30.4. Проблемы интеграции Украины в мировое хозяйство

Процессы интернационализации, усиливающиеся и глобализации хозяйственной жизни, взаимозависимость, которая нарастает, и влияние общемировых тенденций на экономику отдельных стран обусловливают необходимость для каждого из них определить свое место в мировом хозяйстве. Такая задача стоит и перед Украиной и актуальность ее решения обусловлена рядом специфических причин и обставин.
Украина - страна с достаточно высоким уровнем внутренне национального разделения труда. Специализированные производ-1 ва сориентированы на кооперацию с партнерами, находящимися чаще за пределами государственных границ. Это обуславливает настоятельную производственную необходимость регулярных экспортно-импортных операций. Треть национального производства опосредуется действием внешнеэкономических факторов. Будучи составной частью Советского Союза, экономика Украины принимала участие в международном разделении труда преимущественно среди стран - участников СЭВ. Доля взаимной торговли стран-членов СЭВ в общем объеме их товарооборота превышала 70%. Что касается внутрисоюзного оборота, то он осуществлялся централизованным планированием распределения ресурсов и продукции и только при незаурядной условности мог быть назван товарным. Распад Союза, ликвидация СЭВ, введение национальных валют, переход на торговлю по ценам мирового рынка очень болезненно отразились на экономике бывших социалистических стран. Для Украины шок стал особенно ощутимым, потому что отрасли его специализации (машиностроение, пищевая промышленность) были очень энергоемкими и лишения поставок практически даровой энергии резко ухудшило условия торговли. Переход на цены мирового рынка энергоносителей привел к их росту в 5,5 раза, тогда как цены на товары традиционного экспорта резко отстали, в том числе и из-за их низкой конкурентоспособности. Условия торговли (отношение цен на импорт к ценам на экспорт) ухудшились более чем на 70%. Это неблагоприятно сказалось и на структуре импорта. Помимо высокой доли энергии в общем импорте, значительный удельный вес в нем составляют потребительские товары, а доля инвестиционных товаров остается низкой. Это негативно влияет на процесс повышения технического уровня, необходимого для роста производительности труда, занятости, реальных доходов и в конечном итоге - экономическое зростання.
Переориентация приоритетов внешнеэкономической деятельности из задач, диктуемых государственными планами, на требования и запросы мирового рынка, порождает ряд сложных проблем, решение которых требует выработки обоснованной и взвешенной внешнеэкономической стратегии, целью которой было бы перестройки путей активного взаимодействия с мировым хозяйством. Поиски путей осложняются, с одной стороны, кризисным состоянием переходной экономики, с другой стороны, слабой совместимостью со структурой мировой экономики. Однако, поскольку создание эффективной экономики определяется уровнем ее интеграции в глобальную экономическую систему, альтернативы такому направлению развития просто не иснуе.
Мировой опыт свидетельствует, что есть два наиболее типичные варианты внешнеэкономической стратегии: импортозамещающих и экспортоориентированных. Импортозамещающие модель характерна для стран встретились с проблемой догоняющего развития, со слабой неконкурентоспособной обрабатывающей промышленностью, где спрос на промышленные товары удовлетворяется в основном за счет импорта. Задача - преодолеть отставание и обеспечить экономический рост - связывается с мерами по ограничению различными способами доступа в страну иностранных товаров, контролем за использованием валютных средств и вложение их в приоритетные отрасли, препятствиями на пути вивизення национального капитала, который предполагается использовать для финансирования отечественного производства . Такая модель кажется простой и привлекательной, поскольку позволяет оградить собственное производство от иностранной конкуренции, расширить внутренний рынок. Кроме того, протекционистская политика дает возможность пополнять бюджет за счет повышения таможенных тарифов, продажи лицензий тощо.
Стратегия импортозамещения позволяет на каком-то этапе обеспечить промышленности рост за счет ограничения конкуренции со стороны импортных товаров на внутреннем рынке. Но вскоре она наталкивается на присущие ее природы границы. Импорт потребительских товаров действительно сокращается, но зато растут потребности отечественной промышленности, развивающейся в сырье, энергии, технологиях. их можно получить опять же только за счет импорта, за который нужно расплачиваться валютой. Зарабатывать ее можно, экспортируя продукцию производства собственной промышленности, но беда в том, что отгорожены от внешней конкуренции предприятия выпускают неконкурентоспособную на мировых рынках продукцию. Непосредственным следствием становится недостаток конвертируемой валюты и борьба вокруг ее распределения. Страны, богатые природные ресурсы, могут пополнить свои валютные резервы за счет сырьевого экспорта. Бедные ресурсы страны достигают границы возможностей импорто-заменяющей модели гораздо швидше.
Страны переходной экономики, в том числе Украины, сталкиваются с проблемами, характерными для догоняющего типа развития, и поэтому соблазна импортозамещающей модели здесь достаточно велики. Несмотря на заявления о стремлении к скорейшей интеграции в мировую экономику, хозяйственная практика свидетельствовала о непреодолимое желание использовать меры по ограничению импорта (высокие тарифные барьеры, импортные сборы, нетарифные ограничения, квотирование импорта). Увеличение давления на импорт, а также выборочное предоставление налоговых льгот и привилегий отдельным экспортерам или отдельным отраслям свидетельствует о склонности к политике импортозамещения. В краткосрочном плане такая политика может дать некоторый эффект, но очень быстро наталкивается на ограниченность внутренних рынков, порождает тенденцию торможения образования капиталов, импорта технологий, замедление структурных змин.
Особо следует отметить, что ограничение импорта подрывает стимулы и возможности технического обновления, и, как результат, ведет к отставанию в темпах роста производительности, что в конечном итоге связано с риском замедления экономического роста. Выгоды такой политики в большей степени ощущаются в странах, требующих первоначальных импульсов для проведения индустриализации. Что касается Украины, то главная проблема для нее не начальная индустриализация, а реструктуризация экономики, и поэтому политика импортозамещения значительно меньшей степени соответствует * ее умовам.
Мировой опыт свидетельствует, что существует тесная корреляция между высокими темпами капиталообразования, высоким уровнем производительности труда и дохода на душу населения и степенью открытости экономики. Поэтому в долгосрочной перспективе более плодотворным с точки зрения экономического роста представляется внешнеэкономическая политика, ориентированная на экспорт и предусматривает, в частности, равномерное расширение нагрузки на импорт, не отдавая предпочтения ни одному из секторов народного господарства.
Модель экспортно экономической политики предполагает: во-первых, открытие внутреннего рынка для иностранной конкуренции в сочетании с гибким защитой отечественного производителя, во-вторых, выявление отраслей специализации, по которым страна имеет сравнительное и конкурентное преимущества в мировой или в региональной экономике и закрепление соответствующих ниш на остроконкурентном мировых рынках товаров и услуг, в-третьих, создание благоприятных финансовых условий для международного предпринимательства (стабильная денежная единица, конвертируемая национальная валюта, развитая банковская инфраструктура); в-четвертых, гармонизация национального внешнеэкономического законодательства с мижнародним.
На микроуровне такая политика предполагает: превращение внешнеэкономической деятельности на органическую составную часть хозяйственной деятельности предприятия; свободный маневр предприятий всех видов собственности по всему полю мирового хозяйства; свободный выбор экономическими субъектами отечественных и иностранных партнеров и рынков, при осуществлении хозяйственных операций.
Формирование открытой экономики, интегрированной в мировое хозяйство, требует значительных усилий и средств.
Иностранные инвестиции.
0дним 3 существенно источников средств может стать привлечение иностранных инвестиций в виде ссуд и кредитов, и особенно в виде прямых капиталовложений. Прямые иностранные инвестиции направляются, как правило, в области, где можно недорого производить конкурентоспособные в международном масштабе товары на экспорт. Тем самым они стимулируют интеграцию в систему международного разделения труда, создают трамплин для широких экспортных поставок. Они становятся импульсом для реструктуризации и модернизации производственного аппарата, способствуют привлечению современных технологий, «ноу-хау», а следовательно, росту производительности труда и повышению эффективности производства. Большим фактором является и то, что иностранные инвестиции способствуют не только сохранению существующих и созданию новых рабочих мест, но и утверждению рыночных отношений, привнося в страну-реципиент опыт работы современных рыночных предприятий. Через них постепенно внедряются нормы новой трудовой этики, этики взаимоотношений продавца и покупателя, заинтересованность в конечном результате производства и повышении качества выпускаемой продукции. Украина имеет ряд условий, что делает ее весьма привлекательной для иностранных инвесторов. Это большой потенциальный рынок (50 млн. человек) и высокий уровень образования и квалификации, благоприятная квалификационная структура рабочей силы (высокая доля лиц с инженерно-технической подготовкой), удобное географическое положение в центре Европы, и, наконец, низкий уровень заработной платы. Однако приток иностранных инвестиций в Украину оказался очень незначительным и гораздо меньше ожидаемого. Несмотря на то, что тенденция к их увеличению, хотя и неравномерного, начиная с 1992 года, наблюдается, общий их объем остается крайне малым. В конце 90-х годов в Украине на душу населения приходилось $ 15 иностранных инвестиций и она занимала по этому показателю последнее место среди всех восточноевропейских стран (для сравнения: в Венгрии $ 1000 на душу населения, Чехии - $ 400, Эстонии - $ 320, Польши - $ 140). Не совсем оправдались ожидания относительно направления инвестирования. Предполагалось, что основным мотивом будут экспортные шансы, которые открываются возможностью изготовления или переработки товаров с более низкими издержками из-за дешевизны местных ресурсов, главным образом, рабочей силы. Оказалось, что преобладал другой мотив - доступ на местные рынки, и иностранные инвестиции направлялись главным образом туда, где обеспечивались большие объемы сбыта: розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, особенно финансовых. Сфера производства оказалась в этом на вторых ролях. Такой неблагоприятной ситуации способствовал ряд причин, которые создавали препятствия на пути притока иностранных инвестиций. Среди них одной из наиболее существенных является отсутствие экономической и политической стабильности. Это проявляется в медленном проведения рыночных реформ, особенно процесса реальной приватизации, сохранении угрозы высокой инфляции, обуздание которой удалось осуществить только твердыми монетарными мерами, что не дает гарантии устойчивости национальной денежной одиници.
Вторая группа причин - неразработанность и отсутствие стабильности в законодательстве. Действующая система законодательных актов, регулирующих условия иностранного инвестирования, сложная, противоречивая, предусматривает немало бюрократических процедур, которые усложняют и. Затягивают процесс открытия филиалов или совместных предприятий. К законам часто вносятся изменения, нередко предусматривают обратное действие. К тому же, формулировки законов оставляют возможности для их произвольной интерпретации. Сюда же добавляется и несовершенство налогового законодавства.
Третья группа - причины, связанные с неразвитостью инфраструктуры, в частности, финансовой. Отсутствует порядок, по которому единственная организация отвечала за оформление инвестиций, порождает изнурительные хождения по различным инстанциям, сопровождаемые официальными и неофициальными поборами. Возникают трудности в оформлении виз, прохождении пограничного контроля, наконец, просто с перевозками вантажив.
Все это создает в стране неблагоприятный инвестиционный климат и непривлекательный имидж по условиям инвестирования. В авторитетном международном рейтинге, опирается на опрос представителей ведущих банков Западного мира, в середине 90-х годов Украина занимала 111-е место после Того, Танзании и Нигерии. Устранение препятствий - необходимое условие притока иностранных инвестиций, что в свою очередь могло бы способствовать включению Украины в мировой общецивилизационный процесс. Необходимо, прежде всего, добиваться макроэкономической стабилизации, уменьшения риска капиталовложений, связанного с отсутствием правовых и организационных гарантий, повышения доходности инвестиций. Экспортно модель могла бы быть наиболее благоприятной для Украины, поскольку позволяет использовать мировые рынки как дополнительный фактор экономического роста. Вместе с тем ориентация на такой тип развития не исключает обращения и к некоторым элементам политики импорто-замещения, употребление обоснованных протекционистских мер по защите отечественного производства, что способствовало бы оптимизации экономической структуры, которая позволяет занять достойное место в мировом хозяйстве.
30.3. Структура мирового хозяйства и ее эволюция ГЛАВА 31. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ