1. Производительные силы стран с переходной экономикой

В развитии любой, экономической системы можно выделить три периода: период становления и развития, период полной зрелости, период трансформации в новое качество, то есть период отмирания элементов одного типа экономики и рождение элементов иного способа производства. Каждый из названных периодов так или иначе связан прежде всего с уровнем развития и характером производительных сил. Поскольку уровень и характер производительных сил изменяются постепенно даже в условиях научно-технической революции (совершенствуются техника и технология, улучшаются организационные формы производства, качественно меняется человек как основная производительная сила общества и субъект производственных отношений), постольку в каждой старой экономике можно выделить элементы новой, а в каждой новой - элементы старои.
В странах с переходной экономикой также есть элементы той экономики, которая существовала раньше, то есть социалистической, и той, которая выстраивается, то есть капиталистической Однако появление указанных элементов здесь связана не столько с уровнем и характером производительных сил, сколько с деятельностью надбудовчих институтов. Это объясняется тем, что экономика постсоциалистических стран является локальной переходной экономикой. В то время как глобальная переходная экономика отражает естественный ход исторической эволюции, обусловлен уровнем и характером производительных сил, локальная переходная экономика, (отдельной страны или региона) эволюционирует при активном участии человека, в результате разработки и осуществления программы реформ. А эта программа может быть направлена как на ускорение движения в направлении исторического развития, так и в обратном напрями.
Если локальная переходная экономика движется в том же направлении, что и естественный ход исторической эволюции, то ее характеризовать позитивные социально-экономические последствия. Если же развитие пойдет против естественного хода истории, то последствия будут негативные. В том числе и для производительных сил.
Сказанное вполне проявилось в странах, где имеет место восстановление экономической системы капитализма. Несмотря на то, что тенденции развития современной системы производительных сил в основном определяются нынешней научно-технической революцией и соответствуют естественному ходу исторической эволюции, то есть глобальной переходной економши, в условиях переходной экономики постсоциалистических стран они претерпели существенных изменений обратного направления. В то время как производительные силы всех обществ прогрессируют, в странах, осуществляющих переход от социализма к капитализму, они, несмотря на отдельные проявления прогресса, в целом регрессируют, упадок. Причем тенденции регресса и упадка охватили все составляющие элементы производительных сил - рабочую силу и средства виробництва.
Прежде двойственные изменения распространились на главную производительную силу общества - работников, трудящихся, т.е. ту силу, которая создает все другие элементы производительных сил. С одной стороны, в ходе рыночных преобразований появились возможности для развития физических и умственных способностей человека, поскольку:
значительно возросла численность студентов высших учебных заведений .. Рост произошел в основном за счет открытия частных учебных заведений и внедрение приема студентов на основе платности в государственных вузах;
расширились возможности для ознакомления с передовым опытом организации производства и новыми технологиями развитых стран в связи с возникновением возможностей для выйду границу с целью трудоустройства и обучения, а также в связи с ростом количества предприятий, построенных в постсоциалистических странах с участием капитала иностранных фирм;
рост открытости каждой страны с переходной экономикой дало возможность западным благотворительным организациям и фондам в какой-то мере способствовать распространению в них экономических знань.
С другой стороны, в большинстве постсоциалистических стран наблюдается тенденция к регрессу и упадка главной производительной силы. Причем эта тенденция является определяющей, то есть более сильной по сравнению с тенденцией к развитию. ее предопределяют следующие факторы. Во-первых, существенное снижение качества рабочей силы вследствие уменьшения подготовки квалифицированных рабочих через систему профессионально-технического образования, а также снижение качества учебно-воспитательного процесса в ней. Профессионально-технические училища не обеспечивают своих учащихся необходимой учебной и учебно-методической литературой и не обеспечивают учащимся надлежащие социально-бытовые условия из-за отсутствия полноценного финансирования. Снижается качество учебного процесса и в общеобразовательных школах. А это значит, что в общественное производство будут вливаться кадры с низким уровнем знань.
Во-вторых, в связи с внедрением частного высшего образования и недофинансированием государственных вузах происходит снижение качества подготовки кибернетиков, химиков, физиков, математиков, биологов, экономистов, юристов, врачей и других специалистов. Дело в том, что в частных вузах преподавания студентам фундаментальных и профессионально ориентированных дисциплин осуществляется на низком научно-методическом уровне.,) Лекции, семинары, лабораторные занятия проводят преподаватели, которые нередко не имеют соответствующей профессиональной подготовки. В лучшем случае частные высшие учебные заведения привлекают профессорско-преподавательский состав государственных вузов, который в условиях низкой платы вынужден искать дополнительных заработков. Но чрезмерная нагрузка не позволяет профессорам и доцентам на должном уровне выполнять свои функции на нескольких должностях. Введение платного образования в частных и государственных вузах сужает конкурсный отбор наиболее одаренных и способных абитуриентов, ведет к тому, что доступ к высшему образованию в итоге может свестись к узкому кругу богатого меньшинства, тех самых "новых украинских", "новых русских" и тому подобное. Качество подготовки специалистов в вузах упала еще и потому, что во многих странах под видом активизации самостоятельной работы студентов взят курс на существенное уменьшение аудиторных занятий. И это в то время, когда студенты не имеют достаточного количества учебников и учебных посибникив.
В-третьих, тенденцию к регрессу главной производительной силы в условиях рыночной трансформации обусловило прекращение работы предприятий и массовое увольнение с работы рабочих и инженеров. Оставшись без средств к существованию, высвобожденные работники вынуждены были заняться торговлей на рынках. За более чем десятилетний срок все они дисквалифицировались и уже никогда не вернутся на свои заводы и фабрики. Если учесть, что наиболее массовым было увольнение работников военно-промышленного комплекса, где работали наиболее квалифицированные кадры, то можно сделать вывод, что общества с переходной экономикой потеряли лучшую рабочую силу.
В-четвертых, негативно влияет на качество главной производительной силы обществ с переходной экономикой и массовый выезд их граждан в другие страны. Ведь выезжают в поисках работы как правило, наиболее квалифицированные рабочие, специалисты, доктора и кандидаты наук. Большинство из них вряд ли вернется в свою страну, поскольку на новом месте работы они зарабатывают намного больше чем у себя дома, несмотря на то, что работают там, как правило, не за фахом.
В-пятых, происходит регресс и упадок не только духовных, но и физических возможностей главной производительной силы стран с переходной экономикой. Дело в том, что у многих из них с началом рыночных преобразований в критических размеров уменьшилась рождаемость и так же до критических размеров выросла смертность населения. Скажем, последняя перепись в Украине показал, что численность ее населения за годы рыночной трансформации уменьшилась с 52 миллионов до 48 миллионов человек. По подсчетам отдельных ученых и политиков, по состоянию на 2003 год численность населения составляла 47 миллионов человек. Среди причин большой смертности преобладают социальные - снижение уровня жизни, недоедания, недоступность медицинской помощи, возврата в страны массовых заболеваний туберкулезом и болезни, вызываемые стрессовыми потрясениями от неуверенности в завтрашнем дне тощо.
Наряду с изменениями в главной производительной силе в странах с переходной экономикой происходят неоднозначные изменения и в вещественных элементах производительных сил. Причем среди них можно выделить как положительные, так и отрицательные. К положительным можно отнести следующие: создание совместных предприятий, основанных на западных технологиях Это стало возможным в результате внедрения большей открытости экономики переходного периода;
рост числа малых предприятий, созданных за счет капитализации сэкономленных трудовых доходов населения. Эти предприятия создают рабочие места и возможность иметь заработок для части работников, уволенных с работы в ходе рыночных преобразований;
создание возможностей для структурной перестройки экономики, прежде всего военно-промышленного комплекса, в соответствии с потребностями народного хозяйства и для обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров на мировых ринках.
Одновременно в условиях рыночной трансформации имеют место и негативные воздействия на вещественные элементы производительных сил. Причем эти воздействия настолько велики, что дают основания многим ученым и политикам говорить об их (вещественные элементы) деградацию и полное разрушение. Во-первых, за период рыночных преобразований в большинстве постсоциалистических стран произошло значительное сокращение инвестиций в основной капитал. Так, в Украине они уменьшились в 2000 году в четыре раза по сравнению с 1990 года. Хотя в последующие годы (после 2000 года) они несколько выросли, однако в 2002 году они все еще были втрое меньше, чем в 1990 году. И это в то время, когда действующие основные производственные фонды почти стопроцентно требуют обновления и существует потребность в создании новых предприятий, способных выпускать конкурентоспособные товары как для внутреннего, так и для давнишнего рынке. По подсчетам ученых, для переструктуризации экономики Украины необходимо инвестировать ежегодно около 100 млрд. доларив.
Во-вторых, чрезмерная открытость национальных рынков для иностранных товаров привела к упадку и разрушению целых отраслей народного хозяйства Так, в Украине за годы рыночных преобразований исчезли промышленное свиноводство, птицеводство, овцеводство, хмелеводство, льноводство. На очереди разрушения и исчезновения животноводства, заводы по переработке сельскохозяйственной продукции и т.п.. Упадка производительных сил сельского хозяйства наряду с другим способствовала и фермиризация села, осуществляется во многих странах вопреки мировому опыту. Этот последний свидетельствует, что фермерские хозяйства менее эффективны. Скажем, опыт сена убеждает, что крупные сельскохозяйственные предприятия, похожие на бывшие советские колхозы, обрабатывая 30% пахотной земли, дают свыше 50% товарной массы сельского хозяйства и по сравнению с индивидуально-семейными хозяйствами имеют в 2,5 раза выше фондоотдачу и производительность труда .
В-третьих, разрушение вещественных элементов производительных сил произошло вследствие непродуманного поведения в большинстве стран, в том числе и в Украине, с военно-промышленным комплексом. Имея совершенную технику и технологии, он одним из первых испытал глубокого кризиса и упадка, поскольку властные структуры не смогли (или не захотели) в новых исторических условиях использовать его мощный научно-технический и технологический потенциал для общества. Сегодня, чтобы осуществить конверсию, скажем, в Украине нужно, по подсчетам ученых, потратить более ЗО млрд. доларив.
В-четвертых, разрушения вещественных элементов производительных сил проявилось и в халатном отношении к национальному богатству. Имея целью производства получение высокой прибыли, "новые украинские''," новые русские "и другие новые капиталисты не заботятся о воссоздании природного богатства - лесов, плодородия почв, чистоты окружающей среды и т.д. .. Скажем, в Украине хищнически вырубаются леса и так же хищнически используются земли. Фермеры, и не только они, как правило, не вносят в почву ни органические, ни минеральные удобрения, не заботятся о сохранении ирригационных систем. время около 10 миллионов гектаров пахотных земель выведено из сельскохозяйственного оборота, то есть они облугують , зарастающие сорняками.
Как известно, в современных условиях в результате осуществления научно-технической революции происходит превращение науки в непосредственную производительную силу общества. То есть имеет место становление новой отрасли общественного производства, функцией которого является научная и научно-конструкторская разработка новой продукции . Эти процессы имели место и в странах, осуществлявших переход от капитализма к социализму. С началом рыночных преобразований в большинстве постсоциалистических стран наука, научные и опытно-конструкторские центры оказались в сложной экономической и финансовой ситуации. Сказанное имеет место и в Украине. По рекомендациям МВФ и других зарубежных институтов здесь осуществляется политика последовательного сокращения финансирования науки, сворачивание фундаментальных и прикладных исследований. Научные центры становятся финансовыми банкротами. Значительная часть проектно-конструкторских учреждений и организаций уже прекратила свое существование, а их помещения и лабораторные корпуса передаются в аренду коммерческим структурам. высококвалифицированные ученые массово покидают научно-педагогическую и проектно-конструкторскую деятельность и переходят на работу в любые структуры или едут за границу, где их труд должным образом оплачивается. Ведь сегодня реальная заработная плата ученых сократилась по сравнению с 1990 годом в пять раз.
/ Кроме того, регресс и упадок имеют место в сфере науки и информации, которые так или иначе имеют отношение к производительных сил. и есть независимо от того, считать их самостоятельными элементами производительных сил или нет, они оказывают заметное влияние на уровень и характер производительных сил как целого, а через них определяют направление эволюции экономических систем.
В данной работе не делится точка зрения, согласно которой наука провозглашается отдельным элементом производительных сил. Дело в том, что признание науки самостоятельным элементом производительных сил безосновательное прежде всего потому, что наука включает в себя (правда в специфической форме) все элементы производительных сил:
специфические средства труда в виде научного инструментария;
научных работников, которые приводят в действие научный инструментарий;
специфические предметы труда, то есть все то, на что направлен труд науковцив.
Конечным продуктом научной деятельности являются научные знания, в том числе проекты, технологии, патенты, лицензии и т.д.. Поэтому науку скорее можно ставить в один ряд с производством, а не с элементами производительных сил. Более того, некорректно ставить науку в один ряд с элементами производительных сил и потому, что научные знания и научные достижения внедряются, проникают в каждый элемент производительных сил. результате качественно меняется профессиональный уровень производителей материальных благ, появляются принципиально новые орудия труда, создаются предметы труда с заранее установленными свойствами . корне меняется и само материальное производство, постепенно приобретая научного характеру.
Таким же безосновательным является включение информации в состав элементов производительных сил. Дело в том, что определенная совокупность информации, необходимой для каждого конкретного вида деятельности с самого начала процесса производства заложена в человеке как составляющей производительных сил. Благодаря информации (знанием) и другим факторам человек приводит в действие средства производства. При этом информация не только не исчезает, но и приумножается, обогащается в результате обогащения опыта ее производственного применения. Однако независимо от того, считать информацию самостоятельным элементом производительных сил или нет, она играет важную роль в возникновении, становлении и функционировании экономической системы. В условиях рыночной трансформации обеспечения главной производительной силы (человека) информации, которая способна влиять на развитие общественного производства, существенно ухудшилось. Во-первых, частные предприятия засекречивают научно-техническую и экономическую информацию, боясь конкурентов. Во-вторых, население лишено возможности знакомиться с монографической литературой из-за чрезмерной дороговизны последней. В-третьих, самой монографической литературы крайне мало, поскольку ученые лишены возможности осуществлять научные исследования и выдавать монографии. Более того, сегодня рядовой производственник нет возможности читать регулярно профессиональное периодическое видання.
Подытоживая изложенное, можно сделать вывод, что производительные силы стран с переходной экономикой испытывают неоднозначных изменений. Однако преобладают изменения, которые вызывают регресс и даже разрушение производительных сил. Причем эти изменения настолько разрушительны, что даже массовые вливания иностранного капитала, как это имело место, например, в Польше и Венгрии, не смогли предотвратить негативное влияние на производительные силы.)
ТЕМА 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 2. Производственные отношения в постсоциалистических странах