31.1. Роль внешней торговли в экономическом развитии
Внешняя торговля, то есть международный обмен товарами и услугами, относится к числу наиболее древних форм международных экономических отношений. Другие их формам относятся движение капитала, международная миграция рабочей силы и международные валютные видносини.В чем привлекательность внешней торговли? Эффективность системы международного обмена по сравнению с системой самообеспечения обусловлена хотя бы тем, что ни одна страна не всех ресурсов, необходимых для удовлетворения существующих потребностей. Для каждой страны характерен свой набор природных ресурсов, размеров капитала и труда, который может быть использован для производства ВВП. Специализация страны по производству именно тех товаров, для создания которых у нее есть наилучшие условия, позволяет ей, расширяя производство именно таких товаров, использовать часть из них для закупки отсутствующих. А поскольку такой специализацией охвачено производство во всех странах, то в результате и мировое производство всех товаров оказывается намного выше, чем при системе самозабезпечення.
Такое объяснение не требует особых доказательств для случая, когда сравнительных издержек та или иная страна не только не производит какого-либо товара, но и не способна его производить в принципе. А как же в случае, если обе страны могут производить два одинаковых товары? Имеет ли в таком случае смысл внешнеторговая специализация, и если да, то в каком направлении она должна осуществляться каждой страной? Ответ на этот вопрос дает теория сравнительных издержек, разработанной еще Давид Рикардо, но не потерявшей актуальности.
Рассмотрим условный пример. Пусть имеются две страны, которые производят два одинаковых товары, но в разных отношениях в расчете на единицу используемых ресурсов. Предположим, Украина может с единицы ресурсов выработать 3 т зерна или 1 т нефти, а Россия, соответственно, с единицы ресурсов может произвести 2 т зерна или 5 т нефти. Какой в таких условиях должна быть внешнеторговая специализация, чтобы она приносила выгоду обеим странам? Допустим, каждая из стран делает определенное количество того и другого продукта в соответствии со своими внутренними потребностями, ориентируясь на внутренний рынок. Если Россия решит переключить часть своих производственных возможностей с зерна на нефть, то в расчете на единицу используемых ресурсов уменьшение производства зерна на 2 т будет сопровождаться увеличением добычи нефти на 5 т. Если и Украина осуществит специализацию, то в расчете на единицу используемых ресурсов уменьшения нефтедобычи на 1 т будет сопровождаться увеличением производства зерна на 3 т, вследствие общее мировое производство зерна увеличится на 1 т, а добыча нефти - на 4 т. Если же будут выбраны для специализации другие товары, то сократится мировое производство каждого товара. Ясно, что при такой ситуации Россия должна специализироваться на добыче нефти, а Украина - на выращивании зерна, то есть каждая из стран специализируется на производстве того товара, в котором она имеет преимущество перед другим государством. Однако приведенный пример иллюстрирует простейший случай, когда одна страна имеет преимущество в производстве одного товара, а другая - другого. Здесь выгоды от разделения труда очевидны. Но, оказывается, что даже если данная страна имеет преимущество перед другой в производстве обоих товаров, то в таком случае специализация оказывается выгодной для обеих стран. Причем страна, имеющая преимущества в производстве обоих товаров, должна специализироваться на производстве того из них, где это преимущество выше. В этом основная идея теории сравнительных преимуществ. -
Изменим условия примера. Предположим, Украина с единицы ресурсов может произвести 2 т зерна или 2 т нефти, а Россия - соответственно 3 т зерна или 5 т нефти, то есть Россия имеет преимущество перед Украиной и в производстве нефти, и в производстве зерна. В таком случае если Россия переключит 3 ед. своих ресурсов на производство нефти, прирост производства нефти составит 15 т при одновременном уменьшении производства зерна на 9 т. Но если Украина в свою очередь переключит 5 ед. ресурсов на производство зерна, то в целом, она увеличит производство зерна на 10 т, уменьшив добычу нефти на 10 т. В конце концов, в результате международной специализации мировое производство зерна увеличится на 1 т, а нефти - на 5 т. В этом случае Россия осуществила специализацию по производству нефти, эффективность добычи которой по сравнению с Украиной выше в 2,5 раза, тогда как эффективность производства зерна - только в 1,5 рази.
На кривых производственных возможностей каждой из стран на рис. 31.1 изображен условия производства при самообеспечении (соответственно, кривые АЕ и ВК).
Наклон каждой кривой определяется количественным соотношением возможностей производства каждого продукта в соответствующей стране: для России наклон составляет 5:3, для Украины - 1:1. Точка А показывает объем производства в России при полной специализации на нефти, точка В - объем производства на Украине при полной специализации на зерне. Кривые АС и ВД - это кривые торговых возможностей, иллюстрирующие различные наборы, комбинации количеств нефти и зерна, которые возможны на основе обмена части национального производства данного продукта на продукт исключительной специализации другой страны. Наклон каждой кривой определяется соотношением цен обмениваемых товаров, фиксируя тот или иной уровень условий торгивли.
Условия торгивли
Условия торговли определяют, какое количество импортных товаров можно приобрести в обмен на единицу экспортируемого товара. Эта пропорция зависит именно от соотношения цен экспортируемых и импортируемых товаров. Оно задается, с одной стороны, условиями производства в каждой стране, а с другой стороны, соотношением спроса и предложения соответствующих товаров на мировых рынках. Так, Россия, отказываясь от производства 3 т зерна для увеличения производства нефти на 5 т, не захочет продавать нефть Украину, если цена 1 тонны нефти будет меньше, чем 3/5 цены тонны зерна, поскольку в этом случае ей дешевле окажется производить зерно самой . С другой стороны, Украина не будет заинтересована в том, чтобы продавать зерно России, если цена тонны зерна будет ниже, чем цена тонны нефти, поскольку в противном случае выгоднее будет не покупать нефть, а добывать ее самостоятельно. Реальный диапазон приемлемой для обеих сторон цены на нефть, следовательно, будет находиться в промежутке между ее соотношением с ценой зерна 1:1 и соотношением 3:5. Для Украины тонна нефти должна быть не дороже тонны зерна, а для России выгодно продавать нефть, если за нее можно иметь не менее 0,6 т зерна. Если, скажем, соотношение цен таково, что позволяет осуществить обмен 1 т нефти на 0,8 т зерна, то такое соотношение взаимовыгодное. Конкретный уровень соотношения цен будет определяться соотношением спроса и предложения на нефть и зерно на мировом рынке; Чем выше будет соотношение спроса и предложения нефти по сравнению с соотношением спроса и предложения зерна, тем соотношение цен будет ближе подходить к уровню 0,6:1 и наоборот .
Графическая интерпретация на рис. 31.1 предусматривает случай полной специализации каждой из стран на производстве одного вида продукции. В действительности, однако, полная специализация скорее исключение, чем правило. Это объясняется тем, что с переключением все большего количества ресурсов на производство какого-либо товара страна увеличивает соответствующий уровень производства в меньших масштабах, чем при предыдущем переключении. Возникает интересный вопрос: как определить, имеет ли страна сравнительное преимущество в производстве конкретного товара? Рассмотрим условный пример с производством сахара в Украине и России. На рис. 31.2 изображена ситуация, характерная для каждой из стран по производству цукру.
Предположим, что вследствие каких-либо причин взаимный обмен сахаром отсутствует. Положение кривых спроса и предложения в каждой стране свое. Равновесная цена сахара в Украине равна 2,2 гривны за 1 кг (т. F), в России, согласно, 16,5 рублей за 1 кг (т. Е). Пусть обменный курс гривны по отношению к рублю составляет 0,182 гривны за 1 рубль. Как видим, относительная цена сахара в России выше, чем в Украине: 1 кг сахара в России в пересчете на гривны стоит 3 гривни.
Теперь предположим, что страны устранили таможенные барьеры для свободной торговли сахаром. Что произойдет в таком случае? Производители сахара в Украине увидят, что его экспорт в Россию дает возможность получить дополнительную прибыль в размере 0,8 гривны за каждый килограмм по сравнению с реализацией его внутри Украины. Вследствие роста украинского экспорта предложение на украинском рынке начнет сокращаться, на российском - увеличиваться, а цены, соответственно, в Украине - расти, а в России - падать. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цены не сравняются на таком уровне, на котором объемы экспорта, приемлемые для Украины (отрезок CD), совпадут с объемом импорта, удовлетворяющей Россию (отрезок АВ). Таким образом, наличие сравнительных преимуществ в производстве того или иного товара можно определить по тому обстоятельству, приносит экспорт этого товара дополнительный доход или ни.
В современных условиях различия между странами в уровне развития техники и технологии не непреодолимы. Но даже при условии, что уровень научно-технического развития двух стран примерно одинаков, но и в таком случае их внешнеторговая специализация взаимовыгодным. Одна из причин этого заключается в том, что, осваивая в процессе такой специализации рынок другой страны, фирмы данной страны получают дополнительную прибыль от экономии на масштабах производства, благодаря чему затраты на производство единицы продукции оказываются в таком случае ниже, чем они были бы при меньших масштабах и ориентации производства исключительно на потребности внутреннего ринку.
В современных условиях выгоднее продавать традиционные Товары, а новые технологии и строить за рубежом заводы по выпуску современной наукоемкой продукции. Деятельность многих транснациональных корпораций основывается именно на использовании новых технологий в других краинах.
Рассматривая выгоды от использования принципа сравнительных преимуществ во внешней торговле, необходимо, однако, отметить, что его распространение связано и с определенными издержками. Приток в страну дешевых импортных товаров ослабляет конкурентные позиции национальных производителей, вызывает их недовольство. Он может привести к свертыванию национального производства и рост безработицы. Вот почему принцип свободы торговли на практике реализуется рядом с ограничениями, которые составляют суть протекционизма. Среди них следует отметить таможенные тарифы и квотування.
Таможенные тарифы представляют собой не что иное как налог правительства на импорт. Цель такого обложения - уменьшение потребления импортных товаров и получения дополнительных средств в государственный бюджет. Тарифы могут быть ограничительными и запретительными. Запретительный тариф делает невыгодным импорт данного товара, в результате чего правительство не получает вообще никаких таможенных пошлин. Тарифные ограничения является негативным фактом, поскольку они затрудняют свободную конкуренцию, искусственно поддерживают «на плаву» отсталые национальные предприятия. Наконец существование таможенных барьеров приводит к снижению уровня жизни, так как потребители вынуждены платить более высокие цены за товары, купуються.
Второй барьер на пути свободной торговли - квотирование, т.е. установление количественных ограничений импорта товаров в течение определенного срока. Квотирование также приводит к повышению цен в стране-импортере и соответственно к их снижению в стране-экспортере. Квотирование в определенном смысле хуже, чем тарифные барьеры, поскольку если импортер достаточно эффективно ведет производство, он может снизить издержки и частично нейтрализовать негативные последствия тарифов. В случае же квотирование использования таких возможностей лимитировано установленными размерами разрешенного импорту.
Наряду с двумя препятствиями для развития свободной торговли - таможенными тарифами и квотированием существуют еще несколько барьеров. Это всевозможные экспортные субсидии национальным производителям, призваны создать им дополнительные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке, а также система лицензирования импорта и установления завышенных стандартов качества импортируемых товаров с целью затруднить или сделать невозможным сам импорт. Несмотря на отрицательные результаты существование ограничений в свободной торговле (сокращение объемов торговли, рост цен, защиту национального производства от конкуренции, снижение жизненного уровня населения), эти ограничения имеют многочисленных прихильникив.
Основные аргументы введения ограничений сводятся к следующему:
Во-первых, интересы национальной безопасности. Выпуск оборонной продукции лучше осуществлять на собственных заводах, чем импортировать соответствующие виды военной техники, даже если это обходится дороже, поскольку в таком случае безопасность страны гарантируется независимо от развития международной обстановки и характера политических взаимоотношений со странами, которые могли быть экспортерами дешевых видов озброень.Module . Во-вторых, необходимость поддержки новых, быстрорастущих отраслей экономики, пока они не станут на ноги и смогут обходиться без защитных мер со стороны уряду.
В-третьих, необходимость борьбы с безработицей внутри страны. Однако противники такого подхода вполне справедливо считают, что целесообразнее было бы не поддерживать искусственно неконкурентоспособность отдельных отраслей, а бороться с безработицей методами фискальной и монетарной политики в сочетании с осуществлением программ переподготовки рабочих, высвобождаемых в соответствующих галузях.
В-четвертых, целесообразность уменьшения зависимости экономики страны от чрезмерно узкой специализации. Так, если внешняя торговля данной страны зависит от какой-либо одной экспортной отрасли, то это делает данную страну уязвимой в плане зависимости от колебаний мировой конъюнктуры. Вводя тарифные ограничения, данная страна может стимулировать развитие ряда дополнительных отраслей, что делает ее менее зависимой от импорта соответствующих видов продукции.
В-пятых, тарифные ограничения при определенных условиях могут вести к улучшению условий торговли. Так, введение тарифов, вызывая рост внутренних цен на импортные товары, ведет к сокращению спроса на них и, следовательно, к падению мировых цен, создавая дополнительные возможности для импорта. Однако такой способ улучшения условий торговли является очень ненадежным, поскольку применение аналогичных мер другой стороной может свести на нет выгоды инициаторов этих мероприятий от их введення.
Многие аргументы имеют ложные исходные позиции. Так, часто при обосновании необходимости применения тарифных барьеров исходят из того, что поскольку зарубежные партнеры получают от торговли с нами якобы больше выгоды, чем мы, то в наших интересах уменьшить ее размеры, чтобы сократить величину наших потерь от нее. Между тем целесообразность внешней торговли возникает именно из того факта, что она во всяком случае взаемовигидна.
Нередко в качестве аргумента в пользу тарифных барьеров выдвигается то, что, поскольку в менее развитых странах заработная плата ниже, то импорт дешевых товаров из этих стран подрывает занятость в собственной стране. При этом упускается из виду, что в странах с более высокой заработной платой и производительность труда выше, так что в целом удельные затраты заработной платы в расчете на единицу продукции оказываются не выше, чем в странах с более низкими абсолютными размерами заработной плати.
Наконец, на бытовом уровне возражения против увеличения импорта основаны на предположении о том, что если покупаются отечественные товары, то деньги из страны не идут, а если импортные - то страна теряет средства. Однако иностранцы, получая деньги за свои товары, имеют цель не увезти эти деньги с собой, а именно потратить их на закупку наших товаров. Деньги в данном случае не является самоциллю.
Возникает вопрос: почему же, несмотря на очевидные преимущества свободной торговли, существуют сторонники ограничений этого принципа? Одна из причин этого, безусловно, недостаточно глубокое знание законов развития экономики многими государственными деятелями. Однако есть и более существенные обстоятельства. Несмотря на то, что в целом для общества принцип свободной торговли приносит выгоды, отдельным общественным группам его реализация доставляет неприятности. Прежде всего это относится к неконкурентоспособных отраслей. Соответствующие общественные группы - и предприниматели, и рабочие - как правило, более эффективно организованные в отстаивании своих специфических экономических интересов, чем общество, отдельные члены которого разобщены и не всегда осознают свои интересы. Это позволяет таким группам осуществлять соответствующее давление на органы законодательной и исполнительной власти, побуждая их проводить соответствующую таможенную политику. Не учитывать их интересов, естественно, невозможно. Однако реальная политика должна исходить из приоритета интересов общества. Хотя при этом иногда следует предусматривать реализацию соответствующих программ помощи отраслям, не выдерживают иностранной конкуренции, включая правительственную поддержку программ переподготовки рабочих, высвобождаемых и их працевлаштування.
ГЛАВА 31. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ | 31.2. Валютный курс и платежный баланс |