ГЛАВА 20. ТЕОРИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

Фирма реализует свои цели на рынке не сама по себе, а во взаимодействии с другими экономическими субъектами. Это взаимодействие осуществляется в виде конкуренции, в ходе которой участники экономического процесса соревнуются за наиболее выгодные условия реализации своих интересив.
Общая характеристика рыночных структур.
Зависимости от условий протекания конкурентного взаимодействия возникают достаточно стабильные образования, которые отличаются друг от друга количеством и размерами участников, характером выпускаемой продукции, условиями выхода на рынок. Эти образования называются рыночными структурами »типичные и розповсюджениши среди них: совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Совершенная конкуренция - рынок, на котором многочисленные производители, свободно входят на рынок и покидают его, предлагают многочисленным покупателям любой стандартный продукт. Каждый производитель, будучи очень малой долей в общем выпуске, не имеет возможности влиять на цену, а лишь приспосабливается к цене, установленной ринком.
Монополия - рынок, на котором один производитель противостоит многочисленным покупателям. Монопольный производитель препятствует появлению на рынке новых конкурентов и осуществляет значительный контроль над цинами.
Олигополия - характеризуется небольшим количеством крупных фирм, продающих однородную продукцию многочисленным покупателям. Такие фирмы имеют возможность согласовывать производственную и коммерческую политику, контролировать рынок и препятствовать проникновению на него новых фирм.
Монополистическая конкуренция - предполагает большое количество продавцов, предлагающих многочисленным покупателям разнородную продукцию. Вход на такой рынок является относительно несложным, но каждая фирма должна найти свою «нишу», закрепить за собой группу людей методами неценовой конкуренции (реклама, имидж фирмы, торговая марка и т.д.).
Сравнительная характеристика базовых рыночных моделей можно привести в виде классификации (табл. 20.1).
В приведенной классификации существуют два типа рыночных структур. Один - совершенная конкуренция и чистая монополия - составляет скорее идеальные модели, нежели реальные рыночные ситуации. Трудно представить в реальной жизни совершенно идентичный продукт, выпускаемый многочисленными фирмами, или вовсе беспрепятственный выход на рынок. Так же практически не реальная ситуация выпуска совершенно уникального продукта, не имеющего заменителей, и полностью исключает возможных конкурентов. Конструирование и изучение таких моделей необходимо, поскольку дает возможность понять принципы работы рыночного механизма, не искажены сложностью и специфичностью конкретных ситуаций. Они являются своеобразным стандартом, с которым можно сравнивать другие модели и формы рыночных отношений, реально складаються.
Второй тип - олигополия и монополистическая конкуренция - описывает реальные структуры, встречающиеся в повседневной практике. Для таких структур труднее сконструировать формальную модель, которая отражала бы принципы их функционирования.
19.3. Стратегия и тактика сбытовой политики 20.1. совершенная конкуренция