3. Проблемы и исторические перспективы новых индустриальных стран
Среди проблем в экономическом развитии указанных стран наиболее серьезными, требующими постоянного внимания, по признанию экспертов, являются следующие:отсутствие у большинства новых индустриальных стран стабильных внутренних накоплений. Если в КНР норма совокупных внутренних сбережений достигает 35% ВВП (то есть самой высокой в мире), а в отдельных восточно азиатских странах она колеблется в пределах 30% ВВП, то в новых индустриальных странах Латинской Америки этот показатель значительно меньше;
значительная зависимость многих стран, прежде всего тех, в которых отсутствует накопления, от иностранного капитала. Вынужденное пользование кредитами, как правило приводит к росту импорта, а это последнее содержит угрозу ухудшения платежного баланса страны;
большая внешняя задолженность отдельных новых индустриальных стран. Своеобразными лидерами по внешней "задолженности выступают новые индустриальные страны Латинской Америки. Их внешний долг составляет более 500 миллиардов долларов, то есть более 1200 долларов на каждого гражданина этих стран. В новых индустриальных странах Восточной Азии внешний долг в расчете на душу населения составляет 300 долларов. Следует иметь в виду, что внешняя задолженность может заметно возрастать в результате кризисных явлений в мировой экономике. Так, достаточно заметный рост внешней задолженности восточноазиатских новых индустриальных стран произошло в 1997 году в результате острого кризиса на финансовых рынках Юго-Восточной Азии. Для осуществления финансовой стабилизации новым индустриальным странам были предоставлены огромные кредиты. Только Южной Корее Международный валютный фонд и страны так называемой "семерки" выделили ассигнования в размере сначала 57 миллиардов долларов, а затем дополнительно еще 11000000000 доларив.
Указанные проблемы требуют постоянного внимания, поскольку пренебрежение их может нанести большой вред экономическому развитию новых индустриальных стран. Однако сказанное вовсе не означает, что их экономическая модель неэффективна. Опыт и практика доказали, что экономическая модель Китая, экономические модели других новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки достаточно эффективными в плане стимулирования экономического роста. Однако реализация потенциальных возможностей экономической модели каждой отдельной страны в значительной степени зависит от характера экономической системы, прогрессивности общественного способа производства, а также от того, насколько широко элементы будущего способа производства задействованы в существующем способе виробництва
С учетом сказанного можно определить и перспективы новых индустриальных стран. Относительно КНР, то есть полная уверенность в том, что страна будет неуклонно укреплять свои позиции в мировой економши, демонстрируя стабильно высокие темпы экономического роста. По оценкам многих экспертов, очень скоро КНР выйдет на первые места в социально-экономическом развитии за многим важнейшим показателям и станет мощной и богатой страной мира. Говоря о большой перспективе Китая, эксперты международных финансовых организаций, а также эксперты ООН учитывают реальное состояние китайской экономики частности, они не забывают о том, что, имея очень высокие темпы экономического развития и большие достижения социально-экономического плана, КНР также и комплекс сложных проблем, таких, например, как: по сравнению с известной "семеркой" более низкий уровень развития производительных сил, неравномерное развитие регионов, преобладание сельского населения по сравнению большой удельный вес мелкого производства, недостаточно высокий жизненный уровень населения, низкий удельный вес автоматизированного производства и т.п.. Отмечая все эти проблемы, международные эксперты видят и причины их обусловили. Среди них низкий уровень развития Китая в начале социалистического строительства, полуфеодальная и полуколониальных экономика, практически неграмотное населення.
Однако все это - в прошлом. Сегодняшний Китай - это локомотив, который с большим ускорением движется в направлении достижения определенной цели. Уверенность в том, что она будет достигнута, специалисты черпают из разных источников. Однако, если отбросить частности и своеобразие риторики, то можно констатировать, что уверенность в дальнейшем ускоренном развитии китайской экономики специалисты черпают из экономической системы КНР, прежде всего тех ее черт, характеризующих переход от капитализма к социализму.
Перспективы других новых индустриальных стран в целом также обнадеживающие. Упомянутые страны имеют все возможности для осуществления наступления на внешние рынки и укрепления своих позиций в мировой экономике. Однако прочность их позиций в значительной степени зависеть от общего состояния мирового капиталистического хозяйства, составляющей которого они выступают. Любые кризисные потрясения в рамках мирового капиталистического хозяйства вызывают цепную реакцию, начиная от эпицентра кризиса и к наиболее далекой периферии. В подтверждение сказанного стоит вспомнить опять же финансовый кризис 1997 года. Анализируя ее причины, ученые сходятся во мнении, что она, как ни странно звучит, была результатом, следствием быстрого экономического роста новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии.
Возникновение кризисных явлений, по мнению специалистов происходило, хотя с некоторыми отклонениями, в основном по следующей схеме: сверхбыстрое экономический рост стран Юго-Восточной Азии сопровождалось еще более значительным увеличением займов. Крупнейшие займы брали местные транснациональные корпорации, многие из которых были объединениями конгломеративной типа , а потому и заемные средства вкладывали не всегда в высокорентабельное производство, чем заранее обрекали себя на возможность банкротства. Кроме того, дефицит финансовых средств привел к ускоренному росту экспортных поставок, что в свою очередь вызвало падение курсов национальных валют. Такая ситуация в конечном итоге привела бегство капиталов, прежде всего с рынков Южной Кореи, Индонезии, Малайзии, Таиланда. В связи с этим уже в 1998 году в указанных странах произошло падение темпов экономического зростання.
Иными словами, новые индустриальные страны не застрахованы от экономических потрясений, объект объективно присущи процессу воспроизводства общественного капитала. А это значит, что и их перспектива менее прогнозируемой по сравнению с перспективой КНР, развитие экономики которой осуществляется планомерно и на базе господства общественной собственности на средства производства Если же новые индустриальные страны активно действовать в направлении поддержки и развития стихийно возникающих в недрах капитализма элементов социалистических производственных отношений, то они будут иметь шанс избежать возникновения кризисных явлений или существенно ослабить их разрушительную силу в случае, если они все же виникнуть.
Как убеждает исторический опыт, правительства многих стран, даже не желая того, вынуждены считаться с такими объективными процессами, как рост уровня обобществления производства, внедрения элементов планомерности, усиление социализации труда и производства и т.д.. Тем более, что к этому их стимулирует и опыт бывших социалистических стран, прежде всего СССР, и опыт нынешних социалистических стран. Чтобы там не говорили отдельные политики и экономисты о КНР, КНДР, Вьетнам и Кубу, эти страны развиваются по восходящей даже тогда, когда погодные условия для отдельных из них превращались в настоящее стихийное лихо.
Итак, феномен новых индустриальных стран - это следствие действия многих факторов, среди которых заметную роль играет становление элементов экономической системы социализма, т.е. системы, предпосылки которой состоят в недрах капитализма.
2. Особенности экономической системы КНР как новой индустриальной страны | ТЕМА 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ |