12.2. предложение

Изменение спроса вызывает ответную реакцию предложения. Эта взаимосвязь раскрывается в формуле «спрос рождает предложение». Предложение - это товары и услуги, имеющиеся на рынке способны быть доставленными на него по определенной цене. Стремление производителя - получение выгоды. Он заинтересован продать товар как самое дорогое. Одновременно цена предложения должна учитывать интересы контрагента, т.е. потребителя, ориентируясь на его платоспроможнисть.
При прочих равных условиях, чем выше цена, тем большее количество товаров и услуг готовы предложить рынку продавцы. Связь между ценой и объемом предлагаемого продукта прямой. В этом - суть закона предложения. Его графическое изображение иллюстрируется кривой предложения (рис. 12.4).
Кривая предложения показывает то количество товаров и услуг, что готовы продать производители по определенной цене.
Кривая предложения, свидетельствует о стремлении производителя продать по более высокой цене большее количество благ, имеет положительный угол наклона. В таком случае функция предложения:
S-F (P).
Различают понятия «изменение величины предложения» и «изменение предложения». Понятие «изменение величины предложения» охватывает движение по кривой пропозиции.
Приведем ряд цен и объемов предложения товаров и соответственно этому построим кривую (рис. 12.5)
Цена (Р) - Количество (Q)
50 - 50
40 - 40
ЗО - ЗО
20 - 20
10 - 10
10 - 20 - ЗО - 40 - 50 - 60 Q
Движение вдоль кривой предложения от одной точки к другой называется изменением величины предложения. Изменение предложения иллюстрируется сдвигом кривой предложения. Оно показывает изменение того количества товаров и услуг, которое производитель готов поставить под воздействием неценовых факторов (рис. 12.6).
Неценовые факторы предложения:
Цены на ресурсы (Рг).
Характер применяемых технологий (К).
Налоги и субсидии (Т).
Цены на другие товары (РПГ).
Количество продавцов (N).
Ожидание ринку
(Щ.
Другие факторы (В).
Предложение - функция всех факторов:
5 = F [P; Рг, К, Т, Pm, N, W, В]
Опишем кратко каждый из чинникив.Module . Цены на ресурсы влияют на расходы фирмы. низкие цены - ниже затраты. Фирма увеличит предложение, кривая переместится вправо. И наоборот, высокие цены - высокие издержки, ниже предложение. Этот же процесс сопровождает процесс совершенствования технологии, поскольку прогрессивная технология обеспечивает снижение затрат фирмы , стимулирование предложения. Устаревшая технология дает противоположный эффект. Налоги для фирмы - это ее издержки. Увеличение налоговых ставок приводит к росту расходов, следовательно, предложение сократится, кривая переместится влево. Субсидии (дотации) дают прямо противоположный эффект, предложение растет, кривая переместится вправо . Повышение цен на свинину переориентирует фермера по производству говядины на свинину. Снижение цен на кукурузу заставит фермера увеличить производство пшеницы. Увеличение количества продавцов повлечет увеличение предлагаемых на рынке товаров, кривая переместится вправо. Такой же эффект будет от ожиданий роста цен на предлагаемые товары. И наоборот, если прогнозируется неблагоприятная рыночная конъюнктура, производитель будет остерегаться увеличивать производство, предложение зменшиться.
Рассматривая функцию предложения, необходимо учитывать временной фактор, играющий важную роль во взаимодействии ряда спрос - предложение - цена. Условно различают три рыночных периода: короткий , краткосрочный, долгосрочный (рис. 12.7).
короткий - все факторы производства (труд, капитал, земля) остаются постоянными. Изменение спроса в ту или иную сторону приведет к соответствующему изменению цены, но не предложения. Рост спроса, например, на ранние овощи, увеличит цену на них, но реакция фермера не будет адекватной, потому что на это время он не сможет увеличить предложение. Период слишком мимолетный, чтобы можно увеличить объем производства овощей (рис. 12.7, а).
В краткосрочный период некоторые факторы производства становятся переменными. Фирма успевает среагировать на увеличение спроса и цены. Объемы производства, а следовательно, и предложения, вырастут (рис. 12.7,6).
В долгосрочный период все факторы, включая производственные возможности, меняются. Увеличение спроса при незначительном повышении цены повлечет значительное увеличение производства и предложения (рис. 12.7, в).
12.1. спрос 12.3. цена равновесия