3. Особенности хозяйственного механизма стран с переходной экономикой

В предыдущих параграфах было выяснено, что экономическая система стран с переходной экономикой потерпела определенной трансформации под влиянием изменений в производительных силах и производственных отношениях Находясь в диалектическом единстве и количественной и качественной функциональной зависимости, указанные элементы экономической системы оказали этой последней вполне определенного (капиталистического) характера. Соответствующие изменения претерпел и хозяйственный механизм.
(Хозяйственный механизм представляет собой систему форм, методов, рычагов использования экономических законов, решения противоречий общественного способа производства, реализации отношений собственности, всестороннего развития человека, согласования экономических интересов основных классов и социальных групп общества Он включает в себя разнородные элементы, которые можно сгруппировать в следующие блоки. Во-первых, государственное регулирование экономики путем проведения активной налоговой, финансово-кредитной денежной, амортизационной инвестиционной, антикризисной, антициклической политики. Во-вторых, организационные структуры управления, которые включают в себя формы организации экономических связей (государственный заказ , свободные договорные связи), системы управленческих органов (правительство, министерства, региональные и отраслевые структуры, производственные объединения, предприятия), формы участия работников в управлении. В-третьих, хозрасчетное стимулирование, которое включает в себя формы и системы заработной платы, ценообразования и финансово-кредитные рычаги. В зависимости от экономической системы названные элементы хозяйственного механизма проявляются по-разному и играют неодинаковую роль в общественном воспроизводстве, (Скажем, если в условиях социализма центральным звеном хозяйственного механизма выступает планирование, которое адекватно выражает породу общественной собственности и воплощает присущ социализма объективный закон планомерного развития производства, то в условиях капитализма, в том числе и в постсоциалистических странах, центральным звеном хозяйственного механизма выступает рынок с его механизмом колебания спроса и предложения, стихийным установлением цен и конкуренции. Рынок представляет собой систему производственных отношений, в основе которой лежит частная собственность на средства производства, свобода предпринимательства и свободная конкуренция. Правда, свободная конкуренция имела место только на этапе раннего капитализма. В условиях нынешних индустриально развитых стран она отсутствует, поскольку в них действуют факторы, которые вызывают разного рода отклонения в рыночных процессах К таким факторам относятся наличие государственной, коллективной и монополистической собственности, ограниченность свободы предпринимательства и свободной конкуренции господством монополий и государственным регулюванням.
В зависимости от условий, в которых действуют хозяйствующие субъекты, различают свободный, монополизированный и регулируемый рынки. Свободный рынок - это рынок с большим количеством товаропроизводителей однородной продукции, которые не в состоянии влиять на решения друг друга. монополизированный рынок - это рынок, для которого характерно незначительное количество производителей данного товара и действия участников рыночных отношений регламентированы соглашением между ними. Регулируемый рынок - это рынок, который контролируется и регулируется государством с помощью специальных мер экономического и административного характеру.
Рыночный механизм выполняет информативную, регулирующую и санирующие (ликвидационную) роль. Информативная роль заключается в том, что из-за колебания цен на товары и услуги рынок предоставляет участникам производства о "объективную информацию об общественно необходимые затраты производства и общественно необходимое качество и ассортимент товаров и услуг, которые производятся. Регулирующая роль рынка проявляется в том, что в результате вложения средств в производство тех товаров, которые пользуются спросом и которые приносят максимальную прибыль, достигается определенное соответствие между объемом производства и общественными потребностями, формируются необходимые экономические пропорции. Однако полностью решить все проблемы экономической жизни рынок состоянии. Поэтому возникает объективная необходимость государственного вмешательства в экономику. Одной из форм такого вмешательства является государственное регулирование общественного воспроизводства. Впервые идею об объективной необходимость государственного регулирования экономики обосновали классики марксизма. Они аргументированно доказали, что рыночное стихийное регулирование посредством внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции не может обеспечивать пропорциональное развитие экономики, выявлять приоритетные направления научно-технического прогресса. санирующие роль рынок выполняет тогда, когда в результате конкуренции общественное производство освобождается от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, способствует выживанию и укреплению более ефективних.
Как уже отмечалось, экономическая система стран с переходной экономикой приобрела характер капиталистической (рыночной) экономической системы. Однако этот характер мог бы быть несколько нивелирован хозяйственным механизмом, поскольку он выступает механизмом использования экономических законов, механизмом разрешения противоречий экономической системы, механизмом реализации отношений собственности и механизмом согласования экономических интересив.
Правда, степень нивелирования экономической системы в сторону ее социализации зависит от того, насколько высок уровень демократизации производственных отношений (отношений экономической собственности) и уровень участия трудящихся в управлении экономической системой. Как убеждает исторический опыт, оба указанные факторы даже в условиях переходного периода от капитализма к социализму не в полной мере соответствовали характеру экономической системы социализма. А потому во всех бывших социалистических странах, в том числе и в СССР, имели место элементы отчуждения трудящихся от средств производства, произведенного продукта, экономической и политической власти. же время следует иметь в виду отсутствие демократической направленности хозяйственного механизма может порождать отчуждение непосредственных производителей от средств производства даже тогда, когда они реально владеют ими как частные владельцы. Например, в СССР в период продразверстки крестьяне отчуждались от результатов своего труда, даже будучи собственниками земли и других средств сельскохозяйственного производства Можно было бы привести и другие факты, которые свидетельствовали бы о наличии элементов отчуждения трудящихся от средств производства и произведенного продукта. Но дело не в них, ведь они объективно неизбежны в обществе, которое осуществляет переход от капитализма к социализму. Дело в другом - в том, что зрелое социалистическое общество объективно, в силу своей социально-экономической природы способно преодолеть отчуждение работника от средств производства и результатов праци.
Вместо капиталистическое общество, к которому переходят постсоциалистические страны, может лишь смягчить, ослабить отчуждения наемных работников от средств производства и результатов труда. Но оно не может преодолеть указанное отчуждения. И об этом красноречиво свидетельствует опыт развитых стран (а еще больше опыт стран с переходной рыночной экономикой) по выполнению хозяйственным механизмом его основных функций.
Как известно, одной из важнейших функций хозяйственного механизма любого способа производства является познание и использование действующих в нем экономических законов. Использование экономических законов становится возможным только тогда, когда общество имеет и осуществляет четкую научно-обоснованную программу действий, постановку конкретных и реальных целей. Скажем, зная суть основного экономического закона капитализма, господствующие слои этого способа производства стараются действовать таким образом, чтобы сохранялась частная собственность на средства производства, как главная условие производства и присвоения прибавочной стоимости (прибыли) капиталистами. Со своей стороны, наемные работники, зная истинную цель капиталистического производства, пытаются в определенной мере противодействовать реализации ее, поскольку увеличение производства прибавочной стоимости одновременно является уменьшением доли во вновь вартости.
Знание основного экономического закон капитализма послужило руководством к действию инициаторам и организаторам процесса восстановления капиталистических производственных отношений в бывших социалистических странах. Причем для реализации цели производства в переходных экономиках хозяйственный механизм предусматривает использование не только общесистемных экономических законов, но и тех законов, касающихся подсистем - производительных сил, производственных , социально-экономических, технико-экономических и организационно-экономических отношений. Именно использование совокупности указанных законов в единстве и взаимодействии позволило новым собственникам средств производства достичь сверхбыстрого збагачення.
Еще одним примером того, как реализуется функция познания и использования экономических законов, может служить использование закона стоимости, суть которого заключается в том, что стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда и обмен товара на товар осуществляется на принципах эквивалентности. Познав его, общество постарается не допустить неэквивалентный обмен между производителями. В развитых капиталистических странах эквивалентный обмен обеспечивается двумя способами : главным образом через рынок, через механизм спроса и предложения, периодические экономические кризисы и конкурентную борьбу, а также через государственное регулирование економики.
Первый способ нынешние капиталистические страны унаследовали от экономической системы капитализма до начала XX века. В ней действовал рыночный механизм, который был ядром хозяйственного механизма, поскольку все связи между субъектами хозяйства осуществлялись с помощью рынка и проявлялись как отношения конкуренции. Именно благодаря рыночному механизму в обществе регулировались объемы производства, цены, внутриотраслевые и межотраслевые пропорции тощо.
Вторым способом обеспечения эквивалентного обмена между субъектами хозяйства развитых стран является государственное регулирование экономики. В его основе лежит действие закона планомерного и пропорционального развития. Если в условиях капитализма свободной конкуренции элементы планомерности, организованности существовали только в пределах отдельных предприятий, то с начала XX века все больше стали внедряться на макроэкономическом уровне. Об этом впервые писал В. И. Ленин в своих трудах о государственно-монополистического капитализма. Практические рекомендации по использованию государственного регулирования в экономике капиталистических стран разработал в 30-х годах Дж. Кейнс, а впервые ввел их в практику американский президент Ф. Рузвельт. Именно благодаря государственному регулированию были спасены американскую, и не только американскую, экономику от полного краха. Иными словами, Ленин, Дж. Кейнс, Ф. Рузвельт исходили из того, что в условиях нового уровня производительных сил , углубления общественного разделения труда, эволюции отношений собственности от индивидуальной к преимущественно коллективным формам законы свободной конкуренции, свободного ценообразования, спроса и предложения и другие законы рыночных отношений не могут обеспечить нормальный процесс воспроизводства общественного капитала. Но это может сделать вмешательство государства в економику.
Однако всего этого не учли авторы рыночных преобразований в бывших социалистических странах, а потому и ввели такие механизмы использования экономических законов, повлекших разрушение процессе общественного воспроизводства. Так, вместо обеспечения эквивалентного обмена между промышленностью и сельским хозяйством, создали предпосылки для неэквивалентного обмена между ними на пользу промышленности. А потому и сегодня сельскохозяйственным предприятиям для приобретения одного литра бензина надо продать 4-5 литров молока.
Следующая функция хозяйственного механизма, которая подверглась определенной трансформации в странах с переходной экономикой, это решение социально-экономических противоречий, прежде противоречия между производительными силами и производственными отношениями. В условиях переходного периода от капитализма к социализму хозяйственный механизм использовался для решения прежде антагонистических противоречий между различными укладами с целью обеспечения командных высот и быстрого развития социалистического уклада. До таких противоречий относятся: противоречие между общественной собственностью, что рождается и капиталистической частной собственностью, отмирает; противоречие между планомерным развитием предприятий, основанных на общественной собственности на средства производства, и стихийным развитием частнокапиталистических и мелкотоварных предприятий, между общественными экономическими интересами и частными экономическими интересами и т.п.. Поскольку в переходный период от капитализма к социализма имеют место противоречия и в самих системах производительных сил и производственных отношений, то хозяйственный механизм призван обеспечить решение также и их. Например, противоречий между уровнем техники и уровнем образования и квалификации рабочей силы, между уровнем техники и уровнем концентрации и централизации производства, между прибылью и заработной платой тощо.
В странах, осуществляющих переход от социализма к капитализму, хозяйственный механизм призван решать или Смягчать те социально-экономические противоречия, которые присущи экономической системе капитализма, и те, которые возникают в переходный период к ней. Эти последние, как правило, различны в разных странах, поскольку в значительной степени зависят от того, насколько продуманной, взвешенной является сама рыночная трансформация и насколько ощутимым является финансовая и научно-техническая помощь со стороны других стран. Например, в Украине в переходный период от социализма к капитализму произошел всплеск противоречий, вызванных разгосударствлением и приватизацией средств производства, либерализацией управления, цен и внешнеэкономической деятельности. Дело в том, что в условиях любого реформирования экономики роль государства возрастает. Ведь она должна выступать главным направляющей силой, заинтересована из положительных последствиях реформ. В нашей стране государство самоустранилось от этой работы, ошибочно полагая, что все проблемы будут решены рыночным механизмом. Поскольку рыночный механизм применялся к экономике, которая еще не была рыночной, то он не только не мог обеспечить решение " Обязательства противоречий переходного периода, но и привел к возникновению многих из них
Производительные силы не своего нормального функционирования требовали более высокой общественной формы, а их насильно вштовхувалы в форму, которую они переросли. Такой формой, как известно, стала частная собственность. Кроме того, продуктивные силы требовали планомерного, пропорционального развития, который можно было обеспечить путем планового ведения хозяйства. Однако вместо совершенствования планового механизма всеобщих связей субъектов хозяйствования был введен крайне несовершенен рыночный механизм. Он оказался неспособным обеспечить взаимодействие всех элементов производительных сил и производственных отношений во всех сферах общественной видтворення.
Новая налоговая система, несмотря на свою громоздкость и чрезмерную забюрократизированность и военизованисть (налоговая милиция), оказалась неспособной обеспечить стопроцентное собираемости налогов и поступления их в государственную казну. Система кредита, созданная в ходе рыночных преобразований, оказалась достаточно удобной для обогащения (преимущественно противозаконного) ее создателей и совершенно непригодной для эффективного кредитования субъектов хозяйства. Как следствие, предприятия потеряли доступ к дешевым кредитам именно тогда, когда потребность в них была чрезмерно высокой. Ведь реструктуризация экономики требовала соответствующего финансирования. Денежная система оказалась неустойчивой против инфляции и инфляционного роста цен, а значит, деньги не могли эффективно выполнять основные к функции. Бюджетная система оказалась неспособной обеспечить эффективное распределение и перераспределение национального дохода с целью разумного нивелирования разрыва в доходах физических и юридических лиц. Этот разрыв значительно углубляет новая система ценообразования. Она вызвала диспаритет цен на промышленную продукцию и продукцию сельского хозяйства (в пользу промышленности), между доходами населения и ценами на товары и услуги. Иными словами, хозяйственный механизм, как система форм, методов и рычагов решения социально-экономических противоречий переходной экономики оказался малоефективним.Module . Немаловажной функцией хозяйственного механизма является функция реализации отношений собственности. Хозяйственный механизм играет главную роль в экономической реализации собственности на средства производства, то есть он должен обеспечить такие методы и рычаги, благодаря которым отношения собственности способствовали бы развитию всей системы производительных сил, и прежде всего человека как
2. Производственные отношения в постсоциалистических странах ТЕМА7. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СБЛИЖЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ