23.2. глобализация производства
Характерным признаком перехода от мирового к глобальной экономики и одним из важнейших факторов этого процесса является глобализация производства. Она сопровождается переходом от фордизма к постфордизму, введением гибкого производства ТНК и новых технологий, которые позволяют своевременно и эффективно реагировать на изменения спроса на рынках разных стран свиту.В интерпретации исследователей глобализации гибкое производство характеризуется высокой способностью предприятий как быстро менять один процесс или конфигурацию продукции на другие (динамическая гибкость), так и быстро регулировать увеличение или уменьшение объемов выпуска продукции без снижения уровня эффективности (статическая гибкость). Гибкие формы производства основаны на гибких технологиях, гибких отношениях между центральными фирмами и поставщиками и гибкой организации трудового процесу.
Сущность глобализации производства заключается в интеграции экономической деятельности подразделениями частного капитала во всемирном масштаби.
Главными двигателями этого процесса, который характерен для всего XX в., Но значительно ускорился в последние десятилетия, являются ТНК. Выход ТНК на международную арену в начале 70-х годов повлиял на содержание производственных операций, которые ранее осуществлялись преимущественно на национальной основе, несмотря на то, что МНК также продавали свою продукцию на мировом рынке. Создание новой производственной системы благодаря интеграции предприятий МНК дало возможность структурировать производство так, чтобы обеспечивать составление конечной продукции в разных странах мира с «интернациональных» деталей.
Выбор мест дислокации предприятий ТНК и причины перевода производственных операций в другие страны мира, как правило, обусловлено поиском дешевой и менее организованной в профсоюзы рабочей силы, поскольку уменьшение расходов на оплату труда является одним из главных источников получения высоких прибылей ТНК. В размещении своих филиалов за рубежом ТНК также руководствуются стратегией выгодного накопления капитала и предпочитают тем иностранным государствам, где вмешательство государства в регулирование условий труда и охраны окружающей среды является минимальным, где низкие налоги и хорошо развитая инфраструктура.
Глобализация производства происходит одновременно с глобализацией продукции ТНК и значительно ускоряется благодаря интенсификации маркетинговой деятельности ТНК вследствие широкого привлечения новейших технологических, информационных и коммуникационных средств, новейших методов рекламы престижного и массового консюмеризма на основании научного изучения потребительских мотиваций различных социальных групп. В свою очередь, систематическое введение определенных норм потребления способствует социокультурной интеграции народов в глобализованную производственную систему и глобализации виробництва.
Бизнес традиционно строится на комбинациях затрат, характеризуются как высокой (ноу-хау и капитал), так и низкой мобильностью (рабочая сила) или отсутствием какой-либо мобильности (например, земля). Поскольку производители и покупатели находятся на определенном расстоянии, сокращение расходов на транспорт и связь всегда было важной задачей бизнеса. Течение предыдущих столетий интеграции мировой экономики невыгодно пространственное размещение предприятий значительно влияло на его экономическое положение и результаты международной деятельности, а также было серьезным препятствием на пути к обеспечению высоких темпов экономического роста. Глобализация мирохозяйственных связей значительной степени является следствием решения этой извечной проблемы «пространственной» економики.
Как известно, в средние века в Европе и Китае 3/4 населения никогда не путешествовали далее 5 миль от места рождения. До появления книгопечатания большинство людей почти не имел представления о том, что происходит в мире за пределами их проживания. Изобретение новых средств передвижения и связи и постепенное введение их в экономическую практику в конце XIX - первой половине XX в. способствовали расширению горизонтов мирохозяйственной деятельности, но использование транспортных и коммуникационных услуг длительное время сдерживалось высокой вартистю.
Революционный прорыв в этой сфере произошел после реализации достижений НТП, которые начали компьютеризацию и информатизацию индустриально развитых стран и сделали экономически доступными эти услуги для международного бизнеса. Привлечение спутникового телевидения, компьютерных сетей, факс-связи, Интернета, реактивной авиации, контейнерных перевозок, скоростных поездов и т.д. в сферу международного бизнеса наряду с другими технологическими, организационными и социальными изменениями привели к беспрецедентному повышению мобильности финансовых, материальных, человеческих и информационных ресурсив.
Известный американский исследователь, профессор Калифорнийского университета в Беркли М. Кастелс отмечает, что информационные технологии не являются причиной изменений, которые мы переживаем. Однако без новых информационных и коммуникационных технологий ничего из того, что изменяет нашу жизнь, не могло бы произойти. В 90-е годы жизнь целой планеты организуется вокруг телекоммуникационных сетей компьютеров, находящихся в центре информационных систем и коммуникационных процесив.
Современная технологическая и экономическая трансформация тесно связана с организационными преобразованиями, которые сводятся прежде всего к внедрению в экономическую практику новых организационных форм сетей. Отношения между узловыми пунктами сетей асимметричные, но они необходимы для эффективного функционирования сети в целом - для обеспечения циркуляции денег, информации, технологий, товаров, услуг или людей по всей сети. В решении этой задачи важную роль играют именно информационные и коммуникационные технологии.
Распространение технологий, рассматриваемых имеет слишком неровный характер мире сдерживает глобализацию производства. «Оптимисты» глобализации редко пропускают возможность, чтобы не напомнить, какие гигантские возможности человечеству открывает, например, Интернет, количество пользователей которым удваивалась ежегодно в течение 90-х годов и превышает 100 млн. чел. Однако они забывают о том, что миллиардам людей на нашей планете недоступен не только Интернет, но и телефон.
Сегодня в центральном районе Нью-Йорка - Манхэттене - насчитывается телефонов больше, чем во всех странах Африки, вместе взятых, к югу от Сахары. Как свидетельствует «Доклад о развитии человека - 1999», изданная Программой развития ООН (ПРООН) под названием «Глобализация с человеческим лицом», в наши дни богатый пятая часть населения (так называемый золотой миллиард) владеет 74 процентами всех мировых телефонных линий , бедная пятая часть - 2 процентами линий.
По данным ЮНЕСКО, общее количество пользователей Интернета в 1996-1997 pp. в расчете на 10 тыс. жителей составила: в Финляндии - 555 чел.; Норвегии-394; США - 384; Чили - 9,3; Уругвае - 2,8; Украина - 0,9; Индонезии - 0,3; Кении - 0,1 чел. Доля пятой части населения мира, проживающего в развитых странах составляет 91 процент всех пользователей Интернета в современном мире. Около 90 процентов информации, размещенной сегодня во всемирной паутине, - на английском языке, что, с одной стороны, существенно ограничивает возможности ее использования миллиардами людей на планете, с другой, приводит американизации и вестернизации трансконтинентальной елити.
Комментируя огромный разрыв в информатизации современного мира, редактор американской 4-томной энциклопедии по вопросам глобализации М. Кастелс отмечает, что распространение информационной и коммуникационной технологий является чрезвычайно неравным. Большая часть Африки остается в состоянии технологического апартеида. То же можно сказать о многих других регионов мира. И эту ситуацию трудно исправить в то время, когда треть населения мира все еще продолжать существовать на эквивалент одного доллара в день.
Приведенный вывод относительно перспектив глобализации подтверждает опасения многих западных экономистов о том, что весьма модную сегодня концепцию «глобальной деревни» в недалеком будущем может постигнуть та же участь, что и предыдущие, не менее популярные в свое время концепции «массового общества», «народного капитализма» , «общества потребления», «общества отдыха», «постиндустриального общества», «информационного общества».
Концепции «постиндустриального» и «информационного» обществ, как и концепция глобализации, исходят из признания того, что характерными признаками нашего времени является, во-первых, чрезвычайно быстрые обработки и передачи информации, во-вторых, рост стратегической важности информации и знаний во всех сферах человеческой деятельности. На аналогичных основаниях построены концепции «информационной экономики» и «экономики знаний», которые приобрели большую популярность в конце XX в. К сожалению, неравномерное распределение достижений НТП в условиях глобализации производства оставляет большие ареалы мира за бортом этого процесса и определяет их локализацию и деиндустриализацию, в том числе на «постсоциалистическом» простори.
Дело в том, что глобализация производства требует глобального доступа к ИКТ. Снижение стоимости этих технологий действительно способствовало дальнейшему расширению международной транспарентности рынков, особенно в традиционных секторах обрабатывающей промышленности. В то же время далеко не все страны и регионы могут воспользоваться этой возможностью, поскольку, во-первых, эти технологии, как правило, является интеллектуальной собственностью развитых стран, во-вторых, развитие нового производства на базе новых информационных и коммуникационных технологий выдвигает новые повышенные требования к индивидам, организаций и мереж.
Эти промоин предполагают наличие определенного уровня профессиональной подготовки и компетентности тех, кто будет обслуживать эти технологии и трансформуватиме «кодифицированные» знания. Отсутствие соответствующей рабочей силы или дороговизна ее подготовки в той или иной стране мира часто ведут к тому, что в выборе места дислокации своих зарубежных филиалов ТНК предпочитают другим странам, где расходы на подготовку персонала сводятся к минимуму.
Из этого следует, что информационные и коммуникационные технологии играют двоякую роль в глобализации производства и стимулировании экономического развития. С одной стороны, они открывают новые возможности странам, которые могут успешно модернизировать свои производственные системы согласно требованиям времени, быстрее преодолеть ступени экономического роста и повышения конкурентоспособности своих товаров и услуг на глобальном рынке. Об этом свидетельствует опыт «малых драконов» и «новых индустриальных стран» Юго-Восточной Азии. С другой стороны, страны, способны адаптироваться к функционированию новых информационных и коммуникационных систем, оказываются перед угрозой еще более законсервировать свое экономическое отставание на фоне динамичного развития стран «триады» - США, Европейского Союза и Японии.
М. Кастелс пишет, что без инкорпорирования в технологическую систему информационной эры в любой страны остается мало шансов трансформироваться в новую экономику. Несмотря на то, что это не обязательно означает необходимость производить информационно-технологическое оборудование локально, это действительно предполагает способность использовать передовые информационные и коммуникационные технологии, что, в свою очередь, требует сплошной реорганизации общества. Он подчеркивает, что развитие культуры и образования улучшает состояние экономического развития, что, в свою очередь, улучшает состояние социального развития, который еще больше стимулирует развитие культуры и освити.
Итак, развитие культуры и образования сегодня может стать важным фактором или благодатного цикла экономического развития, или нисходящей спирали экономической отсталости. Направление этого процесса определяют не информационные и коммуникационные технологии, а общество. Сложность решения этого вопроса заключается в том, что глобализация не объединяет локальные и национальные общества, а, наоборот, разъединяет их, несмотря на интеграционную деятельность ТНК. В этом контексте государство не может полагаться на невидимую руку рынка, а должно направлять траекторию социально-экономического развития общества в желаемое русло.
23.1. Экономическая глобализация мира | 23.3. Глобализация: от фордизма к постфордизму |