самого его предмета - совокупности всех видов деятельности людей, направленной на производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, а также регулирования этой деятельности в целях общественного производства. Познание этой деятельности имеет большое значение для понимания закономерностей всего общественного развития. Курс "Современные экономические системы" является своеобразным продолжением и конкретизацией положений политической экономии Он обеспечивает углубленное изучение действия экономических законов и закономерностей возникновения, функционирования, развития и изменения экономических систем. Поскольку данный курс изучает деятельность людей по производству, распределению, обмену и потреблению не изолированно, а в органической взаимосвязи и взаимодействии с производительными силами, то он должен учитывать и достижения технических и естественных наук, Исследуют составляющие производительных сил в техническом и естественнонаучном аспектах .Как учебная дисциплина, курс "Современные экономические системы" призван сформировать у студентов систему знаний о мировом опыте построения экономических систем, их общие черты и различия, разнообразие и особенности, зависящие от исторических, национальных и институциональных факторов. Кроме того, он предусматривает привитие будущим специалистам умение осуществлять сравнительный анализ национальной экономики с мировым тенденциями.
Роль данного курса в общественной жизни полно проявляется в тех функциях, которые он выполняет Это, в частности, такие функции, как: теоретико-познавательная, практическая, методологическая, воспитательная и Идеологична
Теоретико-познавательная функция курса "Современные экономические системы" заключается в изучении и объяснении сущности, закономерностей возникновения, особенностей функционирования и причин изменения экономических систем - капитализма и социализма. Изучение курса дает возможность обществу не только раскрыть сущность и механизм действия экономических законов, но и сознательно использовать их в своих интересах. Ведь любое знание имеет определенную ценность не само по себе, а тем, что служит практическим целям общества. Скажем, имея теоретические знания о возможности построения социализма в одной отдельно взятой стране, народы царской России после победы Великой Октябрьской социалистической революции * начали строительство социализма и за короткое время достигли, по тем временам, огромных успехов. Опираясь на опыт Среднеазиатских республик бывшего СССР, которые стали на путь построения социализма, не имея развитых капиталистических отношений, Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам смогли приступить к построению социализма после освобождения от колониального типа. Знание законов и закономерностей функционирования экономических систем капитализма и социализма служило теоретической базой для формулировки выводов о возможных негативных социально-экономические последствия рыночных преобразований в постсоциалистических странах. Правда, в этих оговорок реформаторы не прислушались и вопреки закономерностям исторического развития осуществили меры по восстановлению производственных отношений и рыночного механизма хозяйствования. Что из этого вышло, сегодня каждый бачить.
Теоретико-познавательную функцию учение о современные экономические системы выполняет не только в экономическом каждой отдельно взятой страны, но и в отношении мировой экономики как единого целого. Оно позволяет аргументировать общие интересы диаметрально противоположных по принципам построения и конечными целями экономических систем. А это дает народам надежду на возможность решения актуальных проблем современности, найти правильные ответы на вызовы глобализации. Учитывая это теоретико-познавательная функция курса "Современные экономические системы" в будущем будет посилюватися.
Практическая функция учение о современные экономические системы заключается в разработке принципов и методов рационального хозяйствования, научном обосновании мероприятий по развитию производительных сил, совершенствования отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях общественного производства. Так, благодаря знаниям сути и закономерностей развития экономической системы капитализма Дж. Кейнс разработал рекомендации, а президент США Ф. Рузвельт осуществил мероприятия, обеспечившие высокую эффективность процесса воспроизводства, в определенной степени уберегли американское общество от социальных потрясений. Знание слабых и сильных сторон капиталистической экономики послужило теоретической базой достаточно эффективной экономической политики М. Тэтчер в Англии, В. Брандта в Германии тощо.
Руководствуясь учением о закономерности становления и функционирования экономической системы социализма, В. L Ленин Разработал принципы и методы хозяйствования в переходный период от капитализма к социализму, известные под названием "новой экономической политики (НЭП). Их внедрения позволило довольно быстро восстановить разрушенное первой мировой и гражданской войнами Хозяйство Росии.
Это же относится и о тех странах, которые сегодня строят социализм - Китайскую Народную Республику, Корейскую Народно-Демократическую Республику, Социалистическую Республику Вьетнам, Кубу, и те, что строили его до конца 80-х годов XX века, но по каким-то причинам стали на путь восстановления экономической системы капитализма. Скажем, китайское руководство, использовав опыт ленинского нэпа с учетом своих национальных и исторических особенностей, сумело только с 1978 года увеличить реальный ВВП почти в 6 раз, а производство ВВП в расчете на одного человека - в 5 раз. По прогнозам ученых, к 2010 году китайская экономика по своим размерам превысит американскую и станет мощной в свити.
Учение о современные экономические системы выполняет и методологическую функцию, поскольку его выводы используются другими экономическими науками. Причем эти выводы могут применяться как в горизонтальных связях, так и в вертикальных. В горизонтальных связях выводы теории современных экономических систем используют конкретно экономические (отраслевые) науки, которые координируют друг друга, не находясь в субординационных связях друг с другом (например, экономика зарубежных стран, международная экономика, экономика промышленности и т.д.). С точки зрения вертикальных связей категории курса современных экономических систем используются политической экономией и философией, которые являются методологической базой теории экономических систем. Иными словами, экономические законы, закономерности и категории , которые открывает и разрабатывает наука о современные экономические системы, помогают философии и политической экономии создать целостную диалектико-материалистическую представление о современном экономическом мире и этим направить деятельность обществ не против их развития, а в консенсусе с ним. Следует иметь в виду, что выводы и положения теории современных экономических систем используются и другими науками об общественном развитии. Понятно, что степень использования в различных наук неоднаковий.
Как и любая другая наука, особенно, когда она используется в качестве учебной дисциплины, теория современных экономических систем выполняет воспитательную функцию, т.е. она формирует, вырабатывает определенную психологию каждого человека или группы людей. Овладев основные ее положения и выводы, каждый человек лучше ориентируется в экономической жизни, проявляет более высокую общественную активность. Поскольку в вопросе сути, функционирования и исторических перспектив современных экономических систем существуют различные точки зрения, постольку их сторонники наполняют воспитательную функцию неодинаковым содержанием. Скажем, представители буржуазной экономической науки воспитательную функцию видят в том, чтобы формировать психологию сохранения капиталистических производственных отношений, прежде всего защиты капиталистической частной собственности, мотива высокого капиталистической прибыли и капиталистического рынка как всеобщей формы экономических н 'связей субъектов хозяйствования. Зато сторонники экономической системы социализма наполняют воспитательную функцию содержанием, направленным на поддержку социалистических производственных отношений, преодоления всех форм отчуждения трудящихся от средств производства, полное и всестороннее раскрытие каждым человеком его творческих сил и способностей. Сказанное вовсе не означает, что в классово-антагонистическом обществе воспитательная функция направлена исключительно на господствующие слои населения, а в социалистическом - только на представителей трудящихся. Воспитательный процесс направлен ей все слои населения, поскольку в каждом обществе есть сторонники диаметрально противоположных экономических систем. И, как показывает исторический опыт, посредством интенсивной воспитательной работы в трудящегося населения социалистических стран можно сформировать психологию капиталистического мышления, а у населения капиталистических стран - психологию постсоциалистического экономического мислення.
Идеологическая функция теории экономических систем проявляется в том, что она выражает и защищает интересы определенных классов и социальных групп. Это находит свое выражение прежде всего при исследовании и толковании сути, причин возникновения, закономерностей функционирования и упадка той или иной экономической системи.
Сегодня, например, есть немало доказательств того, что на этапе, становления экономической системы капитализма, когда интересы буржуазии совпадали с ходом исторического развития, сторонники капитализма пытались с научных позиций истолковать основные черты капиталистического производства и показать его преимущества перед феодальным производством. Правда, даже буржуазная экономическая наука в лице ее выдающихся представителей А. Смита и Д Рикардо не ставила перед собой задачу раскрыть преходящий характер капитализма и показать особенности борьбы антагонистических классов этого суспильства
Когда произошла полная замена феодализма капитализмом и прогрессивная роль буржуазии иссякла, буржуазная экономическая наука отказалась от бескорыстных научных исследований социально-экономических отношений и стала на путь предвзятой апологетики экономической системы капитализма. Соблюдая основные ее ценности, буржуазные ученые формируют такие выводы, которые не расходятся с основными установками, догматами капиталистического общества. По этому поводу классики марксистского направления в экономической науке неоднократно подчеркивали, что даже ученые, которые способны делать научные открытия в области точных наук, могут становиться на путь прямой, сознательной апологетики того или иного явления, истолковывая его с позиций, корыстных для определенной течения общественной думки.
Идеологическую функцию выполняет и марксистская теория экономических систем. Она раскрывает антагонистические противоречия капиталистического общества, аргументирует неизбежность замены его социализмом, показывает исторические преимущества социализма над капитализмом. При этом также может иметь место апологетическое толкование экономических систем. Истории известно немало фактов, когда сторонники экономической системы социализма по идеологическим и политическим соображениям выступали с положениями и выводами, которые не соответствовали действительности. Так, преждевременными были выводы о полной и окончательной победе социализм в СССР, о построении в нем развитого социалистического общества, причем делались они достаточно влиятельными учеными, а потому любые аргументы против их утверждений, в лучшем случае игнорировались, а в худшем - получали соответствующую оценку властных структур.
апологетических толкования социально-экономических процессов и явлений имеет место и в постсоциалистических странах. С началом и развертыванием курса на реставрацию экономической системы капитализма многие ученые вопреки логике общественного развития и общественной практике формулируют законы, категории и понятия, направленные на вуалирования противоречий между трудом и капиталом, провозглашение капитализма вечной и лучшей экономической системой . Сказанное касается и официального толкования экономических систем в нашей стране. Многие ученые и политики с целью оправдания курса на капитализацию общественной жизни и защиты интересов новой национальной буржуазии, возникшей в ходе рыночной трансформации экономики Украины, отказались от научного анализа социально-экономических отношений и стали на путь искажения и вульгаризации закономерностей общественного розвитку.
Следует иметь в виду, что каждая вышерассмотренных функция теории экономических систем реализуется в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с другими функциями. Скажем, для реализации идеологической функции необходимо и определенное, специфическое теоретическое истолкование экономических процессов , и определенная практическая нацеленность рекомендаций, и определенное влияние на экономическую сознание и стиль экономического мышления, и определенная методология познания. Именно комплексный подход дает возможность достигать тех целей, которые ставят перед теорией экономических систем соответствующие политические силы.
2. Закономерный характер возникновения и функционирования экономических систем | ТЕМА 2. ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |