21.7. Формы совместного предпринимательства

Совместное предпринимательство - это различные формы производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, которая основывается на объединении усилий, финансовых средств, материальных ресурсов, долгосрочных гарантий сбыта товаров, систематическом обновлении продукции, научно-производственной и торговой кооперации, участия в прибылях, распределении технических и инвестиционных ризикив.
Совместное предпринимательство осуществляется в формах обмена технологиями и услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в таких формах, как концессии, консорциумы, акционерные общества и компании с производственно-сбытовой деятельностью, международные экономические организации, совместные (смешанные) предприятия и свободные экономические зони.
Концессия - это договор на сдачу в эксплуатацию на определенный период на договорных условиях недр и земельных участков, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципальным властям. В эпоху империализма широкое распространение получили международные концессии развитых стран и монополистических объединений в странах Ближнего Востока и Северной Африки. В ходе борьбы против господства иностранных нефтедобывающих монополий почти все страны-нефтедобытчики начали создавать государственные нефтяные компании, имевших право организовать совместно с иностранным капиталом смешанные компании, а также самостоятельно получать концессии и право разведывать, добывать, транспортировать и сбывать нефть. В I960 г. для выработки единой политики по нефтяных компаний была создана Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК), которая решает вопросы, которые раньше входили в компетенцию иностранных монополий: об установлении цен на нефть, распределение доходов от добычи сырой нефти между нефтедобывающими странами и монополиями тощо.
Начиная с 1921 p., Когда правительство бывшего СССР заключил первый концессионное соглашение, концессионные предприятия значительно распространились в отраслях, производящих средства производства. В конце 20-х годов эти предприятия заняли значительное место в добыче серебра и свинца (62,2 процента), марганцевой руды (почти 85 процентов), золота (30 процентов), в производстве одежды и предметов широкого потребления (22,2 процента). Всего было заключено около 150 договоров с Германией, США, Великобританией и другими странами. На каждый вложенный рубль концессии приносили стране четырехкратный прибыль. В условиях перехода Украины к рыночной экономике целесообразно было бы вернуться к незаслуженно забытых высокоэффективных форм мирохозяйственных связей на качественно новой экономической основи.
Консорциумы - это временные союзы хозяйственных независимых фирм или организаций, возникающих с целью скоординированной предпринимательской деятельности. В практике мирохозяйственных связей консорциумы зачастую создаются для успешного ведения соперничества за получение заказов и для их совместного использования. Фирмы и организации одной или нескольких стран объединяются в международные консорциумы, чтобы повысить свою конкурентоспособность. Консорциум, как правило, несет солидарную ответственность перед заказчиком, а каждый его член - имущественную ответственность в пределах 8-10 процентов его доли в замовленни.
В 60-х годах возникают консорциумы нового типа, в которых принимают участие не только некоторые фирмы, но и целые государства (например. Международный консорциум спутников связи - Интелсат). При НТП консорциумы возникают преимущественно в новых отраслях или на такую различных отраслей. В этом случае предусматривается не только объединение капиталов, но и проведение совместных научных дослиджень.
При вхождении в консорциум компании полностью сохраняют свою самостоятельность. Однако в той части деятельности, которая касается целей консорциума, они подчиняются совместно выбранному керивництву.
Консорциумы возникают как порождение конкуренции, но сами по себе не только не ослабляют ее, а, наоборот, значительно обостряют, поднимая на качественно новый уровень соревнования надмонополий.
Акционерные общества - организационная форма объединения предприятий, организаций и отдельных лиц (акционеров), одна из основных организационных форм образования современных крупных предприятий. Акционерные общества бывают двух основных видов: закрытые, акции которых принадлежат нескольким лицам (учредителям) и не поступают в свободную продажу; открытые (в некоторых странах они называются «публичные»), акции которых свободно продаются и покупаются на фондовой биржи.
Акция - это ценная бумага, которая является свидетельством об участии его владельца в капитале акционерного общества и дающая право на получение определенной части ежегодного дохода общества в виде дивидендив.
Как единичные явления акционерные общества зародились еще в эпоху домонополистического капитала, но массовое создание их началось в последней трети XIX в. в отраслях, нуждающихся значительного авансированного капитала, оборот которого отличался особой медлительностью (строительство железных дорог, некоторых предприятий тяжелой промышленности). В то время практически ни один капиталист собственными средствами не был способен организовать в подобных отраслях собственное предприятие. Именно централизация средств за счет организации акционерных обществ создала для этого необходимые умови.
Акционерная форма капитала используется также в строительстве предприятий в других странах, а также при скупке акций предприятий, уже там существуют. Именно таким путем американские монополии в свое время установили контроль над значительной частью автомобильной промышленности Великобритании, многими промышленными и кредитно-финансовыми предприятиями Италии и других стран. Акционерный капитал широко используется и для создания международных монополий. Характерным при таких условиях является то, что капиталистическая собственность приобретает здесь ассоциированной (коллективной) формы. В развитых странах акционерные общества независимо от их размеров получили название корпораций.
Совместные предприятия - это производственные предприятия, торговые фирмы, внедренческие и другие сервисные организации, а также международные производственные объединения, которые создаются для координации хозяйственной деятельности некоторых фирм и предприятий на принципах сохранения собственности на имущество его участников. В случае необходимости участникам таких предприятий предоставляется право частично объединять свое имущество для проведения отдельных хозяйственных операций или осуществление деятельности на протяжении длительного времени. и Исторически совместные предприятия возникали в рамках национальной экономики в эпоху свободной конкуренции. Так, еще в 1879 г. известный американский физик Томас Эдисон основал первое совместное предприятие с фирмой «Корнинг Гласс Уоркс», производившей электрические лампы накаливания. На сегодня в США насчитывается более 900 таких предприятий, действующих в 14 галузях.
Совместное предпринимательство партнеров из разных стран сейчас является одной из эффективных форм мирохозяйственных связей и часто сопровождается созданием на территории определенной страны производственного или иного предприятия с участием как национального, так и иностранного капитала. Сущность совместного предприятия заключается в объединении капиталов, принадлежащих как частным лицам, так и предприятиям разного пидпорядкування.
Использование такой формы совместного предпринимательства, как совместные предприятия, сопровождается сокращением издержек производства и обращения, ростом скорости оборота капитала, что, в свою очередь, вызывает рост прибыли, расширяет возможности накопления капиталу.
Свободные экономические зоны (свободные экономические зоны, зоны совместного предпринимательства, свободной торговли) - это ограниченные территории, на которых действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей, их еще называют «свободными таможенными зонами», «экспортными промышленными зонами». Они должны повысить конкурентоспособность национального производства, усилить его экспортный потенциал, увеличить приток в страну прямых иностранных инвестиций, уменьшить затраты на приобретение импортной продукции, ускорить сроки освоения новейшей техники и технологии.
В развитых странах функционируют преимущественно зоны, основанные на отмене или значительном снижении таможенных пошлин и ослаблении экспортно-импортного контроля. Только в США действует более 130 таких зон, которые называют там зонами внешней торговли. Они расположены почти во всех штатах, также свободная банковская зона в Нью-Йорке (внедрена с 1981 p.), Включающий банки, ориентированные преимущественно на международные операции на американской территории. В подобных зонах осуществляются операции складирования, хранения, упаковки товаров. Они ведут также производственную деятельность. В названных зонах американские компании способны комплектовать свою продукцию импортными компонентами, которые не облагаются пошлиной, а также предоставлять маркетинговые услуги, упрощает выход на внешние ринки.
В развивающихся странах, подавляющее большинство свободных экономических зон являются экспортными промышленными зонами, рассчитанные прежде всего на привлечение иностранного капитала и технологий. В Мексике, например, в таких зонах действует более 1100 предприятий, которые ориентируются на экспорт и обеспечивают 2/5 общего объема вывоза готовых изделий из страны. Для развивающихся стран, - это путь к освоению новых технологий, диверсификации экспорта, создание новых рабочих мест и, наконец, - к экономическому зростання.
В бывших социалистических странах первые свободные экономические зоны были созданы на рубеже 70-80-х годов в Китае. Теперь здесь есть 5 специальных экономических зон, 14 приморских открытых городов и 3 открытых приморских экономических района. На их территории проживает около 100 млн. чел., Размещено 87 процентов иностранных капиталовложений и производится примерно 20 процентов промышленной продукции, половина которой поступает на внешний ринок.
Украина имеет достаточно благоприятное географическое положение, значительный опыт приграничного сотрудничества для создания и активной деятельности свободных экономических зон и других форм совместного пидприемництва.
Согласно Закону Украины «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» (октябрь 1992 p.), Специальная (свободная) экономическая зона - это часть территории Украины, на которой устанавливаются специальный правовой режим экономической деятельности, порядок применения и действия законодательством Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны вводятся льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия экономической деятельности национальных или иностранных юридических и физических осиб.
Целью создания специальных (свободных) экономических зон является привлечение иностранных инвестиций и содействие их деятельности, активизация совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности для наращивания экспорта товаров и услуг, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции, привлечения и внедрения новых технологий, рыночных методов хозяйствования, развития инфраструктуры рынка, улучшение использования природных и трудовых ресурсов, ускорение социально-экономического развития Украини.
На территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристско-рекреационные, страховые, банковские и т.п.. Отдельные зоны могут совмещать функции, присущие различным типам специальных (свободных) экономических зон.
Перспективными для Украины, с учетом специфики ее экономического и научно-технического потенциала, а также первостепенности решаемых стратегических задач, могут быть технологические парки, технополисы, комплексные производственные зони.
При создании на территории нашего государства специальных (свободных) экономических зон следует исходить, с одной стороны, из общей стратегии перспективного экономического и научно-технического развития Украины, с другой - из конкретных особенностей развития регионов и территорий и наличия в них соответствующих природных, экономических , научно-технических и исторических факторов. Однако перед принятием решения о создании того или иного типа специальных (свободных) экономических зон в первоочередном порядке должны быть сделаны комплексные экономические расчеты целесообразности создания их с точки зрения национально-государственных интересов. В последнее время такие расчеты активно осуществляются для разных регионов и территорий нашего независимого государства, что свидетельствует рост заинтересованности Украины в развитии этой формы совместного пидприемництва.
Сегодня в Украине успешно действуют несколько таких зон. их успешное функционирование будет способствовать росту объема иностранных инвестиций в Украину.
21.6. Современные формы и основные тенденции развития международных научно-технических связей 21.8. Экономическая интеграция , ее сущность и стадии