11.1. Социально-трудовые отношения и их трансформация
Труд и социально-трудовые отношения. Труд как целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их жизненных потребностей, является непременным условием существования и развития общества. Процесс труда, независимо от того, при каких конкретных исторических условиях он происходит, содержит три элемента: целесообразную деятельность человека, или собственно труд, предметы труда, средства праци.Труд является процессом, происходящим между человеком и природой, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Наиболее активная функция в процессе производства принадлежит человеку как носителю живого труда. По образному выражению К. Маркса, материальные факторы производства только тогда потребляются целесообразно, когда они «пылающие труда». Следует отметить также, что только деятельность человека делает предметы природы предметами и средствами труда. Труд характеризуется осознанностью действий человека, направленностью на достижение определенного результата. Своим трудом люди создают, воспроизводят, увеличивают количество необходимых им продуктов и послуг.
Процесс труда является сложным социально-экономическим явлением. С одной стороны, это процесс целесообразной деятельности человека на предметы труда с целью превращения их в потребительские стоимости. Действуя на предметы труда, превращая и видоизменяя их для достижения конечной цели производства, человек тратит физическую и нервную энергию. Это характеризует физиологический сторону процесса труда. Время работа в этом аспекте является материальным процессом, выражая отношение людей к природе. С другой стороны, в процессе труда люди не только действуют с помощью средств труда на предметы труда, но и вступают в определенные общественные отношения, взаимодействуют. В этом аспекте процесс труда выступает как общественное явище.
Следовательно, труд как естественное условие жизни людей по своему содержанию является материальным процессом отношение людей к природе, а по характеру - общественным процессом, который выражает взаимоотношения людей в процессе их совместной деятельности на природу. Труд каждый раз приобретает определенной формы организации и отражает социально-экономические особенности наиболее существенных признаков производственных видносин.
Труд одновременно является процессом потребления рабочей силы как совокупности физических и умственных способностей. Носителем рабочей силы является человек. Она выступает личностным фактором производства. Именно он приводит в движение средства производства, создает и совершенствует технику, организует производство и определяет его цель. За живым трудом, без сочетания с ней материальные факторы производства является лишь набором речей.
Исторический опыт неопровержимо доказывает, что роль личностного фактора производства постоянно растет. Вопреки некоторым утверждениям, что при высокомеханизированного и автоматизированного производства роль человека сводится на нет, практика убедительно свидетельствует, что научно-технический прогресс, вооружая человека мощными средствами производства, не только не снижает, а, наоборот, повышает роль человека, выдвигает значительно более высокие требования к квалификации, ее ответственности за функционирование этих засобив.
Итак, исходя из методологических основ экономической теории, сущность труда можно определить так: труд - это основная сфера жизнедеятельности человека, условие жизни общества и форм взаимоотношений людей в процессе виробництва.
Необходимым ключевым элементом любой экономической системы являются социально-трудовые отношения, поскольку экономически активное население не может производить или предоставлять услуги, не объединяясь с помощью определенных организационных форм для совместной деятельности и взаимного обмена результатами своей праци.
Социально-трудовые отношения - это комплекс взаимоотношений между их сторонами - наемными работниками и работодателями, субъектами и органами сторон при участии государства (органов законодательной и исполнительной власти) и местного самоуправления, связанные с наймом, использованием, воспроизводством рабочей силы и направлены на обеспечение высокого уровня и качества жизни личности, коллективов и общества в цилому.
Эти отношения охватывают широкий круг вопросов - от социально-экономических аспектов имущественных отношений в систему организационно-экономических и правовых институтов, связанных с коллективными и индивидуальными переговорами, заключением договоров и соглашений, определением условий и размеров оплаты труда, решением трудовых конфликтов, участием наемных работников в управлении производством тощо.
Социально-трудовые отношения является ведущей составляющей всей системы отношений общества, образуя своеобразное «ядро» социально-экономического развития. Они, наконец, определяют образ жизни людей, структуру связанных с ним процессов и отношений. Уровень развития социально-трудовых отношений характеризует степень демократизации общества, социальную ориентированность экономической системы, совершенство общественных отношений в цилому.
Система социально-трудовых отношений. Комплексная характеристика социально-трудовых отношений предполагает выяснение сущности таких категорий, как сторона, субъект, орган, предмет отношений в социально-трудовой сфере, их виды, типы и т.п.. В совокупности эти элементы и отношения, отражающие их, образуют систему социально-трудовых видносин.
В переводе с греческого термин «система» означает устройство, сочетание, образования. В экономике термином «система» обозначают совокупность качественно определенных элементов, между которыми существует закономерная связь или взаимодействие. В социально-трудовой сфере систему образуют отдельные процессы, явления, субъекты, органы, которые взаимодействуют между собой. Характерными чертами этой системы является ее багатоелементнисть, иерархичность, цилиснисть.
Ведущей составляющей системы отношений, рассматривается, является их сторона (стороны).
Сторона социально-трудовых отношений - носитель первичного права в отношениях в социально-трудовой сфере. Правомерно выделять два основных носители указанного первичного права - наемных работников и роботодавцив.
Наемные работники - это лица, заключившие трудовой договор (контракт) с работодателем на выполнение определенной работы в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовки, практических навыков и т.д.. Отметим, что стороной социально-трудовых отношений могут быть только те работники, у которых есть договоры с работодателями и, соответственно, определенный правовой защите. И часть экономически активного населения, которая занята в так называемом неформальном секторе экономики, практически выпадает из официальной сферы социально-трудовых видносин.
Работодатели - физические или юридические лица, которые являются собственниками средств производства и нанимают на работу лиц, способных оказывать необходимые услуги труда. В социально-трудовых отношениях работодателя представляет руководитель предприятия (организации), который действует от имени работодателя, выражая его интереси.
Третьей специфической стороной социально-трудовых отношений является государство и органы местного самоуправления. Специфика государства как стороны социально-трудовых отношений заключается в том, что ее функции многообразны. В отношениях в сфере труда государство может выступать в роли собственника (работодателя), посредника, арбитра, координатора и организатора регулирования этих отношений, гаранта прав и свобод тощо.
Субъект социально-трудовых отношений - это юридическое или физическое лицо, которое владеет первичными или делегированными первичными носителями правами в социально-трудовых отношениях. Субъектами отношений, анализируются, могут быть работодатели, объединения работодателей или их органы; наемные работники, объединения наемных работников или их органы; органы законодательной и исполнительной власти, местного самоврядування.
Таким образом, разница между сторонами и субъектами социально-трудовых отношений заключается в том, что первые являются носителями первичного права в этих отношениях, а вторые могут обладать как первичными, так и делегированными первичными носителями правами. Так, работодатели как сторона и носители первичного права в социально-трудовых отношениях могут реализовывать свои права и интересы непосредственно. Одновременно они могут делегировать некоторые свои права и полномочия организациям, которые они образуют или к которым вступают. Эти организации будут реализовывать делегированы работодателями права на отраслевом, региональном или других уровнях. В этом году количество субъектов социально-трудовых отношений расширится за счет носителей делегированных прав (объединений работодателей, их представительных органов).
Правомерно выделение четырех групп субъектов социально-трудовых видносин.
Первая группа - это первичные носители прав и интересов (наемные работники, работодатели, государство, местное самоуправление). Вторая группа - представительные организации и их органы. Они являются носителями делегированных полномочий (объединения работодателей, профессиональные союзы, органы власти и управления). Третья группа - органы, через которые реализуется социальный диалог (Национальный совет социального партнерства, другие постоянные или временные органы в областях, регионах, на предприятиях или в организациях). Четвертая группа - это органы, призванные минимизировать последствия возможных конфликтов, предупреждать обострение социально-трудовых отношений (миротворческие, посреднические структуры, независимые эксперты, арбитры и др.), а также учебные, информационные, консультативные и другие формування.
Субъекты социально-трудовых отношений, принадлежащих к первым двум группам, реализуя первичные или делегированные им полномочия, выступают сторонами переговоров, сторонами соглашения (договора), сторонами коллективного или индивидуального трудового спору.
Классификация социально-трудовых отношений по типам связана с такими обстоятельствами. Понятия »« социально-трудовые отношения »в реальной действительности охватывает отношения между субъектами собственности на средства производства и рабочую силу, а также отношения между субъектами одной формы собственности. Согласно этому постулату следует выделять два типа социально-трудовых отношений. Первый охватывает отношения между работодателем и наемным работником по поводу условий найма, включая содержание и объем работы, условия труда, оплату труда и социальные гарантии. Второй тип социально-трудовых отношений - ЦС отношения между руководителем, который в основном сам является наемным работником, и подчиненными; отношения между наемными работниками, выполняющими смежные трудовые функции и связаны между собой существующими формами разделения и кооперации праци.
Классификация социально-трудовых отношений по видам предусматривает разделение их на индивидуальные и коллективные. Первые предусматривают взаимодействие одного наемного работника с работодателем. Вторые опосредующие взаимодействие работодателей (работодателя) и наемных работников, объединенных в колективи.
Составляющей системы социально-трудовых отношений являются принципы, по которым она должна функционировать. Термин «принцип» имеет латинское происхождение и означает начало, основу. Относительно социально-трудовой сферы принцип - это первооснова определенных научных взглядов и практических мероприятий по реализации политики в этой сфере. Принципы определяют механизм реализации социально-трудовых видносин.
Различают следующие принципы функционирования системы социально-трудовых видносин.
Принцип законодательного обеспечения предусматривает правовое определение сторон, субъектов и органов социально-трудовых отношений, порядок их взаимодействия, гарантий деятельности, закрепляет ряд других правовых основ функционування.
Принцип партнерства предполагает отстаивание, защиту сторонами своих интересов на основе сотрудничества, взаимных договоренностей, согласований, компромиссных ришень.
Принцип всеобщности означает распространение минимальных норм и гарантий на всех без исключения субъектов социально-трудовых отношений, а следовательно, гарантированность, обязательность в применении государственных минимальных социальных стандартив.
Принцип адресности дополняет и развивает принцип всеобщности и требует дифференцированного, адресного подхода к защите, поддержке отдельных категорий населения. Такой подход должен распространяться прежде всего на те категории населения, которые уже или еще не могут себя защитить (это касается инвалидов, неполных семей, матерей-одиночек, многодетных семей и т.п.).
Принцип интегрированности предусматривает обязательность взаимосвязи и взаимодействия всех форм, элементов и методов социальной защиты, организации их в единую систему на всех ривнях.
Факторы трансформации социально-трудовых отношений. Глубокие изменения, которые постоянно происходят в социально-трудовых отношениях, следует рассматривать в контексте изменений, происходящих в общественном производстве в целом. Эти изменения являются следствием таких глубинных социально-экономических процессов: развитие производительных сил, новая структура и качество рабочей силы, рост обобществления производства; трансформация отношений собственности; разгосударствления в социально-экономической сфере и повышение роли социального партнерства, повышение качества жизни и создание объективных предпосылок демократизации, гуманизации отношений между «трудом» и «капиталом».
Следует отметить, что факторы, влияющие на социально-трудовые отношения, действуют не изолированно, они прямо или косвенно связаны между собой, а их связь с социально-трудовыми отношениями является одновременно и сложным, и суперечливим.
Вследствие развития материальных факторов производства роль личного фактора претерпила ряд модификаций. В период мануфактурного производства, основанного преимущественно на ручном труде, его результаты полностью зависели от интенсивности, приемов и методов труда, применявшихся личных качеств працивника.
Во время становления крупного машинного производства результаты труда значительно больше зависели от техники и все меньше определялись индивидуальностью работника. В этих условиях работник превращался в придаток машины, терял свою активную функцию, а также роль индивидуальности непосредственного производителя, его функции нивелювалися.
В дальнейшем коренное изменение роли работника в общественном производстве произошла из-за возникновения нового технологического способа производства под влиянием научно-технического прогресса. При комплексной механизации и автоматизации производства работник становится не столько элементом машинной системы, сколько творцом. Реализация этой функции в значительной мере определяет результаты виробництва.
Рост уровня обобществления производства, усложнение его характера, потребности предпринимателей в закреплении квалифицированной рабочей силы делали неэффективными используемые ранее приемы откровенного притеснения работников. Практика хозяйствования убедительно свидетельствует, что чем масштабнее и сложнее производство, тем неотложной оно требует неформального, более заинтересованного отношения работника к делу, новый характер связей между людьми.
Еще в конце прошлого века Ф. Энгельс обратил внимание на те изменения, которые произошли по сравнению с первой половиной века в методах, которые использовали предприниматели в отношениях с наемными работниками. В приложении к американскому изданию «Положение рабочего класса в Англии» (1887 г.) Ф. Энгельс отмечал, что предприниматели все чаще отказываются от одиозных, грубых форм трудовых отношений, характерных для «юношеского возраста» капитализма. Рассматривая причины этих изменений, он обращал внимание на то, что указанные изменения связаны не с нравственным совершенствованием предпринимателей, а с имманентными капиталистическому производству законами.
Под влиянием научно-технического прогресса коренным образом меняется характер труда. Обычно она не нуждается физических усилий. Человек с исполнителя производственных операций все больше превращается в контролера и наладчика сложного оборудования, сложных технологических систем. С передачей самых рутинных исполнительных функций машинам человек имеет возможность включиться в производственный процесс как активная преобразующая сила.
Новый качественный уровень материальных факторов производства стимулирует появление человека нового качества - не просто наемного работника, который зависит от предпринимателя, функционирует как придаток к машине, а свободного человека, всесторонне развитой как физически, так и умственно, которая пользуется благами производства, глубоко заинтересована в его развития. Учитывая это к основным факторам трансформации социально-трудовых отношений правомерно отнести изменения в структуре и качестве рабочей силы, содержании труда, а также исчерпание возможностей роста эффективности труда за счет физических возможностей человека. Именно эти факторы требуют нетрадиционных подходов к управлению трудом и совершенствования социально-трудовых отношений. При этом задача состоит в том, чтобы привести в движение те возможности человека, которые связаны с ее мастерством, образованием и профессиональной подготовкой, системой интересов и развитием их.
Следует отметить, что сегодня на изменения в системе труда и социально-трудовых отношений существенно влияет на развитие различных форм собственности и систем хозяйствования. За века развития рыночной системы хозяйствования на частную собственность значительно повлияли общественные отношения. В середине 80-х годов XX в. в США, например, было более 16 млн. различных видов предприятий, из них 70 процентов - это предприятия, основанные на индивидуальной собственности, 20 процентов - корпорации или акционерные предприятия и 10 процентов - это партнерства, а именно предприятия, принадлежащие двум или более лицам. Из приведенных данных следует, что господствующее положение (по количеству) занимают предприятия отдельных владельцев, однако среди них большая часть мелкие, играющие вспомогательную роль в различных сферах общественного производства. развитие коллективных форм организации труда;
Для активизации деятельности членов «кружков качества» иностранные фирмы используют широкий круг стимулов. 13.
Глава 11. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА | 11.2. Мотивация трудовой деятельности. заработная плата |