17.4. максимизация прибыли

Ориентируясь при выборе решения на минимально возможный уровень затрат, фирма, как правило, рассматривает эту задачу не как самоцель, а как средство решения более общей задачи - максимизации прибыли. Эта цель является главной для любой фирмы, даже если она не формулируется в виде ведущего мотива ее деятельности. В ряде случаев фирмы могут ставить целью не максимизацию прибыли, а какие-то другие задачи, например, увеличение объема продаж, достижения общественного признания, и ради них жертвовать определенной частью прибыли, удовлетворившись его скромным уровнем. Такая мотивация поведения ряда фирм получила название удовлетворительного повединки.
Однако и в этом случае не обойтись без стремления к максимизации прибыли, по крайней мере, в долгосрочном периоде, поскольку только стремление к прибыли создаст возможность рационально распределить ресурсы, обеспечить высокую эффективность, а следовательно, и иметь возможность успешно реализовать выбранные цили.
Максимизация прибыли для фирмы означает поиски путей получения наибольшей экономической прибыли, то есть разницы между общим доходом и общими витратами.
Рт-TR-ТС,
где Рт - общий или чистый экономический доход; TR - общий доход, который определяется как произведение количества проданной продукции на ее цену; ТС ~ общие затраты, включающие и прямые, и косвенные. Если выпуск и реализация будут увеличиваться, то при неизменной цене и общий доход, и общие затраты расти: доход - из-за роста продаваемой количества, расходы - вследствие действия закона убывающей отдачи. Прибыль будет иметь место до тех пор, пока рост дохода будет превышать рост затрат, а его размеры будут зависеть от соотношения этих величин. Поэтому для решения проблемы максимизации прибыли важно учитывать не общие, а предельные значения рассматриваемых показникив.
Количество, добавляется к общему доходу каждой дополнительной единицей выпуска, составляет предельный доход, а доза, на которую возрастают общие издержки при выпуске каждой последующей единицы продукции, - предельные витрати.
Пока предельный доход превышает предельные издержки, фирма получает максимизации прибыли прибыль и, следовательно, есть основания для увеличения выпуска продукции. Но когда прирост дохода от последней единицы выпуска сравняется с приростом затрат на выпуск этой единицы, рост производства следует приостановить, потому дополнение к прибыли станет равна нулю.
Можно сформулировать общее правило максимизации прибыли: фирма будет увеличивать выпуск, пока дополнительные затраты на производство дополнительной единицы продукции не сравняются с предельным доходом от ее продажи. Это называется правилом МС = MR. Разница между МС и MR составит предельный доход (РМ), т.е. прибыль, получаемая фирмой от реализации каждой дополнительной единицы выпуска. Если MR> MC, показатель РМ приобретать положительных значений, которые свидетельствуют о том, что каждая дополнительная единица выпуска добавляет определенную дозу к общей прибыли. Когда MR и МС сравняются, это означает, что РМ - 0, а общая прибыль в этой точке достигнет максимума. Дальнейшее наращивание выпуска приводит к превышению МС над MR и РМ приобретает отрицательных значений. Когда предельный доход становится отрицательным, фирма может увеличить свой общий доход, сокращая уровень выпуска продукции. Принимая решение о вложении капитала и об объеме выпуска, фирма может ориентироваться также на показатель средней прибыли, выражающий количество прибыли, приходящаяся на единицу продукции (Pm) / Q
Следует, однако, учитывать, что максимум средней прибыли и максимум общей прибыли не збигаються.
Приведенные в таблице 17.3 данные свидетельствуют, что максимум общей прибыли приходится на выпуск четвертой и пятой единиц продукта.
Выпуск выше и ниже этого уровня одинаково приводит к потере прибыли. Выпуская три единицы, фирма теряет 15 долл. США потенциальной прибыли, потому предельный доход при переходе к четвертой единицы выпуска равен 15. Выпустив шестой единицу, фирма теряет 25 дол. США, поскольку предельный доход при переходе к такого уровня будет минус 25. Однако, если ориентироваться на среднюю прибыль, то максимальные его значения приходиться на выпуск второй и третьей единиц продукции. Может показаться, что именно такой объем и необходимо выпускать, или максимизировать прибыль. Но это не так. Докажем это на таком примере. Предположим, что фирма продает автомобили и решила установить цепу на уровне 100000 дол. США за штуку. При такой цене могут быть реализованы только два автомобиля, и если средние расходы составят 15000 дол. США, то прибыль фирмы равна 85000 долл.. США за штуку, или 170000 дол. США в целом. Если цена автомобиля равна 20000 дол. США за штуку, то фирма сможет продать 100 штук и при средней прибыли 5000. США (20000-15000) получит общий доход в 500000 дол. США (5000 х 100). Таким образом, если бы фирма ориентировалась на максимально возможный средний доход, она потеряла бы 330000 дол. США.
Анализ с позиций максимизации прибыли позволяет судить не только о выгодные варианты выпуска продукции, но и о том, при каких условиях вообще фирма может удерживаться на рынке со своей продукцией. В этом случае решающим критерием будет минимизация потерь, нести фирма. Если полученного дохода будет достаточно, чтобы покрыть хотя бы переменные издержки, фирма может продолжать свое существование. Если же фирма будет не в состоянии сделать это, то ей придется прекратить свою деятельность, даже если она еще способна будет платить свои постоянные издержки. Показателем минимизации потерь станет разница между ценой и переменными удельными затратами (Р - A VC). При продажной цене меньше A VC фирма вынуждена закрыться, хотя бы временно. Итак, критическая точка, после которой фирма прекращает свою деятельность, является равенство цены и средних переменных издержек (Р = A VC).
Максимизация прибыли как критерий оценки деятельности фирмы может применяться не только для установления выгодности уже существующего производства, но и для определения привлекательности новых предприятий и проектов. В этом случае фирма сравнивает ожидаемый дополнительный доход от проекта с ожидаемыми дополнительными расходами. Если дополнительный доход больше нуля, проект может быть принят, если меньше или равна нулю, - видхилений.
Например, авиакомпания решает, вводить ей дополнительный рейс на одной из действующих линий. Она рассчитывает, что прибыль от перевозки 100 дополнительных пассажиров составит 7500 долл. США одновременно расходы на дополнительный рейс (зарплата, обслуживание, альтернативные возможности использования самолета) составят 3900 долларов. Баланс получается такой:
Дополнительные доходы 7500
Дополнительные расходы 3900
Дополнительный чистый доход 3600
В таких условиях компания будет вводить дополнительный рейс. В этих расчетах не учитывались постоянные расходы компании, поскольку они не влияют на принятие такого типа решений. С другой стороны, необходимо достаточно скрупулезно учитывать все расходы, связанные с новым предприятием, особенно возможности альтернативного использования ресурсов.
17.3. Экономия на масштабах ГЛАВА 18. СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ