20.2. монополия

Вторым идеальным типом рыночной структуры, является выразительной альтернативой совершенной конкуренции, является монополия. Хотя в чистом виде она существует скорее в виде экономической модели, в реальном мире могут возникать формы, приближающиеся к такой рыночной структуры. Они создаются там, где складываются условия, позволяющие существенно затруднить выход на рынок фирмам-конкурентам. Такие барьеры могут создаваться масштабам производства, которые диктуются современной технологии; естественной ограниченностью ресурсов; целесообразностью удовлетворения общих потребностей из одного источника (газ, электроэнергия), а также патентами, лицензиями, закрепляющие исключительное право фирмы на производство и продажу продукту.
Особенности поведения монополиста, в отличие от вильноконкуруючои фирмы обусловлены прежде всего возможностью влиять на цены. Чисто монополистическая фирма создает цену (price maker). Если в условиях совершенной конкуренции цена - постоянная величина, а производитель должен решать, сколько выпускать продукции по этой цене, то в условиях монополии задача формулируется иначе: необходимо выбрать цену, при которой будет выпускаться желаемое количество продукта, то есть одновременно выбирается цена и объем выпуска.
Может показаться, что монополист, вполне контролируя производство, способен установить любую высокую цену и таким образом увеличивать доход. Но не следует забывать, что речь идет о монополии как рыночную структуру, которая подчиняется законам рынка, в частности, закона спроса. Чрезмерное повышение цены неизбежно повлечет сокращение продаж, а следовательно, и дохода. Соотношение между ценой и доходом в условиях монополии можно показать на примере (табл. 20.4).
Из данных таблицы видно, что между движением цен и изменением количества продаваемой продукции, существует обратная зависимость, следовательно, кривая спроса на продукцию монопольной фирмы будет спадною.
Это, в свою очередь, означает, что предельный доход будет меньше цены, т.е. прирост общего дохода, полученная от продажи каждой дополнительной единицы продукции, будет меньше, цены, по которой продается эта единица. Кривая предельного дохода (MR) будет всегда расположена ниже кривой спроса (D) (рис. 20.3).
Итак, монополист имеет возможность, снижая цены на товары, увеличивать свои доходы за счет расширения выпуска и объема продаж продукции.
Стремясь максимизировать прибыль фирма-монополист может манипулировать и ценами, и объемами продаж, выбирая вариант, который обеспечит получение прибыли, близкого к максимуму. Максимальную прибыль даст цена, соответствует такому объему выпуска, продажа последней единицы которого обеспечивает превышение предельного дохода над предельными издержками. Например, при цене 120 дол. США за единицу выпускаемой 5 единиц продукции. Продаже пятой единицы еще сохраняет превышение MR над МС, но расширение выпуска до 6 единиц приводит уже к превышению расходов над доходом. Максимальную прибыль, следовательно, дадут 5 единиц выпуска, после чего она начинает снижаться. Возможен также вариант, когда при неблагоприятной рыночной ситуации монополист не сможет получать прибыль в короткий период. В таком случае он попытается минимизировать потери. По правилу МС = MR выпуск установится на уровне, где кривая предельных издержек (МС) пересекается с кривой предельного дохода (MR) - на графике 10 единиц (рис. 20.4).
На кривой спроса (D) такой уровень соответствует цене и дол. CIJJA за единицу. Но удельные общие затраты десяти единиц продукции равны 4,60 долл. США. Получается, при цене в $ 4. США монополист теряет 60 центов на каждой проданной единицы. Общие потери показаны заштрихованным прямоугольником. Хотя монополист и несет убытки, но любой другой уровень выпуска может их только увеличить. Указанной же цены вполне достаточно, чтобы покрыть удельные переменные издержки (AVC), и пока цена будет их превышать, имеет смысл продолжать бизнес. Но если кривая спроса сдвинется влево настолько, что окажется ниже кривой средних переменных издержек, монополист сможет минимизировать потери, только закрыв справу.
В долгосрочной перспективе, однако, в отличие от условий совершенной конкуренции, поведение монополиста, будет определяться задачей не допустить в сферу своей деятельности конкурентов. Поэтому, имея возможность манипулировать ценами, он не только будет ориентироваться на цели максимизации прибыли или минимизации убытков, но и стремиться создать барьеры для желающих проникнуть в отрасль. Фирма-монополист может поддерживать цены ниже тех, которые обеспечивают максимум прибыли. Обращаясь так, фирма хотя и получит прибыль меньше максимально возможный, но он будет больше нормальную прибыль, до уровня которого встал бы ее доход в случае свободного проникновения на ее рынок фирм-конкурентив.
Кроме того, монополист может увеличивать свою прибыль, прибегая к методу ценовой дискриминации. Он может продавать свою продукцию разным покупателям по разным ценам, учитывая их покупательские возможности и эластичность спроса. Покупатели делятся на группы, каждая из которых готова платить свою цену за продукт. В группах с низкоеластичним спросом цена может быть выше, а с высокоэластичный - ниже. С помощью такого сегментирования устанавливают цены, имеющих максимальную прибыль для каждой группы отдельно, и тем самым увеличивается общий прибуток.
Компания, продающая электроэнергию, может установить более высокую цену за киловатт, используется для освещения, и низкую - для приготовления пищи и отопления. Причина в том, что спрос на электроэнергию для освещения низькоеластичний, так как по ней не существует разумной альтернативы, а спрос на энергию для кухни более эластичен, потому что ее можно заменить газом. Похожая ситуация и с промышленными потребителями электроэнергии платят меньшую цену, поскольку в крайнем случае могут установить у себя автономные генераторы в отличие от бытовых потребителей, лишены такой возможности и вынуждены соглашаться на высшем цину.
Возможность устойчивого отклонения цены равновесия, установленной рынком, которая существует в условиях монополии, значительно ослабляет способность рыночного механизма выполнять свои регулирующие функции. Во-первых, покупатели получают чаще искаженную информацию. Если монополист устанавливает цену на продукт, высшее от альтернативных издержек, это побуждает потребителей сокращать их покупки и тратить ресурсы на поиски заменителя, даже если использование определенного продукта эффективнее. Во-вторых, не может реализоваться часть общего выигрыша от обмину.
При установлении рыночной цены равновесия и потребитель, и производитель выигрывают, потому что один покупает часть продукции по ценам ниже тех, что он готов заплатить, а другой продает по ценам выше тех, за которые он готов отдать свою продукцию. При цене равновесия 20 дол. США выигрыш потребителя будет выражаться площадью треугольника РР0М, а выигрыш производителя - площадью треугольника РЦМР0 (рис. 20.5).
Если будет установлена монополия, фирма, стремясь максимизировать, прибыль, искать такой объем выпуска, при котором предельные издержки сравнялись бы с предельным доходом (точка N). Таким объемом выпуска будут 120 единиц, а цена, соответствующая спроса при данном объеме, 28 долл.. США. При таких условиях выигрыш потребителя сократится и выразится площадью треугольника Р2РРт, но все же будет иметь место. Выигрыш производителя возрастет, поскольку он продавать продукцию по цене, значительно превышающей предельные издержки, и достигнет размеров, отражает площадь заштрихованной фигуры. Но, как видно из графика, часть выигрыша потребителя и производителя (треугольник NP N) не реализуется. Эта мертвая зона возникнет из-за того, что монополия ограничивает выпуск продукции 120 единиц. Не было бы монополии, конкуренты сбили бы цену и объем выпуска увеличился бы до 200 единиц, что позволило бы реализовать потенциальный выигрыш от обмена. Существование же «мертвой зоны» свидетельствует об относительной неэффективности монополии.
20.1. совершенная конкуренция 20.3. олигополия