20.4. монополистическая конкуренция

В системе несовершенной конкуренции возникает еще один, достаточно распространенная разновидность, сочетающий черты свободной конкуренции с небольшой дозой монопольной власти. Такая рыночная структура называется монополистической конкуренции. ее основные характеристики: относительно большое количество участников, что исключает полный контроль над рынком или сговор; сравнительно легкий вход на рынок и выход из него; выпуск продукта, который обязательно чем-то отличается от других, изготавливается только определенным производителем и защищен патентом, торговой маркой , фирменным знаком тощо.
Ситуация на таком рынке будет определяться двумя разнонаправленными тенденциями. С одной стороны, степенью дифференциации продукта: чем он выше, чем индивидуализованиши предлагаемые товары и услуги, тем менее эластичен спрос, больше возможность поднять цену выше средних издержек и получать чистую экономическую прибыль. С другой стороны, наличием довольно широкого круга конкурентов, рост количества которых увеличивает эластичность спроса, снижает цены и сводит прибыль к нормальному ривня.
Стремясь максимизировать прибыль, фирма может поднять цену без особого риска потерять всех своих покупателей, поскольку они предпочитают по каким-то причинам продукции именно этой фирмы перед всеми другими и готовы платить за нее даже завышенную цену. Здесь она ведет себя как монополист и ее рыночная позиция в короткий период характеризуется теми же чертами, что и чистая монополия: уровень выпуска определяется равенством предельного дохода и предельных издержек при цене, которая превышает эту точку равновесия (рис 20.8).
Уровень выпуска, соответствующий точке пересечения кривой предельного дохода (MR) и кривой предельных издержек (МС), достигается при цене Рг Однако спрос поддерживается на высшем уровне, поскольку определенная группа покупателей согласна платить больше за продукцию фирмы, которой они предпочитают, и цена устанавливается на уровне Р2. Фирма получает чистый прибуток.
Но в отличие от чистой монополии этот рынок относительно свободен для появления на нем новых фирм, которых привлекает сюда высокую прибыль. Разумеется, они не могут выпускать продукцию, абсолютно идентичную той, что выпускают уже существующие здесь фирмы, но производить достаточно близки заменители могут. В результате усилится конкуренция, упадет спрос и вырастут удельные затраты. Кривая спроса и кривая удельных затрат (АС) двигаться навстречу друг другу, пока не будет достигнута долгосрочное равновесие в точке их пересечения, что означает исчезновение сверхприбыли, который привлекает новые фирмы (рис. 20.8,6).
Неценовая конкуренция.
Неценовая конкуренция играет важную роль в достижении равновесия в этой рыночной структуре. Однако в отличие от рынка чистой конкуренции влияние на спрос здесь осуществляется не через цены, а методами неценовой конкуренции. Характерной чертой этого типа рынка является то, что потребительский спрос перестает быть для фирмы-производителя чем-то данным извне, а становится объектом активного формирования. Потребителю нужно предложить продукт, который чем-то отличается, лучше того, что уже существовал на рынке, и убедить его в преимуществах новой модели, ее большей соответствия запросам и потребностям. Отсюда - постоянное стремление разнообразить предлагаемые товары рассчитывая на конкретные виды потребностей, улучшать их потребительские якости.
Важную роль играют также реклама и различные способы продвижения товаров. Если дифференциация товаров и услуг приспосабливает продукт к особенностям потребительского спроса, то реклама дает возможность приспосабливать потребительский спрос к продукту. Она дает информацию о новых товарах, об улучшении в традиционных, способствует созданию новых потребностей. Разумеется, это требует затрат, которые увеличивают общие затраты. Однако, если с помощью рекламы удается расширить спрос на продукт, а следовательно, и объем его выпуска, и удельные затраты могут сократиться, а потому в конце концов потребитель получит продукт по более низкой цене, чем при отсутствии рекламы. Правда, если расходы на продвижение товара встречают столь же энергичные усилия со стороны конкурентов, доля каждой фирмы в предложении практически не изменится и поэтому расти не только общие, но и удельные затраты, а значит - и цены. В условиях монополистической конкуренции целевая функция фирмы - максимизация прибыли достигается путем комбинирования трех факторов: цены, объема выпуска и усилия по продвижению товару.
Познакомившись подробнее со всеми четырьмя рыночными структурами, можем немного расширить и уточнить их сравнительные характеристики, сопоставляя особенности их рыночного поведения (влияние на цены, возможности максимизации прибыли или минимизации затрат) (табл. 20.5).
В реальной экономической системе все проанализированы рыночные структуры могут существовать одновременно, взаимодействуя друг с другом. Определенная доля рынка приходится на монопольные и олигопольные образования. В отдельные периоды их удельный вес может расти и они могут стать даже доминирующими в экономике. Таким, очевидно, был период от последней трети XIX в. до 30-х pp. XX ст. Однако ослабление конкурентной основы отрицательно сказывалось на результатах экономической деятельности, прежде всего на эффективности. Структуры, связанные с лучшим контролем со стороны конкурентов, возникающие становятся распространенными. Перспективного вида приобретает монополистическая конкуренция, сочетающий черты свободной конкуренции и чистой монополии. Такое сочетание позволяет воспользоваться преимуществами обоих чистых структур, одновременно взаимно погашая их негативные последствия. Эта разновидность можно считать наиболее развитой формой рыночной конкуренции, которая синтезирует черты и свойства других. Но и она не может рассматриваться как единственно желательно, вытесняющая все остальные. Современный рынок - это сочетание в разных пропорциях самых разнообразных типов конкуренции.
Рыночный механизм - это взаимодействие различных рыночных элементов: цены, конкуренции, спроса, предложения, конъюнктуры, предоставляющих определенной направленности экономическом поведении общества и согласовывают частные та7 общественные интересы. Рыночный механизм действует на основе определенных экономических законов (стоимости, конкуренции, спроса, предложения, конъюнктуры). Ведущая роль принадлежит механизма цен, из-за действий которого под натиском механизма конкуренции происходит сдвиг спроса, предложения и периодически достигается уравновешенный конъюнктура. Действовать рыночный механизм может при наличии тех же условий, что и функционирования рынка (экономическая демократия, равноправие, различные формы собственности и хозяйствования, обоснованное вмешательство государства в экономику, относительно регулируемое ценообразование, наличие конкурентной среды). Рыночный механизм выполняет ряд функций: возвращает экономику к человеку, стимулирует эффективное (до определенных пределов) использования ограниченных ресурсов на основе ускорения научно-технического прогресса, способствует сбалансированности спроса и предложения. Однако ряд экономических проблем остается вне компетенции рыночного механизма (обеспечение экономики финансовыми средствами, а общества - коллективными благами, устранение чрезмерной инфляции и монополизации, решения кардинальных экологических, научно-технических и структурных проблем, социальная защита населения и т.д..). Вот почему вместе с рыночным механизмом важную роль в регулировании современного хозяйства, ориентированного на экономическую и социальную эффективность, играет государство.
20.3. олигополия ГЛАВА 21. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ