10.2. предпочтения домохозяйства
При имеющемся бюджетного ограничения домохозяйство осуществлять свой выбор из множества финансово возможных потребительских наборов. Правомерен вопрос, чем оно при этом руководствуется. Очевидно, своими представлениями о том, какие из доступных потребительских наборов лучше удовлетворяют его потребности, или, как говорят экономисты, «приносит наибольшую полезность».Проанализируем потребительский выбор при определенной экстремальной ситуации. Представим, что потребитель А, посещая театральное представление, в антракте зашел в буфет, чтобы немного утолить голод. Однако, к сожалению, он пришел слишком поздно, и в буфете остался ограниченный выбор блюд: два бутерброда, один из которых с сыром, другой с колбасой. Считать, что бутерброд с сыром есть благо яг, а бутерброд с колбасой - благо ху Итак, при подобной ситуации возможности выбора потребителя ограничены такими потребительскими наборами: А (1,0) - один бутерброд с сыром и больше ничего; В (0, I) - один бутерброд с колбасой и больше ничего; С (И, И) - один бутерброд с сыром и один с колбасой, наконец, D (0,0) - потребитель отказывается от потребления вообще. Выбор потребителя будет определяться прежде всего его желаниями, то есть разной степенью желательности отдельных наборов, или полезности. Полезность с субъективное чувство удовлетворения от потребления благ. Каким же наборам из имеющихся индивид предпочтет? Разместив потребительские наборы в порядке желательности, мы можем охарактеризовать предпочтения потребителя. Присвоим каждому набору ранг соответственно степени его желательности. Так, если желанным есть третий набор С (И, 1), то он получит ранг 1. Если следующий степень желательности имеют первый и второй наборы, они оцениваются индивидом одинаково и имеют ранг 2. Наименее желательным оказывается четвертый набор. Это означает, что он имеет ранг 3. Итак, мы описали порядок предпочтений потребителя, когда ранжировали его потребительские наборы так:
С> А ~ В> D,
где знак> - показывает, что один из потребительских наборов является более желательным, чем другой (например, С является желанным за А), знак ~ показывает, что потребитель оценивает одинаково два потребительских наборы, или, как говорят, «равнодушен между ними» .
Какая из имеющихся альтернатив будет реализована, т.е. какую из трех альтернатив потребления будет избран, зависит от имеющихся средств у потребителя. Если их достаточно, чтобы реализовать любую альтернативу, то, несомненно, он выберет набор С, поскольку он имеет наивысший ранг, следовательно является лучшим из всех. Возможна ситуация, когда имеющихся средств будет недостаточно для реализации наилучшего плана потребления С, то потребитель ограничится теми планами, которые являются лучшими из финансово можливих.
Этот условный пример показывает, что при анализе поведения потребителя порядок предпочтений домохозяйства должен иметь определенные характеристики, которые в целом описывают его рациональную повединку.
Во-первых, потребитель выбирает одну из имеющихся альтернатив, определив, что она самая лучшая. Это означает, что потребитель масс уметь правильно оценить наборы благ с точки зрения их соответствия его предпочтениям. Это свойство предпочтений называют полнотой. Иначе говоря, потребитель должен быть способен сопоставить все имеющиеся планы споживання.
Во-вторых, потребителю не нужно сопоставлять все возможные потребительские наборы друг с другом. Ему достаточно знать, какой из них является лучшим по сравнению с другими. Он точно знает, что съесть один любой бутерброд - это лучше, чем ничего не есть, но еще лучше - съесть оба. С этим наилучшим вариантом не стоит сравнивать худший - остаться голодным. Такое свойство предпочтений потребителя называют транзитивнистю.
В-третьих, осознавая свои предпочтения, потребитель реализует тот финансово возможный набор благ, который имеет для него самый высокий рейтинг с точки зрения удовлетворения его потребностей. Это свойство предпочтений называют рациональным вибором.
Эти три свойства Избранное являются важнейшими. Однако они не исчерпывают всего перечня таких свойств. Другие свойства позволяют анализировать поведение потребителя с помощью аппарата кривых байдужости.
Кривой безразличия (иногда ее называют кривой безразличия) называют графическое изображение точек совокупности потребительских наборов, которые оцениваются потребителем одинаково, т.е. имеют для него одинаковую кориснисть.
Одну кривую безразличия, соответствует определенным предпочтениям потребителя, приведены на рис. 10.
Конечно, таких кривых может быть множество; в своей совокупности они образуют так называемую «карту безразличия».
Анализ потребительского поведения домохозяйства показал, что некоторые потребительские наборы потребитель оценивает одинаково. Это означает, что они должны лежать на одной кривой безразличия (А и В на рис. 10). Поскольку на более высоких кривых безразличия должны размещаться потребительские наборы, которые характеризуются большей полезностью, цель потребителя, который действует рационально, заключается в реализации плана потребления, лежащий на самой достижимой кривой безразличия, то есть полнейшее удовлетворить свои потреби.
Наличие совокупности планов потребления, по которым потребитель безразличен, означает, что он может варьировать свой потребительский набор, замещая потребление одного блага другим, не ухудшая при этом своего положения. Как видно из рис. 10, при переходе от набора А (содержит одну единицу блага х, и 2 единицы блага ХЛ до В (содержит соответственно две единицы блага х, и одну единицу блага хД, потребления блага. Г, замещается на потребление блага X,. Следовательно, при дальнейшем уменьшении потребления блага х, домохозяйство все меньше будет склонен к этому, поскольку для того, чтобы остаться на восходящей кривой безразличия (на том же уровне полезности), оно должно требовать все больше единиц блага х, в обмен на сокращение потребления блага х. Иначе говоря, его склонность к замещению блага х2 на д:, уменьшается. Показатель, характеризующий склонность потребителя замещать потребление одного блага дополнительной единицей другого блага при определенном уровне полезности, называется предельной склонностью к замещения (ГСЗ). Количественно он соотношением изменения в потреблении блага х. изменению в потреблении блага X, где знак «минус» показывает, что эти количества изменяются в противоположных напрямах.
Обоснование нисходящего характера ГСЗ предусматривает анализ основных факторов, обусловливающих ценность единиц блага для потребителя, которая зависит от его относительной редкости. Так, при переходе от плана потребления А до В число блага xv которая есть у потребителя, сократится. Итак, оно становится более редким, тогда как для блага X, все наоборот. Поэтому потребитель и соглашается на сокращение количества блага. х, только в обмен на возрастающую количество блага х. В основе этого явления лежит уменьшение соотношения редкости этих благ. Определенную роль играет и степень срочности потребления блага. Вспомним известный шекспировский выражение: «Коня, коня, полцарства за коня!» Итак, чем острее есть потребность и чем редким является в этих условиях определенное благо, тем более ценить его потребитель, тем меньше он будет склонен замещать его на другое в процессе споживання.
Выяснение свойств предпочтений потребителя позволяет лучше понять различия, которые существуют в экономической теории относительно того, как измерять полезность определенного набора благ, который выбирает индивид. Существуют две основные концепции полезности ординальна (порядковая), которая лежит в основе современной теории потребительского спроса, и кардинальное (количественная).
Сущность кардинальной концепции полезности, теоретические основы которой заложены представителями австрийской школы экономической мысли (К. Мегер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк и др.). заключается в том, что потребитель якобы способный измерить количество полезности, которую он получает он потребления каждого блага. Отсюда, поведение потребителя сводится к выбору такого потребительского набора, который характеризуется наибольшей полезностью. Однако при этом остается невыясненным один важный вопрос: как измерить величину полезности, которая «идет» к потребителю. Предложенный в XIX в. «ютиль» был попыткой найти такую единицу, и до сих пор он используется для иллюстрации проблемы полезности и потребительского выбора в некоторых пидручниках.
Сущность ординальнои (или порядковой) концепции полезности, родоначальниками которого считают итальянского экономиста и социолога П. Парето и англичанина Ф. Эджворта, заключается в том, что набор, который избрал потребитель при определенных ограничениях, и является наилучшим для него, т.е. означает для него наивысшую полезность. Поскольку наборы с высшим полезностью имеют для него соответственно выше ранг, то есть порядок, они размещаются на высших кривых безразличия, чем наборы, которыми он пренебрег. Именно порядок предпочтений позволяет выяснить степень желательности набора благ, а потому нет необходимости прибегать к поиску каких-то единиц измерения полезности. Ординальна концепция полезности является теоретической основой современных теорий потребительского спроса.
10.1. Бюджетное ограничение домохозяйства | 10.3. Равновесие домохозяйства как потребителя |