9.3. Командная экономика и ее основные черты

В обществоведении все большее признание находит точка зрения одного из основоположников теории социального рыночного хозяйства Вильгельма Ойксна, который считал, что понятие «капитализм», «социализм», «коммунизм» не более чем абстрактные идеологические категории. Существуют только две системы: рыночная и центрально управляемая в различных модификациях. Центрально управляемая система, ее чаще называют административно-командной, проиграла историческое соревнование рыночной, потому что оказалась неспособной решить главные вопросы человеческого бытия - обеспечить достойный уровень жизни людей, гражданские свободы, динамичное развитие экономики и общественных отношений. Нередко административно-командную систему отождествляют с центрально управляемой системой, существовавшей в Советском Союзе. Так, некоторые экономисты небезосновательно считают, что в СССР существовала не чисто административная, а смешанная экономика другого, чем на Западе, типу.
Подобно рыночной, административно-командная система имеет особенности в разных странах, где используют элементы рыночной экономики, которые нередко деформируются авторитарными методами управления, а также формы негосударственной собственности, строго регулируются центром. Часто создание теоретической модели административно-командной системы приписывают классикам марксизма. Однако это не совсем так. Они лишь усугубили идеи, которые высказывались учеными в разные эпохи развития общества. Глубже идеи нерыночного хозяйства сформулированы социалистами-утопистами. Это было реакцией на социальные проблемы, постигшие трудовые слои населения в эпоху первоначального накопления капитала и промышленного перевороту.
Одним из авторов идеи централизма является Бабеф (Франсуа Ноэль). О нем Александр Иванович Герцен писал: «Бабеф умер, но на его могиле поднимается чудовище централизма». В советских энциклопедиях его называли предшественником научного коммунизма. Почему абстрактная теория воплотилась в СССР в общество, основанное на монополии государственной собственности, управляемой из единого экономического центра? Ведь должны существовать объективные факторы, кроме политической воли группы людей, создали партию, которая осуществляла насилие. Эти факторы кроются в истории становления и развития Российской империи. Процесс централизации власти, в том числе экономической, продолжался веками. Определяющей чертой такой власти выступало государство бюрократии. Главной функцией бюрократии - увековечение самого себя, а это возможно только на основе насилия и строгой регламентации всей общественной жизни людей. Централизованная система основывается на запретах. Еще до свержения монархии в России горько шутили: в мире существует четыре вида правопорядка: первый - в Англии, где все разрешено, кроме того, что запрещено, второй - в Германии, где все запрещено, кроме того, что разрешено, третий - во Франции , где все разрешено, даже то, что запрещено, и четвертый - в России, где все запрещено, даже то, что разрешено. После октября 1917 года в стране установилась тоталитарная система, которую назвали социалистической. ее материальной основой стала формально обобществленной собственность на средства производства, по словам Фридриха Энгельса, является признаком фальшивого социализма. В дальнейшем она изменилась настолько, что стала носить слишком выраженный ведомственный характер. Государственная монополия распространялась не только на средства производства, но и на его результаты. Рабочий на предприятиях государственной собственности так и не стал реальным хозяином. Как и предсказывал в полемике с Карлом Марксом Михаил Бакунин, отторжение трудящихся от собственности, власти и управления так и не было преодолено. Реальным хозяином и распорядителем собственности стал партийно-государственный аппарат, представляющий собой сложную иерархическую структуру.
Пирамида власти строилась на основе тотального централизма, ее вершина производила команды, громоздкий аппарат Передавал на предприятия, колхозы и совхозы. Команды-директивы необходимо было обязательно выполнять, потому что они носили характер закона. Так, в целом оказывалось централизованное руководство всеми сферами жизнедеятельности общества. Основой ее в экономике стало директивное планирование. Каждая республика, область, отрасль, предприятие, учебное или научно-исследовательский институт должны были руководствоваться директивным планом, который после утверждения его законодательным органом превращался в закон. Потому что экономика административно-командной системы была дефицитной, планы практически не выполнялись, потому что не были обеспечены материальными и финансовыми ресурсами.
Противоречия интересов между коллективами и государством приводили к тому, что коллективы были заинтересованы в заниженном плане, потому что его легче выполнить. Это обеспечивало материальную и моральную вознаграждение руководителям со стороны высшего аппарата страны. Что же касается рабочих и служащих предприятий и организаций, то для них практически прерывалась связь между результатами труда и вознаграждением за нее. Уравниловка, которая существовала в системе оплаты труда, не стимулировала его производительность. Страна теряла позиции в международной экономике, потому что высокая себестоимость отечественных товаров, низкое качество делали их неконкурентоспособными на мировом рынке. Экспортный потенциал снижался. Главной статьей экспорта все больше становилось вывоз сырьевых ресурсов. Благодаря почти десятикратном повышению цен на нефть в 70-е годы СССР за 10 лет получил почти 180 млрд. дол. Но процесс загнивания административно-командной системы стал необратимым и даже огромные денежные средства лишь продолжали агонию. В конце 80-х центрально-командная система советского типа потерпела крах. В современных условиях в некоторых странах еще агонизируют тоталитарные режимы. Однако исторической перспективы, как показывает мировой опыт, они не имеют.
9.2. Рыночная экономика как система 9.4. Системный кризис государственного социализма