9.1. Сущность предпринимательства и условия его существования

Определяющим условием перехода к рынку является формирование субъектов рыночных отношений, в роли которых выступают предприниматели. Предпринимательство является необходимым, определяющей чертой рынка, его обязательным атрибутом. Нет предпринимателей - нет и рынка, и наоборот. Понятие «предпринимательство» чрезвычайно емкое. Обусловлено это тем, что в нем переплетается совокупность экономических, юридических, политических, исторических и психологических отношений. Представление пре него складывалось на протяжении значительного исторического периода, изменялось под влиянием базисных и надбудовчих институтов, психологии людей.
В научный оборот понятие «предприниматель» ввел банкир-экономист Р. Кантильйон в начале XVIII в. К предпринимателям он относил людей знефиксованимы доходами (ремесленников, крестьян и др.)., То есть тех, кто был занят экономической деятельностью в условиях нестабильности и непредсказуемости цен. Главной чертой предпринимателя он считал готовность к ризику.
Весомый вклад в исследование предпринимательства в XVIII-XIX вв. сделали Ф. Кенэ, А. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сей, А. Маршалл, М. Вебер, В. Зомбарт и Й. Шумпетер. Кстати, Й. Шумпетер начинал свою научную и педагогическую карьеру в Черновицком университете, а завершил ее в Гарварди.
А. Смит рассматривал предпринимателя как собственника. Его действия в экономической жизни, мотивация, поведение, психология обусловлены тем, что он является собственником. А. Смит отмечал, что предприниматель масс в виду лишь собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он идет к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенно служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно пытается служить им.
Учитывая интерес, выгоду как неотъемлемый атрибут предпринимателя, нельзя только им определять мотивы его деятельности. Ведь в условиях рыночной среды субъектов предпринимательской деятельности много и между ними идет конкурентная борьба за лучший результат - прибыль. Получить его можно лишь при условии определения эффективного варианта использования ресурсов, экономического риска, новаторских идей. Это побуждает предпринимателя идти непротореним путем, применять лучшие качества работника: творчество, добросовестный труд, организаторские способности. Попытки проявить себя как личность в определенной сфере деятельности, реализовать свои идеи и результаты труда, сделать их достоянием общества - это также интерес предпринимателя, который играет значительную роль в жизни общества, является его двигателем. Все это и делает предпринимателя пионером, который лидирует в своем деле, а предпринимательство - локомотивом экономического, социального и культурного развития человеческого суспильства.
Свою деятельность предприниматель (особенно высококвалифицированный) направляет не на изготовление товаров-аналогов, а изделий, имеющих качественно новые отличительные черты. Понятно, что производство их не может принести предпринимателю мгновенную отдачу (прибыль). Однако отдача обязательно будет через некоторое время, когда произойдут изменения в производстве, его структуре, а следовательно, и в потребностях общества. Причем прибыль, который будет получать предприниматель, в условиях, сложившихся в результате указанных изменений, перекрывает все расходы. В силу этих обстоятельств предприниматель большую часть прибыли, которая получает, направляет в хозяйственную деятельность, а не на личные потреби.
Понятие «предприниматель» часто применяют как синоним таких понятий, как «хозяин», «бизнесмен». Человека, которая организовала свое дело и ведет его, называют именно одним из этих понятий. Однако возникает вопрос: кто субъект, который имеет свою ферму или мастерскую, где производит определенную продукцию, реализация которой позволяет ему лишь существовать? Как его назвать - предпринимателем, бизнесменом? Если так, тогда и крупный собственник, богатство которого растет высокими темпами, и мелкий товаропроизводитель, который едва-едва прозябает от своей деятельности или и становится банкротом, - предприниматели? Оба они, как и все остальные, кто самостоятельно на свой страх и риск занимаются определенным делом, имея от него определенный доход, являются хозяйствующими субъектами. Это понятие более широкое и объемное, чем пидприемець.
Характерные черты предпринимателя, которые выделяют его из хозяйствующих субъектов, метко выделил И. Шумпетер. Он отмечал, что главным делом предпринимателя является: изготовление нового блага или нового качества того или иного блага; освоение нового рынка сбыта, нового источника сырья или полуфабрикатов и внедрения нового метода производства, проведение соответствующей реорганизации. Для того чтобы осуществлять постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов, нужно, по мнению Й. Шумпетера, иметь соответствующие качества: волю и способности; выделять важные моменты деятельности, видеть их в реальном свете; иметь способность «плыть против течения», преодолевая сопротивление социальных сил , осуществлять влияние на других результатами успеха, духовной свободой, затратами сил и енергии.
Реальное предпринимательство не совместимо ни со спекуляцией, ни с так называемым бумажным предпринимательством, сводится к концентрации производства и капитала за счет приобретения, слияния и поглощения, что характерно для Украины в условиях переходной экономики. На это указывал и выдающийся английский экономист Дж. Кейнс. Спекулянты не наносят вреда, по его мнению, если они остаются «пузырями на поверхности чистого потока предпринимательства». Однако положение становится серьезным, когда превращается в пузырь в водовороте спекуляции. Когда расширение производственного капитала в стране становится побочным продуктом деятельности игорного дома, трудно ожидать хороших результатив.
Формирование высокой, экономически эффективной и социально ответственной предпринимательской культуры является одной из главных задач, стоящих перед Украиной, определяющим условием выхода ее из экономического кризи.
Настоящее предпринимательство может быть воплощено в жизнь при условии экономической свободы человека, права выбора деятельности для реализации своих потенций, а также персональной экономической ответственности за результаты работы, следствием которой может быть прибыль или банкрутство.
Следовательно, предприниматель - субъект, который совмещает в себе новаторские, коммерческие и организаторские способности для поиска и развития новых видов и методов производства, новых благ и их новых качеств, новых сфер приложения капитала. Отсюда предпринимательство - это тип хозяйственного поведения предпринимателей по организации разработки, производства и реализации благ с целью получения прибыли и социального ефекту.
В инициативной, новаторской, самостоятельной деятельности проявляется сущность предпринимательства. Его цель сводится, с одной стороны, к получению прибыли или личного дохода в результате не каких-то конъюнктурных дел, а предсказания точного расчета, а с другой - к наиболее эффективному использованию факторов производства, стремление реализовать творческие потенции людини.
Функции и условия существования предпринимательства. Сущность предпринимательства более глубоко раскрывается через его основные функции - инновационную, ресурсную, организационную, мотивацийну.
Инновационная функция предпринимательства заключается в содействии генерированию и реализации новых идей, осуществлению технико-экономических, научных разработок, проектов, связанных с хозяйственным ризиком.
Ресурсная функция предпринимательства проявляется в нацеленности на наиболее эффективное использование с точки зрения достижений науки, техники, управления и организации производства материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсив.
Организационная функция предпринимательства предусматривает объединение ресурсов производства в оптимальных пропорциях, осуществляет контроль за использованием их.
Мотивационная функция предпринимательства сводится к формированию мотивационного механизма эффективного использования ресурсов с учетом достижений науки, техники, управления и организации производства, а также к максимальному удовлетворению потребностей споживача.
Функции предпринимательства раскрывают специфический хозяйственно-организационный талант, присущий предпринимателю, выделяют его как личность, имеет определенный тип мышления, отличающийся от привычного. Предприниматель, который достигает успехов, как свидетельствует мировой опыт, должен обладать такими качествами и навыки:
объединять людей для достижения единой цели, которую он видит лучше других, верит в нее, знает, как ее достичь;
делать точные расчеты о создании новых качеств, знать, что нужно для улучшения эффективности, улучшения ее стандартов;
быть настойчивым и гибким, готовым преодолевать препятствия и одновременно корректировать тактику, чтобы достичь стратегических целей;
идти на постоянный хозяйственный риск и ответственность. Это означает, что предприниматель уверен в себе, верит в хозяйственный успех, а потому идет неизвестным путем, а следовательно, и готов к экономической ответственности. На этом пути обязательно будут и успехи, и невдачи.
Предпринимательство как явление хозяйственной жизни всегда развивается в определенном социально-экономическом и исторической среде. Именно поэтому для его непрерывного воспроизведения необходимы определенные предпосылки, а именно: экономические, политические, правовые, психологични.
Экономические предпосылки предпринимательства заключаются в создании в обществе условий для функционирования многосубъектных (частных, коллективных, государственных) владельцев. Это будет способствовать свободе предпринимательской деятельности, возможности на свой страх и риск принимать решение об использовании имущества, продукции, доходов, выбора хозяйственных контрагентов. Экономическими предпосылками этих процессов в нашей стране является разгосударствление и приватизация собственности, демонополизация господарств.
Политические предпосылки предпринимательства предусматривают создание в стране благоприятного политического климата для предпринимательства. Такая политика должна предоставить всем хозяйствующим субъектам гарантии сохранения их собственности, исключения возможностей национализации, экспроприации. Властные структуры должны создавать условия для развития всех форм собственности, в том числе интеллектуальной (изобретения, новаторство, новые методы организации), а также благоприятный предпринимательский климат через соответствующую налоговую, кредитную, таможенную и другую политику.
Правовые предпосылки предпринимательства основываются на законодательстве, нормативных актах, разработанных в стране. Нормативные акты должны создать для всех участников рыночных отношений одинаковые «правила игры», то есть предоставить одинаковые права и полную свободу, не допускать вмешательства органов государственного управления в хозяйственную деятельность любого субъекта, за исключением законодательно оговоренных случаев. Следовательно, речь идет о том, что предприниматели могут действовать «самостоятельно», «свободно» в рамках закона. С изменением условий экономической, социальной жизни меняются законы («правила игры»), а следовательно, и понятие «самостоятельно» и «свободно» наполняются новым змистом.
Следует иметь в виду, что в сфере бизнеса кроме строго формализованных связей, основанных на законодательных актах, между хозяйственными субъектами складываются неформальные отношения: доверие, джентльменства, слово тощо.
Перечисленные предпосылки требуют наличия еще одной и весьма важной психологической, сущность которой заключается в положительной общественной мысли относительно предпринимательства. Если этого не будет, развитие предпринимательства сдерживаться. И в этом плане в Украине есть много проблем, поскольку жизнь нескольких поколений проходило в условиях, которые создавали негативное отношение к предпринимательству. Мышление консервативное и изменить его в один миг не вдасться.
В Украине приняты и действуют ряд нормативных актов, которые заложили фундамент для формирования предпринимательства. Важное место среди них занимает Закон Украины «О предпринимательстве». Согласно ему предпринимательство осуществляется по следующим принципам: свободный выбор деятельности на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан; самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции, установление цен в соответствии с законодательством; свободный наем работников , привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством; свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных законодательством; самостоятельное осуществление предпринимателем - юридическим лицом внешнеэкономической деятельности, использование любым предпринимателем принадлежащей ему доли валютной выручки по своему усмотрению.
ГЛАВА 9. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА ) 9.2. Организация предпринимательской деятельности