4.2. Характер труда и его развитие

Продукт, товар, ценность всегда содержат в себе двоякую определенность, выступают как нечто двойственное (благо и овеществленный труд, стоимость и потребителя стоимость, полезность и меновая стоимость), следовательно, и труд, производит их, имеет двойственный характер. А историческое развитие форм продукта неразрывно связано с развитием общественной формы праци.
Исторически первой формой общества является первобытнообщинный строй. В первобытном обществе все его члены принимали участие в процессе труда, совместно добывали средства к существованию. их труд с самого начала - это совместная работа, но каждый человек выполняла лишь часть работы. Итак, вся работа была разделена между индивидами. Однако это не является разделение ее на разные роды, виды (охота, земледелие и т.д.), а разделение между индивидами одного вида труда, например, охота. Разделение труда выступает здесь как другая характеристика совместимости. Если труд совместима, значит, выполняется несколькими индивидами. Каждый выполняет только часть работы, следовательно, вся работа оказывается разделенной между ее участниками. Такой труд можно квалифицировать как сумиснороздилена. Она является клеткой, из которой исторически развиваются общественный события и обособление видов труда, а также его кооперирования и усуспильнення.
Именно вследствие непосредственного совпадения совместимости и разделенной деятельность индивида приобретает характер общественно-человеческой деятельности. Если животное относится к предмету своей потребности непосредственно, то человек овладевает им через опосредованное отношение к другим людям. Это можно показать на примере первоначального охоты, когда одни вспугивают дичь, а другие ее убивают. «Вспугивание дичи загонщиком, - писал Алексей Леонтьев, - приводит к удовлетворению его потребности в ней вовсе не потому, что такие естественные соотношения данной вещной ситуации, скорее, наоборот, в нормальных случаях эти естественные соотношения таковы, что вспугивание дичи лишает возможности овладеть ею. Что же в таком случае соединяет между собой непосредственный результат этой деятельности с конечным результатом? Очевидно, не что иное, как то отношение данного индивида к другим членам коллектива, благодаря которому он получает из рук свою часть добычи - часть продукта совместной трудовой деятельности. Это отношение, эта связь осуществляется благодаря деятельности других людей ». Категория сумиснороздилена труда отражает первоначальное содержание общественной формы труда. Никакое развитие не может устранить эту родовую характеристику трудовой деятельности человека. Исторически разделение труда может развиться до отделения индивида как независимого частного собственника и производителя, но в любом случае она как свой неотделим момент предусматривает общественную связь, которая делает труд каждого частного производителя частью общего труда всего суспильства.
Чем больше разделены труд, тем больше в ней принимает участие индивидов и тем сильнее выражено ее кооперативный характер. Но вместе с разделением труда развивается и отделения его различных видов (земледелия, ремесла, строительства). Это означает рост взаимозависимости различных обособленных видов труда, развитие их общественного характера. Портной, например, может удовлетворять свои потребности в хлебе, обуви, орудиях труда и т.д., только обменивая продукты своего труда на другие товары. Во время такого обмена и оказывается, насколько его труд признается обществом и включается в общественную совокупность различных видов труда. Таким образом утверждение общественного характера труда является внешним, косвенным, опосредованным реализацией товаров на ринку.
Однако исторически развивается и внутреннее единство обособленной и обобществленного труда. Представим современного ученого, который работает, например, у себя дома в Вашингтоне, с помощью компьютера пользуется самыми библиотеками мира, информации, накопленной многими поколениями. Труд ученого скооперована с трудом многих его современников и предшественников. Общественный характер труда ученого заключается в содержании его деятельности, а не проявляется лишь косвенно, через обмен результатов труда как товаров. Внешне труд ученого отделена, индивидуальная, но внутренне имеет, по сути, общественное содержание. Такое единство, с одной стороны, индивидуальной, обособленной, а с другой - скооперованои, обобществленной по характеру труда, фиксируется в категории всеобщей праци.
Всеобщая труд является суспильнороздиленою трудом, но такой, которая пришла через историческое развитие своих сторон (совместимости и разделенности) до уровня взаимоотношений противоположностей и их слияния в новой единства. Процесс обобщенно можно представить схематично:
Внутри такой движение включает два процесса. С одной стороны, исторически сумиснороздилена труд развивается и осуществляется через противоположности частной и совместной работы, с другой - тот же процесс приобретает форму взаимоотношений абстрактного и конкретного труда. Абстрактный труд - общественная характеристика человеческого труда вообще, безотносительно к его полезной, целесообразной форме. В отличие от нее конкретный труд является характеристикой полезной, целесообразной формы труда. Так, труд пекаря, портного, кузнеца и т.д. - это конкретные виды труда, отличающихся определенными средствами, предметами труда, характером трудовых операций, целью и результатами. Но вместе с тем все они являются расходами человеческой энергии, мускулов, нервов и т.д., затратами человеческого труда взагали.
Человеческий труд, однако, не всегда принимает форму абстрактного труда. Это происходит лишь в условиях товарного производства, потому что только здесь в процессе обмена происходит реальное отвлечения, абстрагирования от конкретной формы продуктов труда, которые выступают воплощением абстрактно-одинаковых и поэтому сопоставимых, равных, эквивалентных затрат человеческого труда вообще. Как результат конкретного труда топор не является тем же, что и костюм, это разные, несоизмеримые вещи. Но и то и другое воплощают одинаковые издержки, например, четыре часа общественно признанного времени работы. Предметные воплощения четырех часов абстрактной, отвлеченной от конкретной формы труда обмениваются на равное количество такой же абстрактной праци.
Если продукты труда не обмениваются как товары, то не существует реального отвлечения, абстрагирования в процессе обмена от конкретной формы труда, представленной в товаре. Следовательно, в таком случае труд вообще не проявляется как особая реальность в форме абстрактного труда. А это значит, что абстрактный труд существует как реальность только в условиях товарного производства и обмена. В дальнейшем происходит соединение и снятие противоположности абстрактного и конкретного труда во всеобщей труда. Например, труд писателя, менеджера и др.. не воплощается в товарах, которые в массовом порядке обмениваются на другие товары. Следовательно, затраты труда вообще не приобретают здесь формы абстрактного труда. Абстрактный труд опять перестает существовать. Но если раньше она не существовала, потому что труд вообще еще не получила исторической формы абстрактного труда, то теперь она уже потеряла эту форму, которая слилась с формой конкретного труда, стала не разрозненной с ней. Если, например, математик и литератор написали книги, то расхождение результатов их труда не имеет материально выраженного характера. их труд и его результаты с предметно-материальной стороны совершенно одинаковы. Абстрактный и конкретный труд здесь становятся двумя разными названиями одной и той же реальности, характеризуя ее к тому же односторонне. Поэтому эти категории являются только историческим средством познания всеобщей труда как исторически более развитой реальности.
Формирование всеобщей труда происходит по мере превращения труда с главной физической и энергетической силы созидания материального богатства на главную творческую и интеллектуальную силу. Основной исторический смысл процесса еще впереди. Рассмотрен обобщенное выражение преобразования сумиснороздилена труда в всеобщую труд через развитие противоположностей разделения и отделения, с одной стороны, и кооперирования и обобществления с другой, конкретизируется по двум линиях.
Схемы в формализованном виде отражают наиболее общий смысл исторического процесса развития характера труда, воплощенного в продукте. Изменение общественных форм продукта труда и изменение характера труда осуществляется в процессе исторического развития форм обмена.
4.1. Продукт труда и его формы ГЛАВА 5. РАЗВИТИЕ ФОРМ ОБМЕНА