3.4. Восхождение от абстрактного к конкретному

Абстрактное является отвлеченным, а потому неполным, частичным, фрагментарным, неразвитым. В отличие от этого конкретное означает единство многообразного, синтез многих определений и поэтому выступает как более полное, всестороннее, развито. Абстрактное и конкретное существуют не только в мышлении, а представляют реальную фрагмент, сторону, форму действительности. Если мы, например, нарисуем мяч в виде круга, то круг представляет собой абстракцию мяча, однако круг в данном случае не только мысленный образ мяча, перенесен на бумагу, но и реальную очертание предмета, его настоящая форма. Если же попробуем с помощью других абстракций отразить объем, цвет мяча т.д., то будем переходить от абстрактного к более конкретному видтворення.
Движение от абстрактного к конкретному в познании означает восхождение от неполного, частичного, фрагментарного к более полному, целостного и всестороннего знания. Срок восхождение фиксирует то обстоятельство, что все предыдущие понятия в движении не теряются, а сохраняются, входящих в снятом виде в последующие. Так, в категории прибыль содержатся в снятом виде категории денег, стоимости и др.. Поэтому прибыль более конкретной категории. Если сравнить, например, понятие «студент» -, «мужчина», * человек », то самые конкретные из них будет студент. В этом понятии содержатся и два других, потому что студент всегда мужчина, а мужчина принадлежит к роду человека. Поэтому, когда мы говорим студент, мы тем самым сообщаем и то, что речь идет о человеке, и не о женщине, а о мужчине, хотя специально об этом ничего не говорится. В теории, построенной методом восхождения от абстрактного к конкретному, каждое предыдущее понятие входит в следующий. Поэтому конкретные категории имеют очень сложную структуру. И люди, которые не изучали теорию, ничего понять в разговоре специалистов, которые знают теорию, не могут, хотя все слова им знакомы. Так, когда речь идет о товарах, деньги, цены, налоги, инфляцию и т.д., то каждому человеку кажется, что он знает, о чем идет речь, и может судить о таких вещах самостоятельно. Однако то, что известно, еще не познанным. Каждый ребенок знает, например, что такое деньги и цена. Но отсюда вовсе не следует, что она это понимает. Она оперирует такими знаниями на уровне представлений, которые соотносят предметы с их образами. Чтобы превратить представление на понятие, необходимо рассмотреть, как данный предмет возник, какие этапы в своем развитии он проходил, его связи с другими явлениями и т.д.. Поэтому превратить представление на понятие можно, только специально изучая теорию. Если же планировать практические действия, исходя из представлений, то результаты, как правило, будут противоположны ожидаемым. В экономике, к сожалению, такая ситуация встречается довольно часто. Поэтому важны квалифицированные, теоретически обоснованные решения, которые всегда должны иметь достаточный уровень конкретности.
Однако прежде чем стать теоретически осознанным, конкретное существует в реальной действительности. Но мышлению, которое его познает, конкретное раскрывается через систему абстракций. Поэтому конкретное, которое есть в действительности и дано чувственно, называют чувственно-конкретным. Движение от чувственно-конкретного к абстрактному в мышлении является постоянным моментом, основой, на которую опирается противоположное движение - восхождение от абстрактного к конкретному в теоретическом воспроизведении дийсности.
Принципиально важное значение имеет вопрос об истинности абстракций. Любой предмет может быть представлен множеством сторон, поэтому и различных абстракций может быть множество. И можно, например, описывать цвет, форму, строение телевизора, его составные части, но так и не выяснить, что же представляет собой телевизор по существу. Можно получить такие абстракции, существующие только в голове человека, но не в реальной действительности, и поэтому являются ложными, неистинными. Научные абстракции должны быть не произвольными предотвращению, а фиксацией реальной обособленности, виокремлености разных сторон предмета. Они должны быть практически истинными абстракциями и фиксировать существенное в предметах. Например, труд вообще как расход человеческой энергии безотносительно к конкретной формы (охота, ремесло, земледелие и т.д.) существует всегда. Однако реальное отделение труда вообще от конкретных видов труда появляется только с развитием разделения труда и товарообмена, в котором происходит реальное отвлечения, абстрагирования от конкретных форм продуктов и труда содержащейся в них. Поэтому труд вообще становится практически истинной абстракцией лишь в условиях развитого товарного виробництва.
Роль абстракции связана с необходимостью познания объективных законов явлений и процессов в «чистом виде», отстраняясь от воздействия внешних факторов. С вопросом об абстрактном в теоретическом познании связана проблема использования количественного анализа и математических методов в экономике. Количество представляет собой безотносительную по качеству определенность предмета. Математический анализ, линейная алгебра, теория вероятностей и т.п. - Составляющие математического аппарата, который может применяться в экономике, так же как и в физике, в технических науках и т.д., существенно облегчает анализ, однако сам по себе не дает ответа ни на один экономический вопрос. Математику иногда сравнивают с мельницей, что перемалывает то, что в него закладывают. Поэтому для экономистов важно выработать собственное экономическое понимание процессов, которые будут подвергаться Дальнейшему качественному анализу. Без этого математика становится не мощным инструментом экономического анализа, а пустой в экономическом смысле абстракциею.
Современный экономист должен владеть математическим аппаратом, но чтобы быть экономистом, а не математиком, он должен глубоко понимать суть экономических процессов. Единство количественных и качественных характеристик предмета отражается в категории меры, которая составляет важнейший узловой пункт познания. Нарушение меры сразу превращает истину на ошибку. Существует формула, выражающая количество денег, необходимых для обращения, и если бумажные деньги выпускаются в том количестве, которое следует из формулы, то они будут функционировать как реальные, полноценные деньги, но если такую меру нарушить, то бумажные деньги обесценятся, они частично или полностью потеряют качество денег и могут превратиться в бумажки, которые ничего не значат. Такая ситуация уже неоднократно случалось в истории.
Абстрактное отражение действительности может быть представлено в модели, т.е. в теоретических положениях, математических уравнениях, графиках и т.п., адекватно отражают существенные свойства объекта. Построение моделей называется моделированием и является важным средством познания экономической дийсности.
Восхождение от абстрактного к конкретному выступает как основной принцип теоретического воспроизведения конкретно-исторического объекта. Однако в процессе теоретического восхождения сама действительность остается неизменной, она лишь отражается. Восхождение осуществляется в теории, а не в действительности. Но какой бы уровень конкретности не был бы достигнут в теории, она всегда остается абстрактной относительно практики. Поэтому практическая реализация теории представляет собой продолжение процесса восхождения от абстрактного к конкретному. Восхождение приобретает практический смысл. Здесь практика обогащается теорией, а теория корректируется и исправляется практикой. В результате такое движение не является только теоретическим или только практическим, а тем и другим одновременно. В этом смысле он является всеобщим, соединяющий и теоретический, и практический движение. В единстве теоретического и практического заключается высший смысл восхождения всеобщего методу.
По проблеме единства экономической теории и практики следует отметить роль эксперимента. Эксперимент призван практически подтвердить или опровергнуть гипотезу, является предположением, объясняет в тот или иной способ какое-то явление или процесс. В физике, химии и других науках эксперимент применяется очень широко. В экономике также, проводятся эксперименты, которые позволяют уточнить представления о тех или иных процессах. Однако роль эксперимента в экономике ограничено. Нельзя, например, искусственно построить какое-то общество, чтобы проверить - правильной была гипотеза, или ни.
Таким образом, восхождение включает: во-первых, практическую истинность абстракции, во-вторых, единство теоретического и практического, в-третьих, всеобщность восхождения от абстрактного к конкретному. Всеобщность восхождения от абстрактного к конкретному означает, что в таком движении сочетаются: во-первых, логические операции, направленные на проникновение в объект, во-вторых, логическое и историческое в процессе теоретического воспроизведения, в-третьих, теоретическое и практическое в реальном движении економики.
Структура метода теоретического и практического овладения экономикой обобщенно и упрощенно, схематически может быть приведена следующим образом:
1. Оперування
анализ и синтез;
сравнение, абстрагирование и обобщение;
индукция и дедукция.
2. Видтворення
общее - особенное - единичное и единичное - особенное - общее;
тождество - различие - противоречие;
единство исторического и логичного.
3. Сходження
практически истинная абстракция;
единство теоретического и практического;
всеобщность восхождения от абстрактного к конкретному.
3.3. Единство исторического и логического ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ