1. Общая характеристика экономических систем новых индустриальных стран

Примерно с 60-х годов XX века в структуре развивающихся стран, наблюдаются процессы и явления, которые дают основания говорить о появлении новых индустриальных стран. В формировании новых индустриальных стран можно выделить несколько этапов. Первый из них характеризуется тем, что четыре страны Юго-Восточной Азии (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея) и три страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика) довольно быстро достигли больших социально-экономических сдвигов и практически сравнялись с государствами, имели стабильно высокие темпы экономического роста. Второй этап формирования НЖ характерен тем, что в упомянутых выше семи стран добавились еще Малайзия, Таиланд и Индия. Они также достигли заметных сдвигов в темпах экономического развития. На третьем этапе в группу новых индустриальных стран начали включать Кипр, Тунис, Турцию и Индонезию. Четвертый этап характеризуется присоединением к НЖ Филиппин и Китая и появлением целых регионов, которые можно объявить индустриальными, стабильно зростаючими.
Правда, пока не все экономисты готовы признать новыми индустриальными странами те из них, которые присоединились к индустриализма на втором-четвертом этапах. Случаи, когда даже Аргентину, Бразилию и Мексику не относятся к составу HLK.
Следует иметь в виду, что экономисты не разграничивают во времени упомянутые выше этапы формирования новых индустриальных стран. И сделать это сложно, поскольку все страны, практически одновременно начав движение в направлении индустриализации, достигали успехов в разные периоды и по разным экономических показателей. То есть развитие происходило неравномерно не только по времени, но и по конкретным направлениям. Сегодня известны факты, которые свидетельствуют, что по некоторым важным показателям экономического развития отдельные новые индустриальные страны выделяются не только среди развивающихся стран, но и среди индустриально развитых. Скажем, Южная Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг в 60-х - 80-х годах прошлого века имели темпы роста ВВП в среднем 6% в год, в то время как аналогичный показатель в США рос менее чем на 2% ежегодно. В Китайской Народной Республике (КНР) рост ВВП на душу населения, начиная с 1978 года, составил 8,1% ежегодно. В Сингапуре этот показатель равнялся 8,4% ежегодно. Причем в середине 90-х годов ежегодное производство дохода на душу населения здесь составил более 22 тыс. долларов США, что несколько больше чем в Великобритании. В 60-х - 90-х годах уровень жизни сингапурцев вырос в среднем в 7 раз. В Южной Корее довольно заметным был рост уровня средней годовой заработной платы - с 80 долларов США в 1960 году до 10 тысяч долларов в середине 90-х годов. Бразилия в середине 90-х годов вышла на десятое место в мире по показателям экономического развития, а по объему экспорта автомобилей даже опередила Италию.
Все эти и другие успехи в социально-экономическом развитии остались заметными. Ученые и политики пытались и пытаются понять факторы, позволившие упомянутым странам если не вырваться из отсталости, то существенно уменьшить ее. При этом самой мыслью, которую отстаивали и отстаивают многочисленные исследователи, была мысль о взаимосвязи экономического чуда "азиатских тигров" с особенностями экономической системы капитализма. Мол, экономическая система, основанная на частной собственности на средства производства, свободе предпринимательства и свободной конкуренции, способна обеспечить высокие темпы экономического роста и тем самым создать базу для повышения жизненного уровня населення.
Однако такое утверждение, по нашему мнению, крайне уязвимое хотя бы потому, что из более чем сотни стран так называемого третьего мира только два десятка смогли приблизиться к индустриализма и благосостояния. Более того, среди новых индустриальных стран являются страны, которые хотя и принадлежат к развивающихся, однако они не подпадают и не могут подпадать под юрисдикцию капиталистического рынка. Что бы ни говорили о Китае как страну, которая якобы стала на путь восстановления капиталистических производственных отношений, на самом деле эта страна уверенно, шаг за шагом реализует курс на построение социализма. Более подробно об особенностях экономической системы КНР пойдет речь несколько ниже. Иными словами, есть все основания полагать, что факторы развития новых индустриальных стран несколько сложнее, чем это кажется на первый погляд.
Причем среди факторов, обусловивших появление новых индустриальных стран, можно выделить, как внешние, так и внутренние Первым и основным внешним фактором быстрого экономического развития было то, что отдельные развивающиеся страны, оказались в сфере особых политических и экономических интересов промышленно развитых стран, прежде СЕЛА и Японии А это значит, что для них (стран, оказавшихся в зоне особых экономических и политических интересов промышленно развитых стран) было делаться все возможное, чтобы обеспечить в них высокую стабильность и высокую лояльность их населения к экономической системы капитализма. Подобным образом США действовали после второй мировой войны, предоставляя разнообразную помощь и поддержку Западной Германии и Японии с целью превращения их в главные центры противодействия распространению социализма в Западную Европу и Юго-Восточную Азию. Иными словами, основным фактором, обусловившим быстрый экономический рост Западной Германии и Японии после второй мировой войны, была экономическая помощь со стороны США.
В случае с новыми индустриальными странами имеем то же самое. Скажем, СЕЛА, объявляя в свое время зоной особых интересов Южную Корею и Тайвань, ставили перед собой задачу превратить их в главные страны, которые бы противостояли коммунистическому влиянию со стороны КНР, Корейской Народно-Демократической республики и Социалистического Вьетнама. Южной Кореи и Тайваня предоставлялась огромная экономическая помощь и военная поддержка. За период 1950-1990 лет маленькая островная страна получила более 24 миллиарда долларов США иностранных капиталовложений, главным образом американских. Эти последние в значительной мере дали стартовый толчок для развития страны. И в последующие годы США и другие промышленно разовьешь страны всячески поддерживали и поддерживают Тайвань, Южную Корею и другие новые индустриальные государства. Так, только во время финансового кризиса 1998 года США и другие развитые страны через международные финансовые организации предоставили Южной Корее займа объемом почти 70 миллиардов долларов США. Эти вливания нужны были для того, чтобы поддержать южнокорейские банки и экономику в целом, поскольку значительная часть местных транснациональных корпораций претерпела банкротства и неспособностью погашать ранее взятые ссуды. По данным экспертов, от 10 до 25% займов, взятых национальными фирмами в отечественных банках, не имеют гарантии повернення.
В сферу особенно экономических и политических интересов США кроме стран Юго-Восточной Азии, попали отдельные страны Латинской Америки, и прежде всего Мексика, которая является ближайшим соседом США. Эту страну США стараются поддерживать учитывая, что нестабильное положение в ней может негативно повлиять на ситуацию в самих США. Именно поэтому наибольшая помощь США поступала в периоды ухудшения экономической ситуации.
Например, в 1995 году для поддержания финансовой стабильности США выделили Мексике 50 миллиардов долларов. Причем 20 миллиардов долларов из названной суммы поступило из специального президентского фонда стабилизации.
Страны Юго-Восточной Азии были и является сферой особых экономических и политических интересов не только США, но и Японии Японские транснациональные корпорации видят экономический выигрыш от создания в соседних странах свои филиалы, в которых могла бы быть задействована дешевая рабочая сила Политические круги Японии смотрят на страны Юго-Восточной Азии как на силу, способную противостоять коммунистическому влиянию. Другими словами, большинство новых индустриальных стран смогла добиться относительно высокого уровня экономического развития в значительной степени благодаря огромной помощи промышленно развитых краин.
Вторым важным внешним фактором, обусловившим появление новых индустриальных стран, была структурная перестройка, начавшаяся в "50-60-х годах в промышленно развитых странах что влиянием научно-технической революции и достижений мировой системы социализма. Транснациональные корпорации промышленно развитых стран форсировали производство автомобилей, полупроводников, вычислительной техники, бытовой электроники не только в пределах страны базирования, но и в развивающихся странах, ставя перед собой задачу не допустить проникновения на рынки этих стран конкурентов из социалистического мира. Как следствие, в 80-х годах прямые инвестиции в экономику новых индустриальных стран составляли более 40% всех прямых капиталовложений, которые осуществляли промышленно развитые страны в экономику развивающихся стран.
Среди внутренних факторов, обусловивших экономический рост так называемых новых индустриальных стран, наиболее весомыми были, во-первых, относительная политическая стабильность и лояльные развитых стран политические режимы. Эти последние готовы были осуществлять политические и экономические реформы, направленные на пользу капиталистических стран, в том числе полное обеспечение безопасности их инвестиций, дистанцирование от социалистической теории и практики, поддержки действий развитых стран в международных организациях. Кроме того, страны, оказались в сфере особых экономических и политических интересов промышленно развитых стран, нормировали свои правовые акты таким образом, чтобы они позволяли транснациональным компаниям из США, Японии и их союзников практически беспрепятственно использовать дешевую рабочую силу, дешевое сырье и достаточно вместительные внутренние рынки и так же беспрепятственно экспортировать произведенную продукцию.
Во-вторых, фактором появления НТК была продуктивная с точки зрения достижения конечного результата экономическая стратегия. В ней четко прослеживается несколько этапов, каждый из которых характеризуется достижением определенных конкретных экономических целей. Первый этап приходится примерно на 50-60-е годы прошлого века. Его можно было бы назвать, конечно, с относительно высокой степенью условности, этапом развития производства импортозамещающим товаров. Действуя таким образом, развивающиеся страны, постепенно заменяли отечественной продукцией импорт аналогичных изделий из-за границы и тем самым экономили валютные средства и одновременно насыщали внутренний рынок основными потребительскими товарами. Второй этап осуществления экономической стратегии новых индустриальных стран охватывает конец 60 - конец 70-х годов и характеризуется созданием экспортного потенциала и базовых отраслей экономики. Этот этап совпал со структурной перестройкой в промышленно развитых странах, которая (структурная перестройка) и обусловила новую роль развивающихся стран в международном разделении труда. При этом новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии создавали предприятия по выпуску преимущественно трудомистськои продукции массового потребления, в то время как латиноамериканские отдавали предпочтение развитию высокотехнологичных капиталомистських отраслей, таких, как обрабатывающая и добывающая промышленность. Третий этап экономической стратегии новых индустриальных стран начался с конца 70-х годов и характеризуется созданием собственной научно-исследовательской базы и развитием наукомистських отраслей. Кроме этого, на данном этапе новые индустриальные страны активно включились в процесс экспорта капитала. Причем большую часть накопленных капиталов восточноазиатские страны пытаются инвестировать в обрабатывающую промышленность и сферу услуг стран Северной Америки и Западной Европы, стремясь таким образом получить доступ к новейшим технологиям. Скажем, южнокорейские компании осуществляют целенаправленную экспортную экспансию в США, завоевывая все новые и новые позиции на американском рынке капитала. последнее время азиатские новые индустриальные страны (прежде всего Южная Корея) начали проявлять активность на рынках стран СНГ Центральной и Восточной Европы. И это в то время, когда достаточно активно они действуют на рынке капитала внутри своего региона . Крупнейшими экспортерами капитала среди стран Латинской Америки стали Бразилия, Мексика, Венесуэла Они осуществляют прямые инвестиции преимущественно в страны своего региона. Причем этот процесс происходит достаточно активно. Например, в начале 90-х годов в Аргентине действовало лишь 20 бразильских компаний, а в юнци 90-х - более 400 с инвестициями на общую сумму свыше миллиарда долларов США
В-третьих, среди-факторы, обусловившие появление новых индустриальных стран, видное место занимает развитие производительных сил, т.е. средств производства и человека как главной производительной силы общества Скажем, новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии сделали огромные капиталовложения в обновление средств производства в традиционных отраслях экономишь и создали новые, ранее отсутствуют производства на базе новейшей техники и технологии. Причем инвестиции в физический капитал они осуществляли за счет высокой нормы внутренних сбережений. В большинстве из указанных стран совокупная норма внутренних сбережений составляла более 30% валового внутреннего продукта. же время новые индустриальные страны Юго-Западной Азии инвестировали значительные суммы средств в начальное и среднее образование, развитие научно-технического потенциала и переподготовку кадров. Как следствие, местная рабочая сила проявлялась каждый раз готова к высокоэффективной работы со сложной наукомистською техникою.
В-четвертых, быстрому экономическому развитию новых индустриальных стран способствовало оптимальное сочетание рыночного механизма и государственного регулирования. Хотя экономическая роль государства в каждой из новых индустриальных стран разная, в целом она была достаточна для того, чтобы дополнить рыночные механизмы там, где они объективно не способны были обеспечить высокие темпы экономического развития. Скажем, именно благодаря государственному регулированию внешнеэкономических отношений Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур течение длительного времени имели положительное сальдо платежных балансов. Правительства азиатских стран также контролировали меры по поддержания макроэкономической стабильности, избегая высокой инфляции и безработицы. Концентрированным выражением эффективности внешнеэкономической политики азиатских "тигров" может быть Южная Корея. Здесь все ведущие отрасли материального производства имеют ярко выраженный экспортно характер. Доходы от внешней торговли составляют основную часть бюджетных поступлений. Причем объем внешнеторгового товарооборота ежегодно увеличивался на 12-13%. Это позволило южнокорейским товарам не только завоевать рынки азиатских стран, но и проникать на рынки Западной Европы и США. Сегодня товары многих южнокорейских фирм пользуются спросом практически во всем мире. Это касается прежде изделий автомобильной промышленности, вычислительной техники, полупроводников, бытовой электроники. Ь упомянутой группой южнокорейских товаров и экономическими возможностями по их производства знающие и украинский споживачи.
В-пятых, важным фактором, способствовавшим экономическому росту новых индустриальных стран была эффективна, противоположная традиционной, политика доходов. Правительства Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня проигнорировали традиционные западные теории, согласно которым неравенство в доходах вроде нужна для стимулирования экономического роста, поскольку богатые склонны к сбережению в большей степени, чем бедные. Чем больше богатых, утверждают традиционные теории, тем более сбережения и тем больше возможности для инвестиций в экономическое развитие. Восточно азиатские страны пошли путем обеспечения более справедливого распределения, преодоления неравенства в доходах Более справедливое распределение способствовал усилению мотивации непосредственных производителей - главной производительной силы общества, а следовательно и стимулировал экономический зростання.
Названные факторы в своей совокупности и привели к тому, что возникла группа азиатских новых индустриальных стран, экономика которых по многим показателям может быть отнесена не только к индустриализма, но и постиндустриализма. Если об уровне индустриального развития судить по удельному весу обрабатывающей промышленности в структуре ВВЦ то следует признать, что в восточноазиатских индустриальных странах она выше, чем в США, Японии, ФРД Великобритании и Франции В восточноазиатских странах этот показатель составляет более 26% в то время как в пяти промышленно развитых странах 25%. При этом продукция обрабатывающей промышленности восточноазиатских новых индустриальных стран характеризуется высокой конкурентоспособностью, иногда даже выше конкурентоспособность аналогичной продукции некоторых промышленно развитых краин.
Таким образом, можно сделать вывод, что появление новых индустриальных стран обусловила не сама по себе экономическая система капитализма, как это утверждают отдельные ученые и политики, а ее оптимальное приспособление
ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ новых индустриальных государств 2. Особенности экономической системы КНР как новой индустриальной страны